Перехитрить лисовина. Тонкости охоты на рыжую бестию

Изображение Перехитрить лисовина. Тонкости охоты на рыжую бестию
Изображение Перехитрить лисовина. Тонкости охоты на рыжую бестию

Образ жизни современных людей меняется сегодня семимильными шагами. Вместе с ним меняются мода, одежда, ткани и материалы. Человеку уже не нужна меховая одежда, и пушной промысел сходит на нет. Теперь пушниной занимаются больше любители-спортсмены

Перехитрить, пересидеть, обложить и добыть лису — это настоящий спорт и мастерство охотника. А красивая лисья шкурка, например в виде ковра с головой зверя, может отлично украсить стены вашей квартиры или дачи.  

Сейчас самые популярные способы охоты на лисицу — это привада и манок. Применение нарезного оружия и ночной оптики на той же приваде облегчает охотнику добычу хищника. Лиса — зверь чуткий, и винтовка позволяет брать ее с большого расстояния; а «ночник» помогает в темные осенние вечера, когда нет снега на полях. Манки используют трех типов: писк мыши (традиционный вариант), крик раненого зайца или хищной птицы. И именно их применение подойдет городским охотникам.

Мне же по душе в этой охоте использовать ружье. Почему? Все-таки подманить лису на расстояние 30–50 метров, на верный дробовой выстрел, надо постараться. И тут прежде всего важны маскировка, правильная посадка на засидке, учет ветра, погоды, складок местности и умение «играть» на манке. При таком способе идет настоящий контакт с диким зверем. Ведь лисица, несмотря на свою крайнюю осторожность, очень любопытное животное. Был случай, когда она подошла ко мне на пять метров. Зашла со спины и обошла по кругу, не понимая, видимо, что перед ней — снежный ком или человек. А в руках у меня в тот момент была кружка чая и термос. И таких интересных моментов было много.

МАНОК НА ВОРОНУ

Поселился как-то у меня в рюкзаке «штатовский» манок на ворону FaulksC-50 CROWCALL. Три резких крика — и ты видишь, как летит на тебя серая разбойница, если заметит, то, конечно, сразу отлетит в сторону. И вот я решил попробовать подманить этим вороньим криком лису. Хищный зверь отлично соображает, что несет собой каждый звук, каждый крик в лесу или в поле. Позывки вороны на завтрак должны заинтересовать лисицу.

Изображение Манки, патроны, острый нож — нехитрые акcесcуары охоты на лисиц. Фото автора.
Манки, патроны, острый нож — нехитрые акcесcуары охоты на лисиц. Фото автора. 

Этот метод сильно привязан к местности и погоде. Выбираю участок недалеко от деревни (лиса зимой всегда крутится вокруг жилья человека). Поля, что очень важно, обработаны, с посевами, с вилками соломы или остатками стогов. Местность разрезана лесопосадкой, овражком и ручьем. В кустах гнездятся сороки, есть и куница, и енот, и русак — лунной ночью много кого можно увидеть.

Лесопосадка посередине спускается в овражек, что позволяет обозревать поле снизу. Бывало, сидишь незаметно в низине и все хорошо видишь перед собой на белом снегу. Так, строчки лисьих следов я заметил при обходах заранее, затем наткнулся на разорванную тушку зайца, в кустах заметил стайки куропаток. Лиса здесь точно будет.

После сырой предновогодней оттепели резко ударил легкий морозец. Это мне на руку, так как все подстывает кругом, замирает, звуков меньше. И манок мой будет слышно хорошо. Да и подход к месту легче, чем по сырому, тяжелому снегу. В оттепель, безусловно, все насыщено запахами и хищник активен. Но все-таки лиса не любитель сырости, и переходы у нее в это время не столь велики, как в легкий морозец.

Решаю испробовать новый для меня метод ранним утром, перед рассветом, в конце декабря. Уже устойчивый снеговой покров позволяет увидеть лису на большом расстоянии. Видимость нормальная и без приборов. Начинает светать в 7:30 утра, но уже в 6:00 я на засидке. «Ниву» оставил подальше у дороги и, сделав крюк на лыжах, подошел к своему месту. Подход — дело важное. От этого в принципе зависит, увидишь ли ты вообще кого-нибудь на охоте.

Ветер зимой выстужает похлеще, чем мороз, поэтому я пользуюсь вагончиком комбайнеров, забытым в поле в снегу. Сажусь на стульчик, наваливаюсь спиной на стену. Удобно, комфортно, и ветер не достает, и зверь не чует. Надеваю маску на лицо, дабы не светить, как фонарь, укрываю ноги белым маскхалатом — всё, моя фигура полностью размыта: тело в тени стены, ноги неразличимы с сугробами.

Каждое движение перед выстрелом — это лишняя секунда. За эту секунду лиса может совершить резкий прыжок и пуститься наутек, так что ее не достать. Поэтому ружье, обмотанное бинтом и направленное стволами на возможное место появления зверя, я кладу на самодельную треногу на уровне плеч.

В советский раритет Иж-54 заряжаю номер один, а на дальнюю дистанцию — 0000. Выдержка в тишине 30 минут, и я начинаю манить. Благо оружие на треноге, руки свободны. Три резких карканья — и перерыв на две-три минуты. Как раз на рассвете просыпаются назойливые сороки. Они интересуются вороньим криком и начинают свою трескотню в соседних кустах, перепрыгивая с ветки на ветку. Делаю передышку. Сварливые «торговки» отлично приманят лисицу и без меня. Вот они замолкают. И снова три карканья. Пролетает куда-то в свою северную страну черный ворон.

Отвечает глухо. А от меня снова протяжное кар-р-р … Жду без движения. В деревне трещит трактор, брешут собаки, но это не помеха. Солнце красным диском поднимается над снежной целиной. А я с перерывами каркаю в манок.

Все, есть контакт! Справа краем глаза замечаю быстро приближающийся рыжий комок. Лиса бежит по полю на махах в мою сторону. Манить уже нельзя, фальшь хитрюга распознает сразу. Вот зверь все ближе и ближе. Он отлично понимает, от какого места исходит звук, и движется прямо на меня, надеясь разогнать ворон и успеть на пиршество. Замедляет ход и уже шагом идет к засидке.

Останавливается. Дистанция 50–60 метров. Ориентиры замечены заранее, так как на белом снегу легко спутать дистанцию. Вижу замешательство лисицы. Видимо, чует меня, не доверяет месту, отворачивается и готова уходить. Но мои руки уже на ложе, навожу стволы на лопатку и бью дальним зарядом 0000. Лиса падает как подкошенная.

Изображение Прибылая лисичка, добытая на манок, имитирующий голос вороны. Фото автора.
Прибылая лисичка, добытая на манок, имитирующий голос вороны. Фото автора. 

Бреду по снегу, не разряжаясь, сердце колотится от удачи. Лежит на белом снегу пушнина — рыжая с красным. Мех выходной. Зверь солидный. Над головой стрекочет поршневой спортивный самолет — рядом аэродром. Вот он, зимний охотничий антураж. Как будто на Крайнем Севере!

Ну, а теперь вперед на лыжню, затем нож в руки — и обработка трофея. Нужно довести охоту до конца.

КРИК РАНЕНОГО ЗАЙЦА

Охотничья индустрия сегодня предлагает нам большое разнообразие интересных электронных приманок на хищного зверя. Хоть и стоят они недешево, охотники активно их используют (электронные манки запрещены Правилами охоты. — Ред.) У кого-то они работают, кому-то не помогают. Все-таки зверь везде со своим характером, и условия различны в каждом регионе.

Что касается меня, то я предпочитаю духовой манок. Он как-то честнее, что ли. А электронные устройства подходят для технических, санитарных отстрелов вредных хищников в угодьях.

Манок NordikPredatorMini — вот что я решил использовать на февральских охотах, когда у лисы гон и бегает она интенсивно и далеко. Звонкий мяукающий крик раненого зайца отлично разносится по полю. Тут главное — не переусердствовать. Ну и, конечно, использовать его нужно только в угодьях, где есть косой.

Февраль — месяц лисьих свадеб, время, когда матерые лисы дерутся с друг другом и бегают за своими рыжими подругами по полю. Даже на приваду могут не заходить: есть дела поважнее. А вот криком раненого зайца их можно заинтересовать. И не только их. На звуки манка может и заяц прибежать, чтобы помочь своему ушастому собрату. В оттепель заинтересуется такой «музыкой» сонный от спячки енот. Ну и бродячие собаки, бич Подмосковья, могут запросто набежать. Тут уж теряться нельзя.

Одичавшая бродячая собака в охотничьих угодьях крайне опасна. Стаи диких собак в лесу не боятся человека и очень агрессивны. От них могут пострадать и лыжник, и ребенок на сельской автобусной остановке, и деревенский пешеход, идущий в хлебную лавку. И в этом вина не отчаявшихся животных, а людей, бесхозяйственность которых привела собак к бродячей жизни. Конечно, изымать таких вредных и опасных хищников в угодьях просто необходимо.

В этот раз я решил использовать февральскую метель. Во-первых, не так холодно, во-вторых, следы моего подхода к засидке тут же занесет пороша. Ну и, в-третьих, лиса любит прогуляться в метель, что неоднократно замечено. Итак, я выбрал вечер и в 18:00 был на месте.

Изображение Будьте бдительны при снятии шкурки с лисы и енотовидной собаки! Проверьте, угас ли зверь после выстрела. Аккуратно переверните лыжной палкой, ногой или стволом ружья тушку животного. Внимательно осмотрите ее на предмет признаков лишая, выпадения волос, наличия клыков в пасти. Если вы заметили, что добыли больное животное, не прикасайтесь к тушке голыми руками. Тело зверя необходимо утилизировать. ФОТО СВЕТЛАНЫ БУРКОВСКОЙ
Будьте бдительны при снятии шкурки с лисы и енотовидной собаки! Проверьте, угас ли зверь после выстрела. Аккуратно переверните лыжной палкой, ногой или стволом ружья тушку животного. Внимательно осмотрите ее на предмет признаков лишая, выпадения волос, наличия клыков в пасти. Если вы заметили, что добыли больное животное, не прикасайтесь к тушке голыми руками. Тело зверя необходимо утилизировать. ФОТО СВЕТЛАНЫ БУРКОВСКОЙ 

Лучшая маскировка — это использование элементов местности. Сел на стульчик в глубине редкого кустарника, предварительно сделал секатором прогалы для выстрела в нескольких направлениях — хорошо! Я сажусь спиной к ветру. За мной большой ствол ивы. Зверь пойдет, скорее всего, на меня в штык до определенного момента, пока не учует, или сбоку. Как обычно, выжидаю 30–40 минут. Слушаю лес и жду, когда утихнет шум, принесенный моим присутствием.

Наконец, начинаю манить. Сначала тихими редкими позывами (а вдруг лиса рядом в соседнем овраге?), затем, выждав несколько минут, двумя-тремя криками подранка. Что это мелькнуло над ветвями деревьев? Почудилось! Но вот снова мелькает тень где-то вверху, и я аж вздрагиваю. Да это сова! Заинтересовавшись пением моего манка, она бесшумно пикирует в то место, где я сижу. И чуть не садится на мою шапку. Что-что, а пролет совы ночью — это высший пилотаж. Ну, значит, не такой уж я и фонограмщик.

Сейчас попробую манить погромче, чтобы захватить манком дальние территории своего участка, да и к тому же в метель звук разносит, а где-то и глушит порывами ветра. Все наметает и наметает, и вот я уже замаскирован так, что абсолютно сочетаюсь с элементами местного пейзажа.

Наконец, вижу, как с края оврага поднимается тень и движется шагом в мою сторону. Это крупная лиса идет по старой лыжне сбоку от меня. Фигура пропадает за кустами и вскоре появляется в моем прогале. Стоит слушает по ветру. Хлоп! Выстрел! Дробь номер один уверенно кладет зверя на дистанции 30 метров. Но я не спешу к трофею, так как по его следам во время гона может подойти и другая лисица. Выждав минут тридцать и окончательно замерзнув, иду взглянуть на добычу. Ею оказался матерый лисовин. Вечером, выйдя из своего логова в овраге, он, видимо, отправился на поиски подруги, но отвлекся на знакомые ему крики подраненного зайца и… был бит.

Конечно, не с первого раза получится приманить Патрикеевну — слишком хитра она и осторожна. Но, поверьте, охотничий адреналин и упорное спортивное состязание вам обеспечено.