На лисицу по глубокоснежью

Конец зимы. Снега намело изрядно. С автобусной остановки я направляюсь в сторону бескрайних полей за деревней Перескоки.

Эти богатые на лисицу края хотя и далеки от дома, километров за тридцать, но стараюсь периодически сюда наведываться. Однако за полдня нелегкой ходьбы — широкие лыжи частенько утопали в снегу — я так и не увидел, к величайшему моему изумлению, ни одной лисицы. «Куда же они подевались?» — в очередной раз задаю себе вопрос.

А ветер обжигает лицо, порой гонит поземку. При такой погоде, соображаю я, лисица часто ложится в логах, расположенных перпендикулярно направлению ветра. Примерно в километре находился такой неглубокий, в меру широкий лог, тянувшийся с востока на запад, а ветер был южным, как на заказ. Может, там повезет?


Не доходя до края лога сотню шагов, круто поворачиваю и иду вдоль него, внимательно осматривая противоположный, подветренный склон. И вскоре замечаю темное пятно. Посмотрев в бинокль, убеждаюсь: лисица! И лежит чуть ниже кромки лога. Примечаю ориентиры невдалеке от нее, возвращаюсь по своей лыжне назад, пересекаю лог и начинаю потихоньку приближаться к спящему зверю. Его я не вижу, что сильно меня беспокоит, поэтому то и дело подхожу к кромке лога, но это не помогает. Может, услышал и сбежал? Но снег рыхлый, под лыжами не скрипит, и ветер боковой, сильный. Наконец, замечаю темное пятно, но это не только не успокаивает, а еще больше возбуждает, меня начинает бить нервная дрожь. Пытаюсь успокоиться, но что-то плохо получается. Возможно, поэтому, подойдя к лисице метров на двадцать пять, не поднял ее, как обычно, кашлем или окриком, а выстрелил в спящую.


Зверь, утопая в снегу, как-то неуверенно, видимо, плохо соображая спросонья, выскочил на поле, что и помогло мне из второго ствола исправить ошибку. Подойдя вплотную к лежке, понял причину промаха: глубокая ямка в снегу надежно защитила ее от дроби. Конечно, охоту с подхода можно на порядок облегчить, используя нарезное оружие. Но я думаю, в наше время, когда охота для большинства людей перешла в область увлечения, а не добычи средств для существования, зверю нужно дать шанс. А с нарезным его почти не существует, охота превращается в бойню. Анализируя свой опыт, могу с уверенностью сказать, что в солнечные дни января и февраля хороший лисятник может взять за выход пяток лисиц. Что останется после него? Пустыня!


Несколько советов по экипировке. Из обуви в прежние годы я отдавал предпочтение буркам с войлочной стелькой и высокими тонкими галошами. Сейчас использую легкие утепленные сапоги из, кажется, пенорезины, которые можно купить и на рынке, и в магазинах. Ногам в них тепло, мягко, легко. Перчаток следует иметь несколько: двойные, одинарные, самые тонкие — на случай плюсовой погоды, для зимы — белые. А еще необходимы рукавицы, их надевают сверху перчаток, если ползешь к цели по-пластунски по рыхлому снегу. Подобравшись на выстрел, их снимаешь.


Одежда должна быть теплой и легкой, ибо охотник много двигается, по цвету гармонировать с фоном местности. Если два десятка лет назад выбор был невелик — фуфайка на ватине, хорошо, если с тканью защитного цвета, то сейчас всевозможных курток, брюк, шапок с расцветкой под разное время года предостаточно. Главное требование — чтобы ткань была мягкой и при движении не шуршала.
Зимой сверху надевается белый маскировочный костюм — куртка и брюки, но не халат, который развевается на ветру и отпугивает зверя. На куртке в области груди нужно нашить из белой ткани несколько ячеек для запасных патронов. Так как часто приходится стоять на коленях, лежать на снегу, в костюме в области коленей и локтей следует нашить куски толстого ватина, а сверху — белую ткань. Меня это часто выручало.


Лыжи. Многие охотники с образованием глубокого снежного покрова зачехляют ружья, либо бродят по колено в снегу из-за неумения ходить на лыжах. Я предпочитаю пластиковые, в оттепель на деревянных далеко не уехать, с полужесткими креплениями, со скользящей поверхностью под колодкой в виде рыбьей чешуи. На случай глубокого рыхлого снега с морозцем имею широкие охотничьи. Но пользуюсь ими редко, в поле снег обычно уплотен ветром.


Несколько слов об оружии. О нарезном уже высказал свое мнение, хотя не считаю его «истиной в последней инстанции». Из наших ружей кучным и резким боем обладают многие моделей ИЖ-27, ТОЗ-34, МЦ-21-12 и другие. И если владельцу поработать над снаряжением патронов, применяя контейнеры, крахмал, если найти «свой» номер дроби, то можно добиться отменного боя. Дробь следует брать от нулевки до трех нулей, я остановился на двух нулях. Выбирая между резкостью и кучностью, предпочтение отдал последнему показателю, так как скорость данной дроби и на сто метров достаточна для поражения лисицы. Дело за количеством попавших в мишень дробин. Ружье бьет кучно, если с сорока метров в дощечку десять на двадцать сантиметров вошло три-четыре дробины. Глубина проникновения крупной дроби — три диаметра. Добившись такого боя, можно смело бить лисицу на лежке метров на сорок пять, предварительно кашлянув, чтобы она подняла голову. Если в ту же дощечку попадает одна дробина, обзаводитесь другим ружьем, ибо с данным наделаете одних подранков. Не лишним будет зимой обмотать стволы, приклад белой тканью и обшить ею темный рюкзак.


Бинокль. Он обязателен на охоте, не менее чем 8-кратный. Он так же важен, как хорошее ружье, ибо позволяет первым заметить лисицу за километр-два и дальше, проследить ее ход, порой заметить, где она легла, все это наиважнейшие составляющие успеха. Бинокль поможет определить, куда повернута голова спящей лисицы. Бинокль экономит силы и время, что так важно на охоте.
О погоде. Со стопроцентной вероятностью можно сказать, что лисица будет в полях в солнечные дни конца января — начала феврале. В такие дни — их как гороху. И если тепло, либо небольшой морозец, нет наста и дует ветер, то это идеальные условия для скрытного подхода к лисице. В сильный мороз при отсутствии или слабом ветре к зверю не подобраться.


Чаще лисица ложится в поле, когда ветрено, в тихую погоду идет в заросшие лога, что вполне объяснимо. При сильном ветре кусты и деревья шумят, мешая ей услышать заблаговременно приближение врага.
Лисице, как всякому живому существу, комфортнее в хорошую погоду. Но порой случаются на первый взгляд парадоксы. Несильный мороз с ветерком, а лисицы в норах. В другой раз сильная метель, а лисицы лежат в чистом поле. А сколько раз приходилось стрелять их в дождливую погоду, находя в стерне или на полях многолетней травы. Поднимешь трофей, шерсть на нем мокрая, торчит клоками, смотреть не хочется. Напрашивается вывод, что лисица боится не непогоды, ей не нравятся резкие колебания атмосферного давления, вот она и норится перед непогодой. Кстати, в метель охота бывает порой очень удачной, главное, увидеть зверя, а подойти к нему не составляет труда, уж очень он ведет себя в это время беспечно. Иной раз чуть не наступаешь на спящих «кумушек».


На охоте с подхода человек переносит немалые физические нагрузки, пройти 40—50 километров за день — не предел. Чтобы иметь такую форму, требуется круглый год много ходить. Не помешают и езда на велосипеде, плавание, гантели… Короче, эту охоту нужно любить самозабвенно и относиться к ней по известной в охотничьей среде поговорке: «Если охота мешает работе — бросай работу!» Острое зрение также не менее важно. Как и умение стрелять. И, конечно, крепкие нервы.


О питании. Разумеется, кроме плотного завтрака, следует взять с собой сало, хлеб, бутерброды, чай в термосе и т.д. А еще — литровый котелок с заваркой, сахаром, гречкой, много места в рюкзаке он не займет. Бывало, увлечешься охотой да и опоздаешь на автобус, и тогда уже в темноте разводишь костер, готовишь гречку или кипятишь чай, подкрепляешься, после чего проходишь оставшиеся 10—15 километров без особых усилий.


И последний совет, каким бы парадоксальным он ни выглядел. Не смотрите на мышкующую, либо идущую лисицу в упор — дикий зверь может почувствовать человеческий взгляд; подобных случаев в моей практике было немало.