Вот как это требование сформулировано в «Правилах»: «Подача — умение собаки быстро и безотказно приносить ведущему найденную дичь. Подача проверяется с суши и с воды». Если же исходить из потребностей простого охотника, то зачастую можно услышать такое: «Что мне надо от моей Жучки? Главное, чтобы нашла в осоке, кустах и из воды вытащила дичь на берег. А мне нетрудно подойти и подобрать».
А вот другой охотничий взгляд на подачу: «Мне собака нужна, чтобы на охоте не отвлекаться на поиски сбитой дичи. Мое дело охотиться, стрелять. А дело Ареса разыскать ее и принести мне в руки, куда бы я ни ушел». Лично мои собаки обучены работать именно так.
Но, охотясь с приятелем и с его собакой, нередко после удачного выстрела слышу: «Погоди, постой. Сейчас мой Джульбарс найдет и вытащит дичь, я ее подберу, потом пойдем охотиться дальше». Известно, что для каждого охотника его собака самая лучшая и работает лучше других. Спорить бесполезно, так как в итоге можно потерять друга, хотя, объективно, его собака, может быть, неуч, а может быть — и просто неспособной к обучению. Зато у костра — лучшая собака та, чей хозяин более красиво «сплетает» были и небылицы.
Наиболее объективно можно сравнить рабочие качества на испытаниях — специальных мероприятиях, не только определяющих лучшую собаку на текущий момент, но и в первую очередь дающих возможность выявлять наиболее лучших собак для племенных целей. Касаясь вопросов «подачи», можно прямо сказать, что она зависит как от врожденных качеств, так и от дрессировки.
В конечном же счете и качество обучения (если исключить неумелость дрессировщика) также зависит от врожденной способности собаки воспринимать обучение, то есть лучше приспосабливаться к меняющимся условиям. В дикой природе действует жесткий принцип естественного отбора: особи, не способные приспосабливаться к среде обитания, погибают. В
жизни охотничьих собак, в частности спаниелей, этот естественный процесс нарушен, и многое зависит от прихотей человека. Иначе говоря, человек подменяет механизм естественного отбора своими «капризами», что, соответственно, не всегда положительно сказывается на развитии и совершенствовании породы. Это в большей степени относится к городским охотникам.
У деревенского охотника менталитет более практичный: если собака плохо «работает», то зачем кормить «дармоеда»? Городской же, как правило, изо всех сил доказывает, что его пес заслуживает высокой оценки, а вот эксперты не понимают. И порой (из корысти или по дружбе) последние идут «на поводу» у таких владельцев.
Находят разные «лазейки» в размытых формулировках действующих «Правил», а то и (что очень печально) пользуясь отсутствием прямых указаний (видимо, составители думали, мол, и так понятно, явно не рассчитывая на лукавых толкователей), откровенно искажают их смысл. Естественно, ни те, ни другие не думают, что этим самым наносят ущерб всей породе.
Иногда кажется, что целью испытаний является не столько выявление производителей, обладающих выдающимися рабочими качествами, для племенного использования, сколько — «одипломить» большее количество экспонентов. Что, вопреки здравому смыслу, дает «пропуск» в производители совсем не лучшим особям.
За примерами далеко ходить не надо — чего стоят (неизвестно кем введенные в практику и почти узаконенные) акробатические прыжки ведущих навстречу своему «тугому» на дрессировку псу, чтобы успеть выхватить у него дичь прежде, чем он бросит ее на землю. Цель — получить более высокую оценку за «подачу»? А иногда, по непонятному настрою души какого-нибудь эксперта, случаются отклонения и в другую сторону. Например, некоторые эксперты, ссылаясь на действующие «Правила», оценивают подачу в 0 баллов, даже если собака принесла птицу, но не отдала в руки.
Предложенный обществу охотников-спаниелистов новый Проект «Правил полевых испытаний спаниелей по болотно-луговой дичи» очень выгодно отличается от действующих «Правил». С одной стороны, Проект сохраняет стройность более чем столетием проверенной и надежной балловой системы оценок рабочих качеств, с другой стороны, устранены неконкретность формулировок и требований, допускавших двойные толкования и неоднозначность прочтения экспертами разных регионов.
Следовательно, повышается не только объективность оценки полевых качеств каждой собаки, но и обеспечивается единообразное понимание и толкование новых «Правил» экспертами во всех регионах России. В Проекте касательно понятия «подача», например, описан пример идеальной подачи, введен лимит времени на выполнение собакой команды на подачу, предложена оценка подачи по количеству ошибок, установлены конкретные легко выполнимые и легко контролируемые другие системные критерии и пр.
Вот как описывается подача с заброса в Проекте «Правил»: «При испытании подачи с заброса птица забрасывается ведущим на виду у собаки на расстояние 12—15 метров так, чтобы она видела место ее падения. В момент заброса собака должна оставаться на месте около ведущего до команды на подачу. В момент заброса птицы ведущий или помощник производит холостой выстрел из ружья или стартового пистолета.
Собака посылается на подачу после падения птицы. После этого все дополнительные команды, поданные ведущим, снижают баллы при расценке подачи. При подаче с воды ведущий при приеме птицы должен находиться не ближе пяти метров от уреза воды.
С момента отдачи команды на выполнение подачи собаке дается одна минута с суши, две минуты с воды. Подача с суши считается выполненной, если собака за отведенное время принесет птицу к ногам ведущего. Подача с воды считается выполненной, если собака за отведенное время вынесет птицу до кромки берега, где ее сможет подобрать ведущий.
Если ведущий забросил птицу ближе 12 метров, экспертная комиссия делает ему замечание и просит повторить заброс. При повторном близком забросе подача не расценивается. Для заброса птицы ведущий может воспользоваться услугой помощника».
Все четко, ясно, понятно и экспертам, и просто владельцам спаниелей.
По моему убеждению и отзывам коллег — владельцев спаниелей, усовершенствования, отраженные в Проекте «Правил», давно назрели. Принятие их — необходимый шаг для дальнейшего развития и совершенствования отечественной породы спаниелей.