О верности местам размножения

Анализ данных кольцевания показал, что большинство вальдшнепов из года в год возвращается в места гнездования. Вальдшнепа иногда называют условно оседлой птицей — так велика у него приверженность к одним и тем же местам, которые он использует не только для размножения, но и для пролета и зимовок. И это несмотря на огромные расстояния между ними, иногда порядка 3 — 5 тысяч километров.

Во Франции один окольцованный вальдшнеп был отловлен девять раз на одном и том же месте в течение трех последовательных зимовок. Большое количество одних и тех же окольцованных вальдшнепов было поймано через один, два, три, даже шесть лет после первого кольцевания и почти всегда на расстоянии менее 500 метров от места первого отлова. И лишь в экстремально холодные зимы вальдшнепы вынуждены покидать излюбленные места, перемещаясь за сотни километров в приморские районы.

Поимка же окольцованных вальдшнепов осенью в одних и тех же местах в разные годы — обычное дело. Примечательно, что эти вальдшнепы из года в год отлавливаются примерно в одни и те же сроки, и не только на одних и тех же лугах, куда они вылетают на ночную кормежку, но и на одних и тех же его участках, с разбросом расстояний всего несколько десятков метров!

Возвраты же вальдшнепов в места гнездования также подтверждаются кольцеванием. Во всяком случае, для самцов это убедительно доказано. На сегодняшний день мы имеем возвраты колец от 11 вальдшнепов, окольцованных нами осенью и добытых затем весной на тяге. Почти во всех случаях место отстрела находилось поблизости от места отлова, как правило, не далее 2-5 километров, а то и ближе. Исключения редки.

Например, один взрослый самец, окольцованный летом в июле после окончания тяги (пойман на дороге) в Петушинском районе Владимирской области у деревни Нераж, был добыт на тяге следующей весной в соседнем Кольчугинском районе в Дубковском охотхозяйстве, всего в 18 километрах от места кольцевания. Молодой вальдшнеп, окольцованный 14 сентября 2001 года на пастбище во Владимирской области под г.Покровом, был отстрелян следующей весной на тяге под пос. Городищи в 15 км от места кольцевания.

Впрочем, в двух случаях были исключения. Так, вальдшнеп, окольцованный 23 сентября 2000 года неподалеку от Твери, был добыт через 1,5 года 25 апреля 2002 года на тяге в Ярославской области под Рыбинском. Другой самец, окольцованный в октябре во Владимирской области под Покровом, был добыт на тяге следующей весной в Шуйском районе Ивановской области. Возможно, в обоих случаях мы имели дело с пролетными птицами.

К сожалению, в настоящее время еще не разработана система массового отлова вальдшнепов весной. Использование паутинных сетей-перевесов, устанавливаемых на тяге, не очень эффективно. Нами было отловлено на тяге всего 5 самцов. Однако в Западной Европе этим способом все же отлавливают небольшое количество вальдшнепов. Так, во Франции в лесу Компьен из 46 самцов, окольцованных на тяге, было получено 16 возвратов в следующие весенние сезоны, из них 13 — с места кольцевания.

Примечательно, что верность местам размножения и зимовки касается как взрослых, так и молодых птиц, которые они выбрали в первый год своей жизни. Разумеется, это не абсолютное правило — часть птиц прилетает в новые места.

Но все же для вальдшнепа характерна именно филопатрия — возврат на родину, в одни и те же места размножения, пролета и зимовок. Вот почему так важно грамотно эксплуатировать популяции лесного кулика и не превышать допустимый пресс охоты. В местах интенсивной ежегодной охоты происходит омоложение популяции вальдшнепов.

Так, например, во Франции в угодьях с очень интенсивным ежегодным зимним отстрелом доля взрослых вальдшнепов очень невелика и, судя по анализу крыльев, а также данным кольцевания, охотники отстреливали, в основном, молодых птиц. В то же время в вальдшнепиных «заповедниках», где на вальдшнепов не охотятся, старые птицы составляют значительную часть.

Несколько лет назад мы проводили сбор крыльев от вальдшнепов, отстрелянных охотниками на тяге. Он показал, что в Подмосковье в те годы, когда с открытием охоты запаздывали, в добыче явно преобладают молодые, прошлогодние вальдшнепы. В других областях, где пресс охоты на тяге не так велик, и особенно там, где на вальдшнепов охотятся мало, доля старых птиц больше.

Таким образом, при ежегодной интенсивной охоте на тяге на определенных участках все же происходит сокращение доли старых самцов. О том, как это влияет на успешность размножения данной микропопуляции, пока ничего не известно, так как самцы прошлого года рождения участвуют в тяге и бесспорно в размножении.

Исследуя вальдшнепиные угодья, мы неоднократно находили уже разложившихся вальдшнепов в мае-июне, явно погибших после ранений. Фото: Мухамедшина Рафаэля 

Допустима ли в России неограниченная охота на вальдшнепов?

Как часто от руководителей областных и районных охотуправлений приходится слышать: да, мы весной ограничиваем все виды охоты, кроме как на тяге вальдшнепа. Пусть люди отдохнут, сходят на зорьку, постреляют. Для большинства охотничьих угодий такой подход оправдан, особенно во время пролета вальдшнепа. Но вокруг Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Ярославля, других крупных населенных пунктов пригородные угодья оказываются явно перегруженными охотниками.

Тут и там в лесу стоят машины, на каждой поляне — охотник и не один, а потому практически все вальдшнепы, рискнувшие участвовать в тяге, оказываются обстрелянными. Стреляют на любой дистанции, крупными номерами дроби (авось какая-нибудь косая да заденет). Хорошо еще, что некоторые охотники используют собак, у большинства же их нет. Гибнет масса подранков, большая часть которых просто не замечается охотниками. Исследуя вальдшнепиные угодья, мы неоднократно находили уже разложившихся вальдшнепов в мае-июне, явно погибших после ранений. Каков же выход?

Конечно, настоящий охотник всегда стремится уехать на весеннюю охоту подальше от крупных городов, в малопосещаемые угодья. Это правильно. А как быть тем, у кого нет на это ни времени, ни желания, и охота на тяге для них — активный отдых после рабочего дня и встреча с пробуждающейся природой? Думается, основных выходов здесь два.

Во-первых, в пригородных охотничьих угодьях необходимо выявить оптимальную пропускную способность из расчета определенного числа охотников на единицу площади угодий. Особенно это важно в выходные дни, когда посещаемость угодий максимальна. Число возможного количества охотников определяется для каждых угодий индивидуально, исходя из типа леса, количества мест, удобных для размещения охотников, подъездных путей. В хороших угодьях плотность охотников должна быть не более 15 охотников на квадратный километр леса, причем сами охотники не должны располагаться один от другого ближе 300 метров.

Во-вторых, сроки охоты должны быть ориентированы на период массового пролета вальдшнепа, а не на охоту на местных птиц. Мы рекомендуем открывать охоту на вальдшнепа пораньше, на срок не более 10 дней. Однако в случае возврата холодов и снега вполне допустимо продлевать сезон еще на неделю.

Установление норм добычи вальдшнепов весной не имеет смысла. Обычно устанавливается суточный лимит в 3 птицы на охотника за вечернюю тягу. Однако массовое анкетирование охотников показало, что очень редко кому из них даже в период валового пролета удается достичь этой цифры. В обычные же дни взять за тягу двух вальдшнепов считается хорошим результатом.

Кроме того, нужно учитывать, что только очень немногие поклонники тяги охотятся все десять дней. Большая часть охотников ограничивается весной 2-4 зорями. Поэтому, на наш взгляд, весной нормы добычи не нужны. Уменьшить же охотничью нагрузку на угодья в местах массовой охоты вокруг крупных городов просто необходимо. Московская область традиционно занимает первое место среди других регионов по абсолютному количеству добываемых за сезон вальдшнепов.

В то же время ежегодные всероссийские учеты на тяге и наши наблюдения наглядно показывают, что гнездящегося вальдшнепа в Подмосковье довольно мало в сравнении с другими областями России. Чтобы хорошие тяги здесь вновь восстановились, прежде всего необходимы грамотные, возможно более ранние сроки весенней охоты, ориентированные главным образом на отстрел пролетных птиц.