Как часто на охоте наблюдаешь за нескладной вскидкой и неуклюжими движениями любителей добыть утку, вальдшнепа и прочую пернатую дичь. При этом следует справедливо заметить, что трофеи неумех подчас оказываются весомее, чем у обученных стрелков.
Здесь, в «диалогах», будут присутствовать личное мнение автора и замечания моих знакомых стрелков-охотников, известных своими спортивными достижениями и рассказавших много полезного на страницах охотничьих изданий любителям ружейной охоты.
Стендовик на охоте
Составляющими успешной охоты, как известно, являются: выбор угодий, умение выследить добычу, то есть приблизиться к ней на расстояние верного выстрела или выждать на себя, маскировка, облегчающая контакт с потенциальной добычей, и, конечно же, прицельный, результативный выстрел. Причем приличный охотник должен не просто добыть дичь, а сделать так, чтобы пораженное животное испытало как можно меньше мучений, то есть не делать подранков. Для этого, как мы понимаем, нужно научиться хорошо и грамотно стрелять.
Вот как описывает мой приятель «подарочную охоту» стендовикам от устроителей международных соревнований в Англии.
С нами была шестнадцатилетняя девушка, кандидат в мастера спорта по стендовой стрельбе. Она очень неплохо сбивала фазанов и куропаток, стоя на номере в поле на загонной охоте. Но как только мы переместились на воду, чтобы охотиться на уток, молодая спортсменка всем испортила охоту.
Утки, прилетающие на вечернюю кормежку, прежде чем снизиться, делали круг на большой высоте, и она их на этом кругу обстреливала, не давая включиться в охоту остальным присутствующим. Более того, она стреляла по декабрьским, перелинявшим кряковым уткам «семеркой», что, учитывая дистанцию, было бесполезно.
Вот вам результат действий хорошего стрелка, но не охотника. Именно поэтому, если быть объективным, чистый стендовик, даже высокого класса, без достаточного и разностороннего опыта охот не может считаться хорошим стрелком на охоте.
Конечно, данный эпизод можно списать на незнание повадок дичи и отсутствие охотничьего опыта. Но в охотничьей среде это называется проще: жадность и отсутствие этики, что, к сожалению, встречается с каждым годом все чаще и чаще.
Техника стрельбы
Один из лучших стрелков по тарелочкам (в упражнении спортинг) и на охоте, англичанин Филип Торрольд, по его словам, использует более двадцати разных техник. Некоторые мишени он поражает даже на встречном движении.
Все, кто наблюдал его на стрелковой площадке и кому повезло с ним поохотиться, в один голос утверждают, что стрелок он уникальный. Конечно, пытаться перенимать два десятка приемов стрельбы мастера — дело пустое, но кое-что на вооружение взять полезно. Например, в стрельбе из положений «сидя» и «лежа».
Достаточно часто охотникам приходится стрелять на охоте влет, сидя в лодке или лежа (полулежа) на поле (по гусям), одним словом — из весьма неудобного исходного положения. Самое простое — осуществлять поводку, здесь, наверное, правильнее сказать — перемещение руками, поскольку корпус, прижатый к сиденью (земле), подключить к обработке цели не удается.
Об этом как-то писал в «РОГ» Виктор Гуров в статье, посвященной стрельбе гусей. С этим полностью согласиться нельзя; конечно, могут быть исключения, но редко бывают ситуации, не позволяющие включить в работу мышцы плечевого пояса. Уже работая плечами, вы совершаете движение корпусом. Поэтому смело можно подключать корпус к управлению ружьем даже из положения «лежа», лишь слегка приподняв плечи от земли.
Один из важнейших компонентов грамотной стрельбы на охоте — умение стрелка мгновенно идентифицировать дичь. Разрешена ли она в данный момент к отстрелу? Соответствует ли имеющейся на руках лицензии? Самка или самец?
Наверное, пора переходить к советам и примерам более конкретным.
Стрелять в пустоту непросто
Можно выделить три основных направления техники стрельбы влет на охоте: с упреждением, навскидку, на обгоне.
Большинство охотников, не имеющих профессиональной стрелковой подготовки, стреляют с упреждением. Кто-то считает, что такая манера стрельбы применима и неплохо зарекомендовала себя на ближних и отчасти средних дистанциях. Надо заметить, что эта несколько устаревшая техника и не дает уверенности в точности выстрела.
По поводу уверенности можно поспорить, но вот согласиться, что нужно держать в памяти величины упреждений, которые надо брать на различные дистанции при разной скорости полета птицы, наверное, придется. Как и с тем, что при такой технике стрельбы желателен значительный настрел на охоте по разной дичи. Впрочем, не стоит отрицать, что именно большинство любителей стрельбы влет начинали, и, возможно, добивались хороших результатов, именно стреляя с четко обозначенным упреждением.
Для начинающих стрелков вообще трудно оторваться от летящей цели и выстрелить в пустоту впереди нее. В целом при любой технике стрельбы влет (исключая чисто угонную цель на уровне роста стрелка) главная сложность — точно прицелиться в пустое место.
Распространенная ошибка при стрельбе с упреждением — остановка ружья в момент нажатия на спуск. Когда охотнику кажется (возможно, правильно), что упреждение соответствует дистанции и скорости полета цели, он фиксирует его, принимает решение стрелять и нажимает на спуск. Чаще всего в этот момент он останавливает ружье.
Причем не важно, была ли до этого поводка ружьем или он просто выбросил стволы в точку упреждения, остановка происходит.
Если верить статистике, 90 процентов промахов — «выстрел сзади». И желание нарушить данную тенденцию, взяв двойное или тройное упреждение, как правило, к успеху не приводит. Во-первых, это трудно психологически, а во-вторых, выкинув ружье далеко вперед, вы все равно будете инстинктивно ждать подлета дичи (мишени) на нужное, как вам кажется, упреждение, и снаряд опять пройдет сзади, скорее из-за остановившегося (приторможенного) ружья.
На заявление, что, используя только эту технику (с упреждением), хорошим стрелком вы никогда не станете, оставаясь середнячком, которых тысячи, обычно ссылаются на манеру стрельбы чемпиона и абсолютного рекордсмена мира Николая Дурнева, стрелявшего с обозначенным упреждением.
Конечно, мы не сможем посмотреть глазами мастера, что он видел в финальной стадии выстрела. Наблюдая со стороны: вроде бы стрельба с упреждением. Но выходил он на опережение как бы по дуге, вскидывая стволы чуть впереди мишени, в четко обозначенную точку, а затем ускорял движение ружья. Эта техника очень близка к стрельбе «на обгоне», или, по-охотничьи, «на отрыве от цели».