Вечная проблема хищников. Нужны ли нашему государству «сытые волки»?

Даже приблизительно подсчитанный ущерб, который волки наносят популяциям диких животных, наглядно показывает, что извечная проблема «санитаров леса» остается в наши дни актуальной и острой. На этом фоне закономерно возникают два вопроса: кто виноват и что делать?

Вина в неконтролируемом увеличении численности волков и в возросшем ущербе охотфауне и поголовью домашних животных от хищников в тех регионах, где эти факты имеют место, лежит, конечно, не на простых обывателях, а на региональных и местных природоохранных ведомствах и владельцах-арендаторах охотничьих угодий в любой форме их собственности.

Прямая обязанность охотпользователей, которую они законно приняли на себя при заключении с государством договоров о ведении охотничьего хозяйства в регионе, определяется среди прочего в собственном финансировании и качественном проведении всего комплекса биотехнических мероприятий, включающего в себя качественный учет иэффективную борьбу с вредными и хищными животными. Почему охотпользователи не выполняют установленные законом свои прямые обязанности — это уже вопрос к природоохранному ведомству и к прокуратуре. Возрастающая до критической численность волков во многих регионах и те обязательные мероприятия по борьбе с ними, которые не проводятся, банально игнорируются или проводятся неудовлетворительно, должны, наконец, стать вопросом для рассмотрения на самом высоком уровне государственной власти, но после предварительной оценки и соответствующего официального заключения прокуратуры как главного контролирующего органа этой власти.

Что же делать? Во-первых, надо четко и конкретно знать цену вопроса: сколько волков имеется в каждом административном районе, охотничьем хозяйстве, заповеднике, в каждом резервном фонде охотничьих угодий. Сегодня мы это знаем весьма приблизительно. Для этого всего-то надо провести, как и положено, единый учет хищников в строго установленные дни по всей стране по уже давно отлаженной и проверенной технологии зимнего маршрутного учета диких охотничьих животных, сопоставив его результаты с проведенными параллельно в течение месяца учетами на пробных площадях. А прокуратур, в соответствии с законодательством РФ обязана проконтролировать все этапы этого важнейшего экологического, экономического и даже социального мероприятия, связанного с предполагаемым усилением пресса человека на окружающую среду.

Такими этапами учетов являются: обоснованное типологией угодий составление маршрутных карт-схем ЗМУ (определение пробных площадей), составление списков учетчиков, анкет опросов лесников, егерей, опытных охотников, учеба и инструктаж учетчиков под эгидой всех заинтересованных ведомств.

Особое внимание в ходе контроля проведения учетов следует обратить непосредственно в дни учетов на следующие составляющие: выход всех учетчиков на свои маршруты и прохождение ими маршрутов целиком, с обязательным перечеркиванием абсолютно всех следов на маршруте в первый день (по следам — выборочно), прохождение маршрутов учетчиками в день второй (по следам — выборочно), качество заполнения ими маршрутных карт-схем на маршруте, а не у костра или в кабинетах (по факту) и камеральные работы по обработке данных анкет (по факту). Как это сделать — Прокуратура знает и умеет.

Некачественная или недобросовестная работа с анкетами и маршрутными картами-схемами учетов часто, как показывает практика, перечеркивает труды большого количества людей и немалые силы и средства, затраченные на прохождение учетчиками маршрутов. Происходит это из-за низкой исполнительской дисциплины ответственных лиц или их некомпетентности.

Технология прокурорского контроля учетов проста: реальное физическое наблюдение за подготовкой и проведением учетов с привлечением для этих целей сотрудников лесхозов, прокуратуры, природоохранного ведомства, полиции и общественности (она позволит исключить брак, фальсификацию или фактическое игнорирование проведения учетов). Два дня учетов с использованием служебного и личного транспорта и учетчиков на лыжах финансово и организационно по силам любому охотпользователю. Что это даст? Это даст возможности конкретного анализа динамики численности поголовья волков по каждому типу охотничьих угодий, по каждому региону, по каждому охотничьему хозяйству, по всем угодьям, где охота закрыта или не проводится, а кому надо — и в целом по стране. А также появится возможность определить объективно, во что обходятся государству и охотничьему хозяйству «сытые волки».

Фото www.volganet.ru/wikimedia.org (CC BY-SA 3.0) 

В охотничьих угодьях резервного фонда, в заповедниках и на больших площадях лесного фонда учет хищников на пробных площадях и ЗМУ представляет определенную трудность в организации и финансировании. Такие учеты могут быть проведены в качестве практики силами учащихся вузов лесного и охотоведческого профиля, лесниками, охотниками-промысловиками и даже специальными охотустроительными экспедициями с привлечением авиации. Проведение учетов в этих угодьях должны финансироваться частями: из бюджета, Министерством лесного хозяйства, природоохранными ведомствами, частично Министерством образования по обоснованным ими и утвержденным соответствующими региону прокуратурами сметам (если об этом будет принято решение региональной власти).

Оценив численность волков, следует переходить к планированию и реализации мероприятий по регулированию их численности и решать вопрос на уровне правительства этих регионов о целесообразности выделения на эти цели дополнительных средств из бюджета (и внебюджетных фондов) и конкретики их распределения и расходования. Если учеты выявят недопустимую численность волков (куницы, лисицы, рыси, хоря, росомахи и т.д.), то и наступит необходимость непосредственно регулирования численности их как вредных животных путем активной добычи в охотничьих хозяйствах штатными работниками охотничьих хозяйств, а также промысловой добычи волков с целью получения вознаграждения рядовыми охотниками на других территориях.

Соответственно, в каждом охотничьем хозяйстве любого региона должна быть ежегодно заложена в смету расходов статья, учитывающая расходы на борьбу с волками. В чем заключаются эти расходы? Изготовление окладных флажков и катушек к ним, приобретение необходимого количества топлива для техники. исходя площади охотничьего хозяйства и региональной численности волков по учетам. К затратам следует отнести расходы на приобретение капканов, изготовление самоволов, приобретение и расстановку на местах недорогих и доступных в наше время фотоловушек, оплату охотпользователем поощрительных путевок на охоту или разрешение на добычу лимитированных диких охотничьих животных как бонуса активным помощникам при охоте на волков (по итогам такой деятельности).

Обязательно следует решить вопросы организации профессиональной подготовки вабильщиков и приобретения электронных и духовых манков, имитирующих вой волков. Необходимо также проведение учебно-тренировочных сборов районных охотоведов, егерей и наиболее опытных и заинтересованных охотников (по рекомендации обществ охотников или охотничьих хозяйств) по подготовке их к охоте на волков различными способами и, главное, с применением современных технологичных, интенсивных способов добычи хищников.

В борьбе с хищниками (и с браконьерством) отдельно хочется отметить эффективность применения в охотничьем хозяйстве фотоловушек. Установленные грамотно и правильно на основных, постоянных переходах и на путях суточных миграций, они, при попадании в кадр любого движущегося тела, в реальном времени дают ценнейшую информацию о передвижении хищников и позволяют оперативно принимать меры по стратегии и тактике охоты на них в данный период времени, в любое время года, порой даже заменяя самого опытного егеря или волчатника.

Как показывает практика, применение в промысле волков и других хищников новейших изобретений и приспособлений для промысловой охоты оправдано и финансово, и экономически, и этически поставленными целями и задачами такой охоты: сохранению и оптимальному увеличению поголовья ценных видов диких животных и, соответственно, эффективному регулированию численности хищников в охотничьих угодьях.

Такие виды охоты на волков с применением фотоловушек, электронной и духовой вабы, тепловизоров, радиостанций, вездеходов, квадракоптеров, нарезного оружия, искусственных приманок и привад, конечно, требуют дополнительных финансовых затрат, но полностью оправдывают себя, максимально перспективны и эффективны как способ жесткого и своевременного регулирования численности серых хищников в условиях глубоких снегов, бездорожья и труднодоступности основного массива охотничьих угодий России.

Нельзя оставлять без внимания и другие способы добычи волков: использование символов, а в труднодоступных угодьях и ядов, а также красивую охоту с флажками или поиск логова волков, в том числе и с применением фотоловушек и вабы. Кроме того, такие охоты могут приносить и реальную прибыль охотничьим хозяйствам, имеющим опыт, условия и договора на проведение охоттуров. Об этом накопилось много литературы, но этот опыт следует систематизировать в структурах управления охотничьим хозяйством с целью подготовки опытных специалистов по организации коллективных, коммерческих охот на волков в каждом регионе, в соответствии с конкретными природно-климатическими, социальными и хозяйственными условиями охотничьего хозяйства региона.

Обязательным условием интенсификации регулирования численности волков является создание надежной связи между соседними охотпользователями и организация оперативных мобильных бригад охотников (во главе со специалистом), которые могли бы быстро реагировать на миграцию волков из соседних районов. И эта работа, подчеркиваю, должна организованно проводиться в закрепленных угодьях силами штатных работников охотничьего хозяйства — егерской службой, но с возможным и даже обязательным привлечением наиболее опытных местных охотников, лесников и организационных охотколлективов местных охотников, которым в качестве поощрения и должны назначаться очень важные для них, местных жителей, бонусы при определении стоимости путевок и разрешений на добычу нормированных видов охотничьих животных.

Вот эти бонусы будут являться незапланированными затратами охотпользователей, и они должны будут по логике компенсироваться государством. На это нужно обратить самое серьезное внимание всем ветвям государственной власти при подведении итогов всей работы за год: не выделение средств на борьбу с волками, а компенсация затрат охотпользователей, Минслесхоза в качестве поощрения за активную работу в этом направлении и, конечно, за достигнутые результаты. В то же время природоохранные ведомства имеют возможность из внебюджетных фондов охраны природы проводить премирование по итогам региональных конкурсов по борьбе с волками. Положение о таких конкурсах должно разрабатываться и организовываться абсолютно в каждом административном районе, заповеднике, заказнике и резервном фонде, пока численность волков (и других животных и птиц, наносящих ощутимый ущерб фауне региона) не перестанет быть угрожающей для популяций других видов животных и птиц.

Такая система срочных и неотложных мер по организации контроля и, при необходимости, борьбы с возрастающей численностью волков, исходя из конкретных условий каждого района огромной России, может лечь в основу подготовки и внедрения в жизнь важного и своевременного документа о контроле и регулировании численности хищников в целом и волков в частности. А такой документ и такая работа были нужны уже вчера.