Научных данных по эффективности этих мероприятий так никто и не опубликовал. Какова, например судьба этой птицы при наступлении зимы? Очевидно, что выпускная кряква сформирует устойчивую группировку зимующих птиц в ближайшей городской черте. Ведь выращенная в загоне, она не полетит на зимовку. И кому от этого хорошо?
Я, например, не хочу добывать и употреблять в пищу крякву, перезимовавшую на очистных сооружениях. Численность таких уток рядом с Москвой с каждым годом растет, появляются метисы, высокая численность приводит к росту болезней, в том числе и саркоцистоза. Если и дальше число уток с «рисовой грудкой» в нашем регионе будет расти, то охота на речных уток потеряет всякий смысл. Лично у меня есть вопросы к биологам: не пора ли вообще сокращать количество зимующих птиц в парках и на очистных затонах и, самое главное, зачем эту группировку птиц поддерживать выпуском непонятных доместицированных форм кряквы?
Зимовка у крупных городов привлекает крякв, так как они добывают пищу в верхних слоях воды; естественно, птица концентрируется у канализационных стоков города, парках и гидротехнических сооружениях. Некоторые выпускные полудикие кряквы, не найдя такое «кормовое место», остаются зимовать на льду. Блогеры тут как тут. Теперь, оказывается, зимующую полудикую крякву нужно спасать из промерзающих водоемов, ведь она в бедственном положении. То есть под Новый год отлавливать сачками, далее отправлять на передержку в теплый сарай или переселять поближе к ближайшей полынье. Это же эльдорадо для пиар-акций коммерсантов! Круг псевдобиотехнии замкнулся. Теперь у нас есть бесконечный цикл обновления ленты новостей: летом выпускаем утят, зимой ловим сачками на полыньях. Обязательно публикуем эту «спасательную операцию» в СМИ регионарного масштаба. Насколько эти мероприятия честные и эффективные, время покажет.
Другая часть деятельности современных блогеров касается малой биотехнии в угодьях. Это такие действия, за которые сильно не накажут, но ленту новостей обновить ими можно. Есть даже целая платформа, где блогеры предлагают нам сколотить скворечник, сделать солонец из бутылки, гнездовье для уток и получить в награду памятный значок. Можно просто сделать материальное пожертвование блогеру, он сам сделает биотехнию за вас, вы в свою очередь будете красоваться на доске почета. Толпы неравнодушных потянулись спасать природу; соли, корма и пластиковой тары, надо сказать, не жалеют. Строят непонятно что, непонятно зачем и возводят эти идолы абы где.
Перед тем как заниматься подобными делами, необходимо четко ответить самому себе на вопрос: кто хозяин охотничьих угодий в данном конкретном месте? Вопрос этот далеко не прост, как может показаться. Загляните к ближайшему охотоведу, он скажет вам традиционно: «Это все мое! От сих до сих» и величаво укажет пальцами на карту. Эта часть угодий ВИП-зона, эта зона отведена под коммерческие загонные охоты, эта под воспроизводство, и еще наберется с десяток мест под названием «вышка моего шурина», «заимка директора», «зона с егерским обслуживанием», «участок для пристрелки оружия» и другое.
И это видение только глазами директора и охотоведа. Если вы состоите в дружбе с младшим егерским составом, карта станет еще плотнее, не говоря уже об интересах отдельных коллективов. В общедоступных угодьях, есть такой же порядок установленных регионарными органами охотнадзора. Блогеры юлят и предлагают этот факт обойти стороной и сделать мини-биотехнию по беспределу. Расставить солонцы там и тут по опушкам, кормушки отнести в лес к голодающим сойкам. В моем понимании биотехнические сооружения должны быть основательными, согласованными и, самое главное, отмеченными на карте, все остальное — это браконьерская затея, чтобы выманить зверя на опушку под чей-то тепловизор.
Мне кажется, игры с акклиматизацией, необоснованной подкормкой диких животных могут привести к непоправимым последствиям, решить которые даже ученые умы будут не в состоянии. Но для многих в нашем сообществе главнее лента собственных новостей, реклама спонсоров и донаты. Есть такая профессия блогера — ленту обновлять.