Больно и обидно понимать,что вряд ли я встану в один ряд с нашими воинами на защиту земли наших предков, могил пращуров, которые полегли, ее защищая. Причины объективны, но вот душа и сердце с ними соглашаться не могут и не хотят. Вместе с близкими, волонтерами и просто понимающими все происходящее людьми помогаю нашим защитникам, как это возможно.
И в такое сложное время я, как и многие собратья по охотничьей страсти, не могу не думать об охоте. Она у нас разная и зависит от многих причин. От возраста, опыта, да и места проживания. Мне в уходящем году удалось охотиться на уток в угодьях, напоминающих места детства и юности. С них я потянул свою охотничью тропу, а останавливаться не хочу. Охоты по перу в уходящем году были сложные, но в целом удачные. О них писал, повторяться не буду.
С грустью и доброй завистью читаю и смотрю в «РОГ» («Российская охотничья газета») фото и отчеты с охот на зайцев, куропатку и фазанов. Эти охоты для меня были и остаются самыми желанными. Многие из них не забыты. Всплывая из глубин памяти, они возвращают меня в счастливое детство, юность, годы офицерской службы в разных местах нашей необъятной Родины и радуют в так называемом «возрасте дожития».
В уходящем году моя единственная пока охота на беляка взбодрила меня и подарила надежду на будущую удачу. Охотился на зайца в узерку в местах, где неоднократно встречал зайчиков в прошлом. Снег в отдельные дни шел, но лежал лишь часы. В целом же осень этого года была долгая и достаточно дождливая, что по нашему писателю-охотнику С.Т. Аксакову является одним из необходимых условий для такой охоты. Обычно в такую осень зайцы чувствуют противную мокроту, а поэтому своим поведением способствуют выцветанию своей шубки. Трутся о деревья и кусты, валяются на земле. Идя на охоту, я верил, что хотя бы часть шкурки у беляков к середине ноября уже побелела. Это давало надежду на удачную охоту. День моей охоты был теплый, а земля и трава мягкие, что способствует бесшумной подходу к вожделенному будущему трофею.
До места охоты добрался, как обычно, на электричке, а потом дошел до места, в котором раньше часто поднимал беляков. Начал, как всегда, с края лесополосы, недалеко от шоссе. Затем перешел к границе темнеющего леса. Здесь встречались небольшие прогалины, низкорослые кустарники и кучи неубранного хвороста. Старался идти тихо, не наступая на гниющие ветки и всматриваясь в любые белые пятна на земле, под деревьями и в кустах. Их встречалось немало. Заметив их, я шел еще тише, приготовившись к выстрелу. Потом начинал скрадывать возможного зайчика. Практически все эти белые пятна при приближении к ним оказывались пакетами или мешками для бытового мусора, кусками бумаги или фантиками от сладостей. Встретились и довольно свежие следы автомобиля и кучи бытового мусора. Только вот зайчиков не было…
Заныла нога; найдя ствол поваленного дерева, присел отдохнуть. Чай из термоса, бутерброды и двадцать минут отдыха не только восполнили силы, но и подарили воспоминания об успешных таких же охотах в узерку. Правда, они случились не по белякам, а по русакам в Поволжье, на моей любимой Нижней Волге и в Саратовских степях. Селяне в те далекие годы, в основном ходили пешком, ездили на общественном транспорте или велосипедах. Личных авто или мотоциклов было мало. Многие из них уважительно относились к кормилице-природе и земле. Поля не были сильно замусорены.
Дикая живность, в том числе и охотничья, не испытывала сильного прессинга от людей. Большинство моих удачных охот в узерку состоялись в дни бесснежья. Снег выпадал раньше, но к охоте таял. Приходилось челночить по чернотропу. Русаки же уже оделись в зимнюю шубку, побелели. Конечно, не так как беляки. Но если знать места, где они могут лечь, то можно увидеть зайца на лежке. И не только увидеть, но и подойти на уверенный выстрел. О некоторых таких удачных охотах я ранее писал в «РОГ»…
Сейчас, как сообщают, и в памятных этих местах заполевать зайчика стало нелегко. Все поменялось, а прессинг на охотничьи ресурсы резко возрос. У охотников появились автомобили, в том числе большой проходимости, позволяющие практически без физических усилий добраться до любого уголка охотничьих угодий. Охотники имеют современное оружие и возможность оснастить его разными приборами для лучшей стрельбы. Ночники и тепловизоры очень помогают им, но не дают возможности скрыться от них дичи… А ведь охота — это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной обработкой и транспортировкой.
Наверное, я постарел, но продолжаю считать, что любительская охота должна осуществляться способами, оружием и средствами, когда и у дичи есть шанс скрыться от охотника. Будет правильно не использовать для поиска дичи квадрокоптеры и все вышеназванные приборы. Да и передвигаться по угодьям чаще надо на своих ножках. Тогда и избавимся от лишних килограммов, научимся без шума ходить и ориентироваться на местности. Чрезмерная же «рационализация» и техническое оснащение выхолащивают, на мой взгляд, сам смысл любительской охоты.
Отдохнув, я продолжил свою охоту. Наверное, мне «очень везло», и я часто, выходил на места, которые хранили следы посещения их «человеком разумным», где натыкался на старые и совсем недавние кострища, на брошенный мусор и пластик. От этого погрустнело, а ноги сами повели к выходу на тропинку, ведущую к железнодорожной платформе. А вот и она. Пора, подумал, ружье собирать. И вдруг шагах в сорока из-под кучи хвороста выкатил беляк. Весь такой белый, что стало не по себе. В висках застучало. Но почему я не разглядел его своевременно? Вспомнив о ружье, я снял его с плеча. Увидел, что надо еще и предохранитель снять. Отсалютовал дважды, конечно, впустую. Потом минуты стоял и смотрел на зайчика, пока он не забежал в кустарник.
С наступающим 2025 годом вас, дорогие читатели! А нашим друзьям-охотникам и защитникам на СВО военной удачи, здоровья, скорейшей победы и возвращения домой!
Ни пуха ни пера! Ни хвоста ни чешуи!
Комментарии (0)