Развитие компьютерной техники привело к тому, что некоторые охотники стали снимать видеофильмы об охоте. И это здорово. Одно дело — журнальная статья заезжего корреспондента, и совсем другое — видеофильм охотника, рассказывающего о себе и о своих охотах. Понятное дело, что никто из новоявленных операторов не учился во ВГИКе, и качество видеопродукции здесь разношерстное, но в каждом, даже малоинтересном фильме можно увидеть что-то ценное как охотнику, так и охотоведу.
Я просмотрел на Ютубе десятки видеофильмов и, как охотовед с многолетним стажем, хотел бы высказаться по некоторым вопросам. Речь пойдет о промысле куницы и соболя, чем я занимался много лет, а поэтому имею моральное право говорить как промысловик.
Лесная куница (желтодушка) обитает в России до гор Урала, где она встречается с соболем, и тут между ними случаются помеси, называемые кидусами, В промысле этих близкородственных видов имеются некоторые различия.
Промысел куницы и соболя ведется двумя способами: ходовым (с лайками) и капканами. Ходовой способ с лайками зажигателен и спортивен. К сожалению, не всегда удается воспитать хорошую мелочницу, да и не всем охотникам приятно мять ноги хотя бы в силу возраста. Что же касается капкана, то, как известно, капкан хлеба не просит, дешев, а проверять его можно не каждый день.
СОБАКА
Хотелось бы сделать несколько критических замечаний о фильмах, где молодые и горячие охотники охотятся на куницу с лайками. Куница, преследуемая собаками, чаще всего уходит в дупла или прячется в прикорневых пустотах. И вот наши бравые охотники, нервно суетясь, суют в дупла прутья, рубят деревья топором и даже пилят оные ручными ножовками. А если удастся куницу выгнать, в упоении гоняют ее по кронам деревьев, что, как известно, куница делает с большим удовольствием. Замечу, что если собаки молодые и это их первая или вторая куница, то это нормально, но если так ведут себя лайки, сработавшие пять и более зверьков, то это, простите, перебор.
Лайка не должна терять уходящего верхом зверька из виду, иначе он и скрыться может. Но вот куница добыта из ружья, ее схватила в зубы лайка, и начинается вакханалия. Куницу яростно кусают и треплют и даже рвут в клочья. Удивительно, но хозяева такое поведение своих любимцев поощряют. Во множестве фильмов мне приходилось видеть, как лайки прыгают на дерево, где сидит добыча, а потом хватают и рвут ее, сбитую выстрелом. В данной ситуации изумляют охотники, которые тупо кричат: «Нельзя!» — и пытаются оттащить собаку от искромсанной тушки зверька. Так и хочется спросить у удальцов: «Ребята, вы зачем сюда явились? Походить по тайге и попить водки можно без ружей и без собак, а отучить собаку от такого поведения можно только палкой, да и то не всегда».
Вспоминается случай, когда мой знакомый охотник убил рабочего кобеля за привычку жрать битых рябчиков и глухарей. Товарищ мой зарабатывал на жизнь капканным ловом соболя и норки, так что в принципе мог бы и обойтись без этого невоспитуемого хама, но тот лихо облаивал лосей и медведей. И все-таки мой друг не выдержал, когда вышеупомянутый хам, несмотря на грозные крики хозяина, резво удалялся с глухарем в зубах. Воспитывать собаку надо сразу, буквально после первого такого случая, иначе в будущем вы получите то, что заслужили.
ОРУЖИЕ
Сразу скажу, что поражает низкая культура в обращения с оружием. Люди носят заряженные стволы как попало, часто направив их в спину и чуть ли не в голову товарища. На привалах и остановках оружие неизменно прислоняют к стволам деревьев, часто с гладкой корой, хотя всем известно, что в таком положении оружие имеет склонность к падению и бесконтрольному выстрелу. В моей многолетней практике я могу припомнить десяток случайных выстрелов, результатом которых были две смерти и четыре весьма тяжелых ранения.
Итогом охоты является шкурка куницы, то есть пушнина, которая в идеале потом попадает в руки скорняка, а тот весьма заинтересован в том, чтоб на сырье было как можно меньше пороков: прострелов, плешин, кровоподтеков и потертостей — все, что сильно снижают цену пушнины. И каждый охотник это знает. Осмелюсь заметить, что снимать куницу с дерева практичнее дробовым выстрелом, ибо куница, загнанная в крону, охотно перемещается, стремясь спастись, и стрелять приходится по движущейся мишени, учитывая дистанцию (до 25 м). Как правило, хватит кучности среднего дробовика с патроном, снаряженным дробью 7 или 8. Выстрел таким патроном не портит шкурки, даже если прострелов много, но они мелкие.
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ
После выстрела надо немедленно переместиться к месту падения добычи. В идеале хорошо поймать зверька в руки, а если это не удастся, то поднять его первым, дабы не провоцировать вашу лайку схватить и изуродовать добычу.
Если вы охотитесь вдвоем, можно и нужно разделить обязанности: один держит собаку на сворке, другой стреляет и ловит добычу. Если вы охотитесь один, то необходимо привязать лайку перед выстрелом. Собаки должны к этому привыкнуть. Для поощрения, когда спадет возбуждение, следует дать собаке полизать голову зверька, но ни в коем случае не позволять его прикусывать. Затем тушку убирают, а собаку благодарят поглаживанием, нежным словом, и лакомством (сахаром, печеньем, куском колбасы). При такой постановке дела этому порядку будут следовать и молодые лайки, обучающиеся искусству тропления у своих старших собратьев. Необходимо только стремиться не допускать прямого контакта лайки с куницей. Лайка, укушенная куницей, не дай Бог, в нос или в голову никогда этого не забудет и всегда будет стремиться порвать обидчицу в клочья.
Что касается промысла куниц, то, учитывая их склонность прятаться в дуплах, весьма рационально развести в дуплистом стволе костерок, а если это затруднительно, полезно бросить в дупло горящую бересту. В обоих случаях, когда приходится валить дерево и его шинковать, целесообразно распиливать его лучковой пилой, или даже применять мотопилу. Стучать по стволу топором и совать в дупло прутья можно, но это не всегда помогает. Гораздо проще и результативнее применять дым и мотопилу.
КАПКАННЫЙ ПРОМЫСЕЛ
О капканном промысле куницы я скажу далее, ибо он нисколько не отличается от промысла соболя. Капканный лов соболя — это и на сегодняшний день наиболее распространенный вид промысла, и понятно почему. Лайки-соболятники есть не у всех, ходовая охота доступна тоже не всем, а насытить участок капканами доступно каждому.
При охоте на соболя применяются тарелочные капканы № 0 или 1, ногозахватные. Они были дешевыми, стоили 10–14 копеек и широко применялись на промысле ондатры, колонка, лисы и других животных. В мои времена совершенно исчезли из обихода деревянные давилки, проскоки и тому подобные архаизмы, и понятно почему. Годах в 70-х прошлого века в моду вошел так называемый жердевой способ постановки капканов на соболя. Тогда я работал начальником участка промхоза и попутно занимался промыслом в бесхозных угодьях. Я знал, что враги промысловика — мыши, кедровки, соньки, кукши, вороны, способные очень быстро изуродовать добычу. Поэтому жердевой способ меня обрадовал, и я сразу оценил его преимущество. Сей продвинутый способ, судя по всему, господствует и сейчас, что отрадно.
Вернусь к капканам. В конце прошлого века, работая на Приполярном Урале, я с удовлетворением отметил, что жердевой метод господствует и там. В горбачевскую перестройку явно под влиянием Запада начались разговоры о негуманности применения лапозахватывающих капканов. Было даже оказано экономическое давление через аукционы пушнины. На эту западную провокацию Россия клюнула, и в Кирове срочно разработали серию «гуманных капканов».
Буквально вчера я смотрел видеофильм, как мучается в нем соболь, передавленный рамкой капкана пополам Более того, рамку «гуманного капкана» порой трудно извлечь из мерзлой тушки, и охотнику приходится носить запасные капканы. К тому же эти «гуманные капканы» объемнее и дороже. Мне представляется, что это явная экономическая диверсия. Надо срочно возобновить производство тарелочных капканов, надежных и дешевых, не оглядываясь на англо-американских «друзей».
ОСОБЕННОСТИ СОБОЛИНОЙ ОХОТЫ
Теперь о соболятниках и их видеофильмах. Весьма отрадно, что в жизни промысловиков появилось разнообразие транспортных средств. Правда, лодочные моторы сплошь японские, а мотопилы немецкие, но хорошо, что они еще есть, а учитывая блокаду России, правительству следует срочно задуматься о производстве отечественных товаров, ведь «Вихри», «Нептуны» на Урале давно на свалках, хорошо еще хоть дюралевые казанки плавают. Поскольку популяция соболя в России огромна даже географически, я хочу высказать некоторые соображения о месте и способах постановки капканов.
Известно, что соболь — зверек оседлый и живет на своем участке, хотя и мигрирует в бескормицу. Его пища — мышевидные грызуны, но и от белки, зайца, рябчика, ягод и кедровых орехов он не отказывается. Такая всеядность соболю помогает в жизни, но при капканном лове осложняет жизнь охотнику.
Начнем с путиков. В идеале рисунок путиков на карте — это цветок ромашки, где в центре располагается избушка охотника. Известно, что жирует соболь не как попало, а по интересным для него местам равнинной тайги Приобья и Енисея, где прорублены лесоустроительные просеки. При движении по ним по первому снегу легко заметить 2–4 поперечных следа соболя, и именно здесь нужно ставить капкан, а не тупо насыщать угодье капканами через определенные промежутки. В пересеченной или горной тайге, да еще без лесоустройства, обычно путики прокладывают по водотокам. Но и здесь надо учитывать предпочтения соболя. Например, в дальневосточной тайге, где преобладает лиственница, соболь обязательно проверяет устья ручья, где растет куртина елей и пихт.
Итак, место для капкана найдено, пора его устанавливать. В среднем, учитывая глубину снега, капкан должен устанавливаться на высоте не менее полутора метров от земли. Обязательно над капканом должна быть крыша из лапника, защищающего его от снега с таким расчетом, чтобы он стоял перед приманкой в боевой готовности. Приманкой натирается жердь или сук, на котором стоит капкан, чтобы они впитали запах приманки.
Еще невыходной соболь, обнаружив предварительную приманку и покормившись на ней, место запомнит, и, когда ляжет снег, обязательно проверит место, а зрительная приманка ему в этом поможет. Основная приманка может быть любым мясом, но, по моему опыту, лучшая — это рыба, только ее нужно класть сырой, дабы она примерзла. Известно, что при –20° мясо и рыбные приманки теряют запах, в этом случае работает только зрительная. Полезно вскрывать желудки добытых соболей и определять характер их питания. Приходилось слышать от одного охотника, что никакой соболь не устоит перед мясорыбным фаршем с добавкой меда и орехов кедра.
Если ландшафт позволяет, желательно на проверке путиков применять мотонарты, что позволяет опромышлять большие площади угоди, и облегчает труд промысловика. В видеофильмах соболятников я видел массу ошибок. Не знаю, раскладывают ли они предварительную приманку, но, как правило, отсутствует приманка зрительная, что недопустимо. Крыши над капканом сделаны порой небрежно, и капкан покрыт снегом.
Брать на проверку путиков собак в принципе можно, но это зависит от того, по какому зверю работает собака. Если по соболю, то это терпимо. А если ваша лайка обожает гонять лосей или маралов? Загнанный на дерево соболь, как куница, верхом не уходит, и добыть его из обычной тозовки пулькой в голову ничего не стоит.
В одном из видеофильмов меня поразил туруханский промысловик, жалующийся приятелю, что приходится добывать соболя из карабина с оптикой. При этом якобы пуля разносит зверьку голову в хлам... «Вот бы мне дробовик с патронами, снаряженными восьмеркой!» — говорит тот промысловик. А кто мешает ему завести нужный дробовик или тозовку и зачем он таскает на соболевку карабин с оптикой?
Можно еще долго перечислять всякие несуразности фильмов о современном пушном промысле, укажу только одну из них. Известно, что лучшая печь для охотничьей избушки — это колымка с регулируемым поддувалом. В видеофильмах такие встречаются, но топят их почему-то исключительно сушняком, который заготовлен в чурбаках.
Во-первых, дрова колют заранее, а не когда усталый охотник приходит в избушку после промысла. И во-вторых, печь растапливают сушняком сначала, чтобы согреть избушку и вскипятить чай. Перед отходом ко сну на угли сушняка кладут сырые наколотые чурбаки, обычно березовые, уменьшив тягу до минимума. В этом случае можно спокойно спать до утра, не вставая. В фильмах ни одного сырого чурбака не видел, тем более березового. Вот такие мысли и пожелания старого охотника.