Восточносибирская лайка московского региона. Нюансы работы

Межрегиональная спортивная общественная организация «Московское общество охотников и рыболовов» — одно из старейших обществ в России, член Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». Здесь ведется большая работа с различными породами охотничьих собак, в том числе с породой восточносибирской лайки

Восточносибирская лайка — это национальная порода охотничьих собак России аборигенного происхождения, из охотничьих промысловых собак таежных и горно-таежных лесов Центральной и Восточной Сибири. В основу породы вошли эвенкийские, якутские, бурятские, иркутские и приамурские лайки, в силу широкого географического распространения порода сохранила множество отродий — это разнотипная собака.

В настоящее время ВСЛ при том состоянии породы, в каком она существует, является востребованной. Она завоевывает все больше симпатий не только охотников-любителей, но и собаководов, не имеющих охотничьей страсти.

Право на свое существование порода восточносибирской лайки получила в 1947 году. Согласно первым описаниям породы на Всероссийском кинологическом совещании, по предложению Всесоюзного научно-исследовательского института охотничьего промысла был принят и в 1949 году утвержден временный стандарт, а в 1981 году утвержден постоянный стандарт, действующий по настоящее время. Согласно ему, восточносибирская лайка от других пород отечественных охотничьих лаек отличается наиболее крупным ростом, крепкой конституцией, овальной грудью в сечении, большей растянутостью туловища и широким постановом ушей.

Первые завозные аборигенные лайки (Мухала I, Дюмнар 26/л и т.д.) в Московский регион до 1949 года с территории Восточной Сибири использовались в племенной работе породы западносибирской лайки (ЗСЛ), являются предками многих сегодняшних ЗСЛ.

Разведением чистопородных восточносибирских лаек с 1969 по 1992 год занимался Иркутский питомник охотничье-промысловых собак, за это время было получено 4422 племенных щенка, реализовано в охотничье-промысловые хозяйства зоны Сибири и Дальнего Востока 3798 племенных щенков, в Московский регион передана одна собака Вега 1211/лвс. В это же время собак данной породы начали разводить в Ленинградской, Тверской, Архангельской и Смоленской областях.  

Интерес в Московском регионе к породе восточносибирской лайки связан прежде всего с охотой. Охотники Подмосковья хотели иметь собаку вязкую, выносливую, обладающую глубоким и широким поиском, работающую по пушному и копытному зверю, преследующую его по старому следу до подъема, способную быстро восстанавливаться после продолжительной работы.

В настоящее время в Московском регионе разведение восточносибирских лаек осуществляется лишь силами частных заводчиков, есть частный питомник, где имеется небольшое количество собак данной породы: всего с 70-х годов прошлого века зарегистрировано 3819 ВСЛ. Среди районных обществ хочу отметить Солнечногорское РООиР, которое многое делает для развития породы ВСЛ, проводя выставки, испытания и состязания. По четвергам в помещении общества проходят семинары экспертов с заводчиками породы, куда приезжают из Московского региона и Тверской области. Благодаря таким встречам собаки на выставках получают высокие оценки за экстерьер и дипломы на испытаниях (например, Разбой 1899/09, Батыр 1705/06 и т.д.).

Выставка — одно из важнейших мероприятий в системе племенной работы ВСЛ. Ежегодно МООиР проводит областную выставку с открытым чемпионатом для всех пород охотничьих собак. Звание чемпиона получили: Байкал 1379/97, Умка 1423/99, Югра 1439/00, Чона 1462/01, Тобол 1464/01, Т-Халзан 2124/13. Чемпионами на других региональных выставках стали Тара 2127/13, Шмель 2230/14, Лайма-Ева 2214/14.

Проводимая на выставках комплексная оценка ВСЛ учитывает оценку экстерьера, имеющиеся у собаки дипломы; происхождение и наличие потомков первой генерации служат важным фактором правильного разведения и улучшения поголовья ВСЛ. На выставках между владельцами производится обмен опытом и пропаганда ВСЛ.

Московские ВСЛ были завезены из разных мест, поэтому весьма разнотипны.

В настоящее время их можно подразделить по экстерьеру на две группы: 1) Иркутская; собаки высокорослые, имеют звероватый вид, крепкое телосложение, грубоватую тупую брусковидную морду по длине немного меньше черепной части. Таких собак большинство в поголовье; 2) Эвенкийская; форма головы у этих лаек совершенно иная, со слегка заостренной мордой. Собаки крепкого, сухого телосложения, с более бедным шерстным покровом, отличаются меньшей звероватостью. Лайки этой группы наиболее распространены в Эвенкийском автономном округе Красноярского края. Собак такого типа в поголовье значительно меньше.

Но племенная работа, выставки, выводки и другие мероприятия по охотничьему собаководству будут безуспешны, если у ВСЛ нет полевых дипломов по профильным видам, не проверены их рабочие качества в лесу. МООиР придает первостепенное значение областным и районным испытаниям ВСЛ по вольным видам, старается охватить значительный круг владельцев этих собак, особое внимание уделяет молодым лайкам.

За период 2021–2023 год дипломировано 13 (100 %) собак: лось — 8 (61,5 %); вольный кабан — 1 (7,6 %); куница — 2 (15,3 %); норка — 2 (15,3 %). Несколько иная картина наблюдается на испытаниях и состязаниях по вольерным видам. ВСЛ воспринимают их как игру и не желают принимать в ней участие. Даже собаки, с которыми добывается на охоте кабан, медведь и барсук, отказываются по ним работать в вольере.

Каждый год повышается приток ВСЛ на областных и районных полевых испытаниях по вольным видам, которые проводятся в охотничьих угодьях Солнечногорского РОХ. Правление общества для проведения испытательных мероприятий выделяет разрешения на добычу всех пушных и копытных зверей в разрешенные на добычу сроки, приглашает владельцев ВСЛ на добычу лося. Все это позволяет качественно и без потерь подранков провести охоту. К сожалению, без травм дело не обходится: в этом сезоне на охоте по лосю двойной перелом ноги получил Ункур 2674/23.

Не разобравшись в травме собаки (видимых переломов не было, да и собака не показывала, где болит нога), все сочли, что это ушиб, и пустили кобеля на трех ногах во второй загон, и он, не снижая поиска, нашел лося и отработал до убоя. На следующий день владелец обратился в ветеринарную клинику, где была установлена травма. В этом сезоне при охоте на вольного кабана сука Тайга св.492-32/лвс получила травмы, не совместимые с жизнью.

При ведении племенной работы считаем, что у ВСЛ должен быть глубокий и длинный поиск, вязкость в преследовании зверя, а также страсть к охоте.

МООиР ежегодно проводит состязания отечественных пород лаек с открытым чемпионатом по белке, а в 2024 году запланировано проведение внутрипородных состязаний ВСЛ по лосю.

Анализируя проводимую с ВСЛ племенную работу, мы заметили тенденцию использования в самых широких масштабах производителей, вывезенных из районов Восточной Сибири. Сама по себе эта тенденция правильная. Но когда вязки производят, не считаясь с тем, подходят ли суки к производителю по своему происхождению, встречаются случаи, когда от нас вывозят с родословной собаку в район Восточной Сибири, а привозят от этих собак аборигена, и в результате, не зная происхождения собаки, делают близкий родственный инбридинг. Это весьма нежелательно. Чтобы вести племенную работу, ставящую целью не получение отдельных (может быть, и выдающихся, но «случайных») экземпляров ВСЛ, а систематическое улучшение породы, выработаны определенные методы работы. Секция ВСЛ хочет остановиться на методе подбора пар для получения от них желаемого хорошего потомства. Этот метод обычно называют просто подбором.  

Существует ряд причин, значительно сдерживающих ведение племенной работы в Московском регионе с ВСЛ. Так, помимо МООиР племенную работу проводят Московская городская организация общественного объединения «Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо» (МГО ВФСО «Динамо»); частные клубы охотничьих собак; Военно-охотничье общество общероссийской спортивной общественной организации (ВОО-ОСОО). Некоторые из них порвали отношения с РОРС, что негативно сказывается в ведении родословных собак.

К сожалению, обмену опытом уделяется недостаточно внимания, мы ничего не знаем о составах поголовья в центрах и клубах разведения, отсутствует открытый диалог с ними. Из-за отсутствия эксперта-породника в составе Всероссийского кинологического совета РОРС (ВКС) не рассматриваются поправки по ВСЛ в нормативные документы РОРС, которые тормозят развитие породы.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что без консолидации усилий по ведению работы с этой уникальной породой лаек, без доведения ее поголовья до численности, позволяющей вести направленную селекцию, без разработки единого подхода к отбору и подбору племенных ВСЛ нам сейчас не обойтись.