Как было раньше? Напускаем гончую, она пошла наметом в полаз, и больше мы ее не видим. Что она делает, нам приходится догадываться и на основании этого выносить оценку. Гончая может ходить в пределах 150–200 метров, показываться ведущему через 15–20 минут и получить высокий балл за полаз, что не является объективной оценкой.
Поэтому я за применение современных приборов отслеживания наших питомцев, что способствует более полному выявлению тех или иных элементов их работы, а это позволяет правильно вести племенную работу, ради чего проводятся полевые мероприятия.
Итак, полаз. Это один из основных элементов работы гончей, без которого подъем зверя будет случайностью. Некоторые, особенно начинающие гончатники, считают, что если их гончая ходит в полазе галопом, наметом по лесным дорожкам, просекам, уходя от ведущего за 500–700 метров, при этом не проверяя угодья и заемистые места, где может находиться зверь, то у их гончей прекрасный полаз. А на самом деле такой полаз порочный, и поднять зверя ей будет очень сложно, так как гончая будет бегать по дорогам и искать свежие следы зверя. А если зверь жировал на пятачке и не давал следа, то и гончая найти его не сможет. И как результат, останется без подъема.
И в то же время гончая, ушедшая за 700 метров, все же натекла на след зверя и молча стала его добирать, уходя еще дальше. В этом случае, даже когда она помкнет зверя, то будет отслушана, а ведущий будет гадать, где его собака, и хвалить, какой у нее хороший полаз. Поэтому у нас в правилах проведения полевой экспертизы гончих даны конкретные показатели. Для хорошего полаза это 300–400 метров, подъем всегда будет на слуху. При определении полаза у гончей при современной экспертизе нам в помощь дали приборы отслеживания собак. Сразу оговорюсь, что это не панацея, но при умелом использовании этих гаджетов как на охоте, так и при испытании гончих, мы можем более качественно проводить экспертизу и видеть, что гончая делает в полазе.
В то же время, если у гончей полаз до 100–150 метров, ей также сложно будет натечь на жировку и побудить зверя. Полаз, как я считаю, является врожденным качеством, но неправильной нагонкой молодой гончей мы можем внести свои коррективы. Например, гончая от природы наделена хорошим полазом, но если ведущий не будет давать ей самостоятельности и через каждые 5–10 минут вызывать к себе и, не останавливаясь, передвигаться по угодьям, гончей придется его постоянно догонять. Такая собака будет бояться потерять ведущего и будет находиться всегда рядом.
В итоге полаз будет неглубоким и нешироким, что опять скажется на добычливости и подъеме зверя. Из вышесказанного следует, что без хорошего полаза не будет гончая добычливой, эти два элемента работы связаны между собой. Но это не значит, что при хорошем полазе обеспечена высокая добычливость. Для этого гончей нужен осмысленный полаз, когда она проверяет все крепкие места, где зверь мог жировать или уйти на лежку. Ни для кого не секрет, что некоторые гончие как будто знают, где нужно искать зверя. Они долго не задерживаются на жировках, быстро обрезают их, в итоге у них быстрые подъемы. И наоборот, есть такие, которые натекли на жировку и не могут от нее оторваться, не могут понять, куда ушел зверь.
В итоге остаются без подъема. В этом случае во время нагонки молодой гончей при использовании навигатора мы можем подойти на место жировки и помочь ей побудить зверя. Со временем она поймет, что хозяин ее не бросает, будет чувствовать себя уверенней, наработает мастерства, и при условии, что у нее заложена природная вязкость, она станет добычливой.
Если же ведущий будет уводить гончую с жировки, когда она долго не может побудить зверя, в надежде найти следующую и там поднять, такая гончая никогда не будет добычливой. Она покажет все жировки в угодьях, но обработать и поднять зверя ей будет сложно.
Поэтому для подъема зверя собаке нужен осмысленный, глубокий и широкий полаз в контакте с ведущим, вязкость и мастерство при обработке жировки для добычливости и подъема зверя. А благодаря современным приборам Garmin мы сможем более качественно выявлять эти элементы работы наших охотниц при проведении полевых проб.