Спаниелей обычно берут первой собакой для охоты по птице, «чтобы утку приносила» — вот основное мнение обывателя. Но у этой породы есть и другие плюсы.
НЕСТОМЧИВОСТЬ
Мне очень нравятся ходовые охоты, когда долго идешь и идешь, меняя типы угодий, и охотничий бог тебе что-нибудь да пошлет.
Вспоминается, как когда-то в охотничьей молодости мы с друзьями охотились в Подмосковье в перепелиных местах. Вышли из лагеря в шесть утра и забыли часы, в итоге ходили часов двенадцать, и все это время наш спаниель поднимал птицу. Да, под конец он уже не делал классических параллелей, шел медленной рысью, очень устал, но при встрече с горячим следом включался и срабатывал.
Охотиться весь день — это, конечно, экстрим, но ходить со спаниелем часов шесть подряд вполне нормально. У собаки снизится скорость, «оптимизируется» поиск, но при такой размеренной и исследовательской охоте это неактуально. При этом нет требований к ветру: есть ветер — собака будет использовать верхнее чутье, нет его — нижнее. На ходовой охоте русский спаниель покажет наличие дичи, поднимет в пределах выстрела, найдет битую птицу или доберет подранка. Хотите идти по лугам и полям — собака отработает затаившуюся куропатку или коростеля по следу, поднимет зайца с лежки, а в буераках по торфяникам начнет шлепать по грязи, проверять тростники, плыть через канавы. Если вы пойдете по лесным дорожкам, то она и там поднимет рябчика или вальдшнепа, главное — успеть выстрелить сквозь ветки… С таким помощником не нужно думать, стрелять или не стрелять на вечерке, чтобы потом обязательно найти битую утку. Появляется уверенность и безмятежность.
ОХОТНИЧЬЯ СТРАСТЬ
Одно из основных качеств русского спаниеля — высокая охотничья страсть, стремление к нахождению дичи и контакту с ней. На мой взгляд, это преобладающее «свойство личности» в породе. И это безусловный плюс. Охотничья страсть позволяет некрупной собаке показывать чудеса героизма в очень непростых условиях, обеспечивает успех охоты и вызывает уважение хозяина-напарника, вдохновляет его. За многие годы я пересмотрела на испытаниях как эксперт и при совместных охотах сотни собак этой породы и не видела ни одной, которая бы не имела охотничьей страсти. Именно это качество при встрече с горячим следом дичи перебивает все остальные вводные. Собака в азарте может забыть обо всем вокруг, включая хозяина. Поэтому, если вы хотите получить от русского спаниеля весь комплекс свойств для правильной охоты с ним, вам потребуется много потрудиться в натаске. Больше, чем с легавой.
Вызвать азарт при встрече с охотничьим объектом по достижении необходимого возраста (от 6 месяцев до года) не потребует никаких усилий, а вот дальше… Чем страстнее собака, тем больше эмоций получит ее хозяин на охоте с ней, но и тем больше труда он вложит в своего помощника, приучая к дисциплине в угодьях.
Именно к спаниелям предъявляются самые высокие требования при сотрудничестве с человеком. У этой собаки нет стойки, она поднимает птицу на крыло сходу, преследуя ее по запаху. Спаниель не просто не приостанавливается, он обычно ускоряется на горячем запахе, при приближении к объекту охоты. А это значит, у охотника при подъеме птицы нет времени подготовиться и подойти, он должен стрелять сразу. Поэтому поиск спаниеля не должен выходить за границы результативной стрельбы (за 30 метров), человек и собака работают в связке, образуя «стаю» для добычи. При подъеме птицы спаниель должен остановиться разгоряченным, с разбега, ведь хозяин не может стрелять при рисках попадания в собаку.
Перед собакой ставятся очень высокие требования. Она должна в порыве инстинкта преследования дичи всегда помнить о хозяине. Помнить, не удаляясь за пределы «договоренностей» в поиске, помнить, работая по встреченному следу, помнить при взлете птицы, которую гнала по следу метров семьдесят и которая взлетела на расстоянии пятьдесят сантиметров от носа… Если собака увлекается и забывает о хозяине и его возможностях, «работает на себя», то охота с ней становится мучением. Досадно, когда молодое дарование в восторге от запахов и свободы движений где-то на восьмидесяти метрах поднимает раз за разом дупелей, к которым охотник ехал за сто километров…
В этом и есть оборотная сторона всепоглощающей страсти к дичи. РОСа нельзя «приткнуть» по дичи, как хорошую кровную легавую, и расслабиться. РОСа нужно заставить работать вместе с хозяином. РОСа нельзя отдать в натаску за круглую сумму и получить готовенького. Он может стать хорошим партнером и будет уважать опытного натасчика, но будет ни в грош не ставить хозяина, находясь с ним в угодьях один на один. Поэтому РОСа натаскивают сами владельцы. Натасчика можно нанять только для совместных занятий, чтобы тот указал на ошибки.
УМНЫЕ И САМОДОСТАТОЧНЫЕ
Какие еще есть плюсы у русского спаниеля, на мой вкус? Они очень умны и самодостаточны. Они не заглядывают в глаза, пытаясь предугадать желание, они не «инструменты», а яркие личности. Кстати, весьма разные. И мне это нравится. Их самодостаточность происходит оттого, что от породы требуется большая самостоятельность в принятии решений; нужно просчитать массу входящей информации при поиске и преследовании дичи в условиях нашей средней полосы. Русский спаниель не «выпугивает» дичь, это нерационально в условиях невысокой ее плотности, где была сформирована порода, он работает по запаху конкретного объекта. А объекты эти разных видов, в разных угодьях, в разную погоду. На запах и состояние птицы влияют и влажность, и тип почвы, и цветение трав. И никто русскому спаниелю в поиске не поможет в осмыслении этой запаховой информации и в принятии быстрых решений.
По молодости вежливые собаки часто при потере запаха останавливаются и смотрят на хозяина, ожидая подсказки. Ведь когда в щенячестве они тренировались искать крылышко, им часто показывали, куда идти, одновременно обучая взаимодействию, движению по направлению руки. В такой ситуации хозяину важно поддержать свой авторитет в глазах начинающей собаки и указать наиболее вероятное направление. Может быть, завести против ветра, а может, увести из сложного места, главное — что-то обязательно сделать. Если собака не будет получать подтверждений авторитета хозяина, как главного охотника их маленького коллектива, она будет больше надеяться на себя и чаще станет забывать о хозяине в порыве страсти.
С возрастом и опытом многие спаниели начинают мастерить — доверять себе больше, чем идеям охотника. С одной стороны, это неплохо: таким образом собака экономит свои силы, не занимаясь бессмысленной деятельностью. В хорошо знакомых угодьях РОС может свести челнок к целенаправленному обхождению перспективных, с его точки зрения, мест. Или может не идти в крепи, пройдя по краю и не поймав запаха. У нас как-то кобель поднял рябчика под сосной, а потом каждый раз, появляясь в этих угодьях, обязательно проверял ту сосну, даже спустя два-три года.
Когда мы первый раз приехали с первым нашим РОСом поохотиться на южного дикого фазана, ни он, ни мы не знали, в каких типах угодий, в какое время суток нужно его искать. Кобель не понимал сначала, что фазан находится в крепях, проходил вокруг тростникового острова, не обнаруживал входного, уже несвежего следа на сухой степной растительности и считал лазание в тростнике блажью хозяев (первый кобель был себе на уме с детства). И только на второй-третий день он понял, что надо проходить вокруг крепи, но недалеко от края. Понял — и все закрутилось.
При прекрасной обучаемости русский охотничий спаниель может показывать характер и постоянно проверять владельца на реальность его авторитета. Соответственно, главная задача натаски собак этой породы — выработка дисциплины и послушания в угодьях — осложняется еще и самомнением и самодостаточностью собаки.
РОС далеко не инфантильная собака. Это свойство вытекает из ее самостоятельности и уверенности в себе. С какого-то момента спаниели перестают быть милыми и игривыми со всеми, кроме членов семьи. А наиболее сильные по характеру кобели могут не слушаться и некоторых членов семьи, кроме хозяина. И да, они не собаки для детей. Они для взрослого, уверенного в себе человека. Русские охотничьи спаниели не любят малознакомых людей и прагматично используют их или игнорируют, как и детей, младших по отношению к ним.
ЕЩЕ О ПЛЮСАХ ПОРОДЫ
Субъективно плюс для меня — внешность русского охотничьего спаниеля. Мне нравится тип его шерсти — длинной, с очесами. Не люблю короткошерстных. Я могла бы вынести жесткошерстную собаку, но зачем, когда есть эстетически меня больше устраивающая? Этот плюс значим для женской половины семьи, когда между охотником и его женой возникает спор при выборе собаки. Плюс такой шерсти — в крайне низкой вероятности пореза подушечек лап питомца из-за щеточки между пальцами и большой площади лапы по отношению к весу. Для скоростной породы это очень большой плюс, ведь охотничий сезон длится не круглый год, а отпуска многие планируют заранее, и очень обидно пропустить охоту только потому, что под кустами на маршруте прогулки кто-то разбил бутылку.
Ни одна из моих собак не резала лап, хотя по свалкам и стеклу они бегали много. Корпус спаниеля тоже, по сравнению с короткошерстными породами, достаточно защищен от порезов растительностью на охоте при скоростном поиске. И, кстати, шерсть РОСов «удобна» в квартирных условиях: ее меньше, чем у собак с типом шерсти, как у лаек, и она аккуратно лежит на полу, почти не витая в воздухе.
Да, проблемы есть: репешок на открытии болотно-луговой дичи, череда на охоте на утку, дурнишник при поездках на юг за диким фазаном — все это сплошным слоем лежит на красивых очесах, гордости хозяев. Как эти проблемы решаются? Лично у меня выбиранием и аккуратным выстриганием застрявших плодиков, что не вызывает раздражения, а скорее, вводит в состояние медитации. Есть семьи, где очесы у собаки обстригают перед полевым сезоном, если не планируют выставок.
Можно рассматривать еще много других сторон этой замечательной породы. Здесь я попробовала обсудить те особенности РОС, которые, на мой взгляд, отличают ее от близких пород той же группы.