МНОГОЛЕТНЕЕ ОЖИДАНИЕ

Родственники готовы были приехать за компенсацией, но не за гробами

  “Править должны знающие”
Сократ
Уже много лет в плане законопроектной работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации значится законопроект, который призван регулировать вопросы охоты и охотничьего хозяйства. За эти годы было написано много законопроектов. И каждый раз, когда на свет божий появляется очередной проект закона “Об охоте и охотничьем хозяйстве”, сам собой напрашивается вопрос: неужели в России трудно найти несколько человек, хорошо знающих право, охоту и охотничье хозяйство, которые могли бы написать законопроект, отвечающий интересам и охотников, и государства? Невозможно в это поверить. Наша страна богата на таких людей. Значит, причина кроется в чем-то другом. Козьма Прутков сказал: смотри в корень. А корень этот экономический. И заинтересован в решении своих экономических проблем за счет простого охотника-любителя и охотника-спортсмена, хотя они суть едины. Охот департамент Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Итак, очередной законопроект подготовлен. Его авторами являются депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации председатель Комитета по природным ресурсам и природопользованию А.С.Беляков и заместитель председателя этого же Комитета В.В.Лунцевич, которые в силу своего положения народных избранников, казалось бы, не должны забывать интересы простого охотника-избирателя, а не стоять на позициях чиновника.
Кто конкретно разрабатывал законопроект - неизвестно, но его появление заслуживает внимания.
Но сначала вернемся к событиям годовой давности.
19 марта 2001 года в Государственной Думе под председательством В.В.Лунцевича прошли парламентские слушания на тему “Правовые аспекты регулирования охоты и охотничьих ресурсов”. Открывая парламентские слушания, В.В.Лунцевич отметил большой интерес в обществе к обсуждаемой проблеме. “Я думаю, что мы сегодня сумеем выработать по этому законопроекту нужное решение и, в конце концов, принять его”.
Надо заметить, что перед парламентскими слушаниями его участникам был роздан подготовленный рабочей группой законопроект, о котором В.В.Лунцевич все в той же вступительной речи сказал, что этот законопроект не претендует на 100-процентную поддержку. В нем имеется очень много открытых вопросов. “И я надеюсь, что сегодня мы обсудим этот законопроект, и он будет внесен в первое чтение в Государственную Думу в ближайшее время”.
Закрывая парламентские слушания, В.В.Лунцевич сказал: “И я вынес для себя один очень важный момент, что закон “Об охоте и охотничьем хозяйстве” затрагивает интересы очень большого количества людей. Это и социальный закон, и экономический. Мы должны принять закон, который будет удобен для работы тех, кто непосредственно занимается этим делом... Мы должны поработать и с Правительством, и представителями Минсельхоза. Здесь они настаивают на такой жесткой позиции, что представление охотничьего ресурса, животных, угодий является настольно важной для государства экономической задачей, как пополнение бюджета. Вот у меня сложилось впечатление, что это все-таки нечто иное. И мы не должны здесь думать только о пополнении бюджета, а скорее об организации людей...”
Действительно, в Комитете по природным ресурсам и природопользованию с учетом высказанных на парламентских слушаниях предложений и замечаний в мае 2001 года был подготовлен законопроект “Об охоте и охотничьем хозяйстве, который направлен для обсуждения и представления предложений и замечаний в заинтересованные органы власти и ведомства.
В целом этот законопроект получил положительную оценку, а имеющиеся недостатки можно было устранить на заседании рабочей группы.
И вдруг, как гром среди ясного неба, 5 февраля 2002 года появляется новый законопроект “Об охоте и ведении охотничьего хозяйства в Российской Федерации”, который вносят названные депутаты.
А куда делся тот законопроект, который разрабатывала рабочая группа, и который уже был одобрен в июне 2001 г. Комитетом по природным ресурсам и природопользованию и разослан для представления замечаний и предложений? А никуда. Просто появился новый законопроект, авторами которого являются руководители Комитета по природный ресурсам и природопользованию. Вот и все. Своя рука - владыка. Конституция Российской Федерации депутату Государственной Думы предоставила право законодательной инициативы, вот депутаты этим и воспользовались. Формально - правильно, по существу - издевательство. Значит, весь труд, который потрачен рабочей группой, парламентскими слушаниями на подготовку законопроекта был напрасным!
Но это еще не все. Теперь уже в далеком 1996 году депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.М.Зеленин, царство, ему небесное, автор этих строк Н.П.Астафьев, А.А.Турусин внесли в Совет Государственной Думы законопроект “Об охоте”. Совет Государственной Думы его рассмотрел и своим решением от 16 июля 1996 г. поручил Комитету по природным ресурсам и природопользованию подготовить его для рассмотрения в первом чтении, но до конца полномочий Государственной Думы 2-го созыва Комитет этого сделать так и не смог. Этот законопроект был включен в план законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2002 г. Он должен был рассматриваться Думой в марте 2002 г., но так Комитетом подготовлен к рассмотрению и не был, а названные депутаты подготовили новый законопроект, над которым рабочая группа должна теперь работать по утвержденному А.С. Беляковым плану до середины июня 2002 года.
Успеет ли ныне действующая Государственная Дума принять закон? В этом имеются большие сомнения, потому что работать Думе осталось мало времени.
А теперь посмотрим на некоторые положения подготовленного А.С.Беляковым и В.В.Лунцевичем законопроекта.
В ст. 14 законопроекта в принципах государственного управления в области охоты и охотничьего хозяйства закрепляется платность пользования охотничьими животными. Если этот законопроект будет принят и станет законом, который вступит в силу, надо будет приобретать охотнику лицензию на всех охотничьих зверей и птиц. Не будет никаких исключений. Между тем в Федеральном законе “О животном мире” предусмотрена возможность пользования объектами животного мира бесплатно, но об этом в законопроекте даже не упоминается. Разве это не попытка за счет простого охотника пополнить бюджет? В связи с этим уместно вспомнить слова В.В.Лунцевича, сказанные им на парламентских слушаниях. Получается, говорим одно, а делаем другое.
В законопроекте так много нестыковок с действующим законодательством, в том числе с Конституцией Российской Федерации, что если их все анализировать, мало будет одного номера газеты.
Однако еще на одном “шедевре” законопроекта все же следует остановиться.
В п. 1 ст. 32 законопроекта авторы записали, что удостоверением на право охоты является единый охотничий билет, выдаваемый гражданину специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по вопросам охоты и охотничьего хозяйства, его территориальными органами, соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, его территориальными подразделениями после сдачи испытаний (экзамена) по охотничьему минимуму и уплаты государственной пошлины.
Какие же удостоверения на право охоты предусмотрено законопроектом выдавать?
Если в п. 1 ст. 32 законопроекта записано “единый охотничий билет” то в п.2 этой же статьи этот единый билет уже подразделяется на категории в зависимости от разрешаемых ими способов охоты.
Для ведения любительской и спортивной охоты предусмотрены категории:
А) с применением не оружейных орудий охоты, без применения охотничьих собак и ловчих птиц;
В) с применением не оружейных орудий охоты, охотничьего оружия, за исключением огнестрельного и метательного охотничьего оружия, с применением охотничьих собак и ловчих птиц или без таковых;
С) с применением не оружейных орудий охоты, охотничьего оружия, за исключением огнестрельного охотничьего оружия, с применением охотничьих собак и ловчих птиц или без таковых;
D) с применением не оружейных орудий охоты, охотничьего оружия, за исключением огнестрельного нарезного и комбинированного охотничьего оружия, с применением охотничьих собак и ловчих птиц или без таковых;
Е) с применением не оружейных орудий охоты, охотничьего оружия, с применением охотничьих собак и ловчих птиц или без таковых. Законопроектом предусмотрена еще одна категория: Ер) с применением любых орудий охоты для ведения промысловой охоты.
Сразу встает вопрос: а если охотник применяет все способы охоты, значит, у него должно быть несколько охотничьих билетов, которые он обязан носить с собой?
Законопроект дает на этот вопрос положительный ответ. В п. 3 этой же статьи законопроекта сказано, что сдача испытаний (экзамена) по охотничьему минимуму представляет гражданам, достигшим 18 лет, право на получение удостоверения на право охоты категории “В”, а для лиц, достигших возраста 16 лет - категории “А”. По достижении гражданином возраста 18 лет соответствующие органы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, производят обмен удостоверения на право охоты категории “А” на удостоверение на право охоты категории “В” без дополнительных испытаний (экзамена). Удостоверения на право охоты категорий “С”, “D” и “Е” выдаются охотникам, сдавшим испытания (экзамен) по учебной программе соответствующей способу охоты, включающие в себя стрелковый экзамен (категориальные учебные программы).
И кому в голову пришла такая идея? Ведь даже самому молодому начинающему охотнику известно, что охотничий билет или членский охотничий билет не определяет способы охоты или ее цели. Конкретное право на производство охоты охотник получает после получения именных лицензий, разрешений, путевок и т.п. Для ведения промысловой охоты надо иметь договор. Так зачем же усложнять вопросы, которые решаются просто?
Следует напомнить, что в соответствии с п.З ст. 32.6 Нового Кодекса Российской Федерации “Об административных правонарушениях” исполнение постановления о лишении права охоты осуществляется путем изъятия охотничьего билета. Как видим, в Кодексе предусмотрен только один охотничий билет. В противном случае было бы записано “билетов”. И как авторы законопроекта представляют лишение права охоты? По их логике получается, что если охотник нарушил правила охоты при одном способе, он лишается охотничьего билета на охоту этим способом, но может охотиться всеми другими. И так до последнего билета. Вот вам и открытое поле для браконьерства.
Будет или не будет этот законопроект законом - трудно сказать, но стремление нанести последний удар по любительской охоте в России, как видим, очень велико.