Охотничье оружие... Для настоящего охотника — это целая симфония, музыкальные оттенки которой, неисчерпаемы. Зайдя в любой московский охотничий магазин, погружаешься в сказочный мир, забываешь о всех мирских тяготах и заботах, хочется прикоснуться к ружью, поразившему твое воображение. Наверно, так или почти так чувствовал себя С.Иорданов (житель Молдовы), посетив магазин «Картуш». Только после такого ошеломляющего впечатления мог родиться заголовок для его статьи «Доярки и Мерилин». (“РОГ” №23 за 2002 г.).
Мне неоднократно приходилось быть свидетелем, как некоторые охотники, небрежно махнув рукой в сторону витрины с отечественными ружьями (называя их ухватами, оглоблями и другими нелестными эпитетами), устремлялись к ружьям заграничным. С подобострастием поглаживая их, пытались выведать у продавца, в чем их превосходство над нашими «доярками»! А тот, надеясь всучить «Мэрилин», «распевал» то, что от него хотел услышать покупатель. Слушая и видя подобное, с грустью вспоминаешь известные слова: «...на заграничное глядят, а сало русское едят».
Прошу читателя и г-на С.Иорданова не упрекать меня в «квасном» патриотизме за мое утверждение, что наши гладкоствольные охотничьи ружья по своим техническим и боевым характеристикам не уступают зарубежным образцам. Чтобы не быть голословным, приведу высказывания Жана Бертона, автора книги «Охотничье оружие мира», об ижевских ружьях: «ИЖ-43 ...Самое дешевое из имеющихся на рынке, и при этом одно из самых надежных... Как жаль, что оно так некрасиво и его внешняя отделка столь плоха!». «ИЖ-27. Самое дешевое (и при этом одно из наиболее надежных) ружье с вертикальным расположением стволов, имеющееся в настоящее время в продаже. К сожалению, оно не слишком красиво, а его отделка оставляет желать лучшего.»
Не знаю, за какие заслуги, но двух ижевских «доярок» — ИЖ-27ММ-1С «Тундра Ягд», калибр 12/76 и ИЖ-27М-1С «Тундра Ягд и спорт» с двумя парами стволов, калибр 12/70 — занесли в каталог «Франкония Ягд» 1997/98 гг. Но, зная немцев, думаю, есть за что. Надеюсь, что Ж.Бертона и составителей каталога читатель и С.Иорданов не заподозрят в любви к России и ее ружьям.
Конструктор, создавая ружье, закладывает в него все лучшее, и не его вина, что на прилавках нас встречают порой образцы, весьма отдаленно напоминающие его замысел. Виноваты, по моему мнению, производственники. Это они начинают замысел конструктора укладывать, как в «прокрустово ложе», в имеющиеся на заводе станки и оборудование, удешевлять производство ружья... да еще сегодняшние кадры (они «решают» все).
Если нашими заводами ружья мало-мальски изготовлены в соответствии с техническими условиями, то они, со слов того же Ж.Бертона, уступают «забугорным» только по дизайну и не более. В красивой обертке конфета кажется слаще.
Некоторым нашим охотникам присуще увлечение ружьями с более длинными стволами. Купив «Браунинг», «Беретту» или «Германику», а теперь и наше МР-153, они ищут к ним удлиняющие насадки, надеясь, что с таким стволом можно будет гуся из-под небес опустить на грешную землю. Забывая при этом, что на основании практики охот, стендовой стрельбы и соответствующих научных расчетов была определена оптимальная длина стволов у ружей различного калибра и назначения. Как писали М.Блюм и И.Шишкин («Охотничье ружье», М. 1994 г., с.37): «В настоящее время во всем мире в большинстве случаев изготавливают двуствольные ружья для охоты со стволами длиной от 660-700 (при 20-ом калибре) до 710-730 мм (при 16-ом и 12-ом калибрах); двуствольные ружья для стрельбы на круглом стенде 660-675 мм; двуствольные ружья для стрельбы на траншейном стенде 750-760; гладкоствольные магазинные и самозарядные ружья для охоты 600-750...»
И еще принципиальный вывод этих специалистов гласит: «Все охотничьи гладкоствольные ружья и во времена Аксакова и Сабанеева, и в наши дни во всех странах мира пристреливали и пристреливают на одну и ту же дистанцию — 35-36 м (50 аршин, 50 шагов). Специальным снаряжением патронов и тщательной пристрелкой ружья можно добиться надежного боя на 40-45 м, а из ружей «Магнум» — на 50-55 м и даже немного дальше. Под надежным боем понимают такой бой, когда в цель попадает 3-5 дробин требуемого номера со скоростью около 200 м/сек.»
Я так подробно остановился на выводах специалистов, чтобы еще раз подтвердить, что отечественные ружья уступают заграничным только по внешнему красивому виду.
На охотничьей тропе длиною в 55 лет в моих руках побывало много всяких ружей. Но особенно запомнились и полюбились ИЖ-12 и штучное ИЖ-27. Молодость и азарт, да еще с любимым ИЖ-12. Сколько охот, и каких! Служба офицерская забрасывала в такие регионы страны, что другого времяпровождения, кроме как охоты, не было. И ружье ни разу не подвело. А штучное ИЖ-27 не уступало «Зауэрам», «Меркелям» в бое и не по бутылкам, а принципиально — по шестнадцатидольной мишени, и не одним патроном — серией из пяти. С этим ружьем после десятилетнего перерыва вновь вышел на круглый стенд в Киеве, а переехав в Люберцы, с 1994 по 1998-ой год неоднократно занимал первые места в соревнованиях по стендовой стрельбе в первенстве среди коллективов военных охотников Военно-охотничьего общества Московского военного округа и Московского округа ПВО.
Если сравнить наше ИЖ-27М-1С с ружьем «Ругер» (США), то по американским оценкам — это «отборный товар». Оба ружья бокфлинты, прицельные планки вентилируемые и с одним спуском. Предохранитель у «Ругера» имеет три положения, у нашего два, как-то привычнее. У «Ругера» после осечки при повторном нажатии на спуск выстрела не произойдет. Надо прикладом стукнуть обо что-то твердое. У ИЖ-27М-1С переключение на другой ствол произойдет и после осечки при повторном нажатии на спусковой крючок. Сравнение с другими ружьями также будет в пользу ИЖ-27. Конструкция его совершенна. Боевые пружины мощные и надежные. Выход бойков таков, что им «по зубам» любой капсюль, чего не скажешь о заграничных моделях. А для российского охотника в суровых зимних условиях это немаловажный фактор.
С 1986 г. охочусь с МЦ21-12 N№10143, и стал, по выражению С.Иорданова, «автоматчиком». Весьма сочувствую С.Иорданову, что ему, автоматчику «тридцатилетней выдержки», не удалось «обуздать» МЦ21-12. Мне повезло... Я в своем полуавтомате ничего не отлаживал и не подтачивал: из магазина — и на охоту.
Немного истории. Охотничий полуавтомат с длинным ходом ствола был создан в конце XIX века Джоном Браунингом и выпущен в Бельгии Национальной фабрикой (ФН) в Херстале в 1903 г.
МЦ21-12 — одноствольное самозарядное ружье, автоматика которого также работает за счет использования длинного хода ствола, перемещающегося назад под действием отдачи при выстреле. На поточное производство оно было поставлено Тульским оружейным заводом (ТОЗ) в 1965 г., и в этом же году ружье было награждено Золотой медалью Лейпцигской ярмарки.
Бывают ли задержки при стрельбе из МЦ21-12? Если ружье исправно, хорошо отлажено, смазано по сезону и заряжено качественными патронами, то практически нет. Но охотник их может вызвать сам по незнанию или по небрежности. И в первую очередь, это использование не прокалиброванных и не проверенных контрольной трубкой патронов. Снаряжение патронов в стреляные гильзы, тем более в бумажные, — стопроцентная задержка. Не советую стрелять патронами, снаряженными даже в новые бумажные гильзы (знаем их качество), может случиться, что затвор оторвет донышко гильзы, а в патроннике останется трубка, в которую уткнется очередной патрон. В этой ситуации надо ружье поставить на предохранитель, отвести затвор, достать из окна ствольной коробки патрон, затем оторванное донышко и трубку из ствола.
В статье «Новое в старом мире боеприпасов» («РОГ» N№22 за 2002 г.) С.Иорданов пишет, что «... готовые патроны — дороги... сверхдороги». И по этой причине, как мне видится, молдавские охотники, как и российские, еще долго будут снаряжать патроны сами, используя в целях экономии стреляные гильзы и самодельную дробь. По этому поводу замечу, что ружья «Браунинг-Голд», «Беретта», «Германика» имеют строгие патронники. Снаряженные собственноручно патроны в новые гильзы и неоднократно прокалиброванные не всегда их затворами досылаются в патронники, особенно у «Браунинга-Голд», и осечка обеспечена. А про стреляные гильзы и говорить нечего. «Мэрилин» их не примет, а вот наши «доярки» их принимают и даже «капризное» МЦ21-12.
Читая статью С.Иорданова «МЦ21-12 — ружье с характером» («РОГ» N№10 за 2002 г.), полностью с ним соглашаюсь, «Что есть у МЦ21-12? Мощность — да, есть, сильный бой — да, подряд пять выстрелов и очень быстро — вообще фантастика». А потом начинаются его «но».
МЦ21-12 упрекают в непостоянстве баланса, который зависит от количества патронов в магазине. Но эти изменения по мере израсходования патронов так незначительны, что почти не влияют на результативность стрельбы.
С натяжкой к одному из недостатков МЦ21-12 можно отнести его большой вес и плохую посадистость. При стрельбе навскидку ружьем не намного труднее управлять, чем двустволкой. Я в этом убедился на охоте и в стрельбе на стенде. Всем известно, что ружья для стендовой стрельбы, так называемые «садочные», по весу примерно равны МЦ21-12. Ружье такого веса способствует более точному прицеливанию и плавной поводке. Все это в комплексе обеспечивает меткую и быструю стрельбу как на стенде, так и на охоте и меньшую утомляемость.
У некоторых охотников легкий вес ружья считается чуть ли не главным его достоинством. При этом они забывают, что если из такого ружья пострелять на стенде или на осеннем утином перелете сильными зарядами пороха, то, в лучшем случае, будут обеспечены синяки при уцелевшем ружье, о худшем лучше и не говорить. Я считаю, и надеюсь со мною согласятся многие владельцы МЦ21-12, — лишние 300-500 г не в тягость физически крепкому и выносливому охотнику, а чтобы на ходовой охоте ружье не утомляло охотника, его следует носить на двойном погоне «всегда готов» или на подвеске, изготовленной из мягкой, но прочной проволоки, прикрепленной к поясу (патронташу).
И еще о таком якобы «преимуществе» двустволки, как о возможности заложить в стволы патроны с различными номерами дроби: в нижний (правый у горизонталки) с мелкой дробью, верхний (левый) с более крупной и быть готовым к встрече с вальдшнепом, рябчиком, тетеревом или с зайцем. Но, увы! Как правило, при неожиданном появлении дичи забываешь, на какой крючок следует нажимать и в спешке палец «давит» по привычке на передний спуск.
МЦ21-12, в сравнении с двустволкой, обладает более кучным и постоянным боем при стрельбе пулями. Только надо не пожалеть средств и времени на пристрелку. Опираясь на опыт работы охотоведом (приходилось заниматься селекционным и промышленным отстрелами косуль, кабанов и лосей), могу сказать, что пуля Полева наиболее подходящая. Кучность и резкость боя дробью у МЦ21-12 довольно высокие. Завод гарантирует кучность 65%. Практикой установлено, что кучность можно поднять до 75-80% путем применения патронов специального снаряжения.
И как ни странно будет звучать мое утверждение, но расход патронов на охоте с ним значительно меньше, чем с двустволкой. Наличие патронов в ружье избавляет от поспешности, способствует уверенной и меткой стрельбе. Не для красного словца, могу сказать, что в среднем на добычу одной утки трачу и сейчас, уже не в молодые годы, не более 1,5-2 патронов. А в этом году на весенней охоте на глазах владельцев «Мэрилин» сподобился тремя выстрелами снять трех гусей. Читатель может возразить: «Конечно, мастер спорта по стендовой стрельбе». И это тоже сыграло не последнюю роль. Но самое главное — знание своего ружья, умелое владение им и уверенность в нем. А это приходит с годами, когда охотник и ружье — одно целое, когда они сжились «душа в душу». Тяжелое и прочное МЦ21-12 позволяет применять и более мощные патроны, такие, как «Полумагнум» фирмы «Тайга». Следует признать — МЦ21-12 оружие мощное и в опытных руках надежное. Но оно требует от охотника отличного знания автоматики и умения снаряжать патроны высокого качества.
И последний штрих к портрету. МЦ21-12 с ореховой древесиной имеет приличный, я даже не побоюсь сказать, элегантный и красивый вид в сравнении с «Мосбергами», помповиками всех мастей.
И в заключение осмелюсь заявить, что среди отечественных ружей МЦ-21-12 нет равных (исключая ружья ЦКИБ СОО). Не уступает оно и хваленым «Браунингам», «Бенелли» и «Береттам». К сожалению, от некоторых охотников приходилось слышать: МЦ21-12 — это вчерашний день. И напрасно. Напомню, что и по сей день выпускается «Авто-5» — самая старая из производимых в настоящее время моделей ружей. За исключением нескольких деталей, оно является копией ружья, созданного Джоном Мозесом Браунингом в конце XIX века, а продается по цене выше, чем «Браунинг-Голд».
Закончу свою статью обращением к г-ну Иорданову, ставшей расхожей фразою: «Сергей, ты не прав».