15 декабря 2002 года Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен законопроект «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации (глава 31 «Сборы за право пользования объектами животного мира и за право пользования водными биологическими ресурсами»), а также изменений и дополнений в другие акты законодательства Российской Федерации.
Cоветом Государственной Думы 23 декабря 2002 года законопроект уже рассмотрен. На пленарном заседании Государственной Думы рассмотрение законопроекта в первом чтении запланировано в феврале 2003 года.
Законопроект признает плательщиками сбора за право пользования объектами животного мира, кроме объектов животного мира, относящихся к водным биологическим ресурсам, организации и физических лиц, которые в установленном порядке получают право на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации по лицензиям (разрешениям), выдаваемым в соответствии с действующим законодательством.
Плательщиками сбора за право пользования водными биологическими ресурсами, в том числе рыб, других водных животных и растений, признаются организации и физические лица, получающие в установленном порядке право пользования водными биологическими ресурсами во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в открытом море, в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства (включая право пользования анадромными видами рыб) на основании лицензий (разрешений), которые выдаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области рыболовства.
За объектами обложения законопроект признает право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами, которые изымаются из среды их обитания на основании лицензий (разрешений), выдаваемых в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Не является объектом обложения право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами, если они используются в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава водных биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также воспроизводства объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Но все эти мероприятия должны осуществляться по поручению уполномоченных органов исполнительной власти.
Не является объектом обложения также право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами в целях удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, для которых охота и рыболовство являются основой существования.
Нормативы и объемы (квоты) изъятия объектов животного мира и водных биологических ресурсов для личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Исключено из объекта обложения право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами в целях изучения запасов, промышленной экспертизы, в научных целях в объемах, которые определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает ставки сбора.
За таких животных, как овцебык, гибриды зубра с бизоном или домашним скотом предусмотрена ставка 3000 рублей за одно животное; за лося, медведя — 1500 рублей; за благородного оленя — 1200 рублей; за пятнистого оленя, лань, снежного барана, сибирского горного козла, серну, тура, муфлона.— 600 рублей; за косулю, кабана, кабаргу — 450 рублей; за дикого северного оленя, сайгака — 300 рублей; за рысь, росомаху — 180 рублей; за соболя, выдру — 120 рублей; за барсука, куницу, сурка, бобра — 60 рублей.
За всю группу прочих видов пушных животных за один год охоты — 150 рублей.
За всю группу пернатой дичи за один год охоты — 150 рублей.
При изъятии молодняка в возрасте до 1 года диких копытных животных ставки сбора устанавливаются в размере 50 процентов от перечисленных выше ставок.
Если сравнить приведенные ставки сбора с размерами платы за пользование объектами животного мира, указанными в известном Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 года N№ 1, то они существенно отличаются.
В Постановлении Правительства приведенные размеры платы указаны кратно минимальному размеру оплаты труда. При этом в Постановлении указано, что конкретные размеры платы устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, поэтому размер платы в разных субъектах был различным.
В проекте закона этот размер указан только в рублях.
Так, за всю группу прочих видов пушных животных за один год охоты в различных субъектах Российской Федерации в соответствии с названным Постановлением Правительства Российской Федерации могла быть установлена плата от 0,1 до 1 минимального размера оплаты труда (450 рублей).
В законопроекте предусмотрена твердая сумма — 150 рублей.
Такое же положение и с пернатой дичью.
За кабана была установлена плата от 1 до 2 минимальных размеров оплаты труда, по законопроекту — 450 рублей. Ставки сбора за право пользования водными биологическими ресурсами (кроме морских млекопитающих) устанавливаются за одну тонну отдельно по морским бассейнам, по промысловым районам в открытом море и зонам действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства, отдельно по пресноводным водоемам. Ставки сбора за право пользования морскими млекопитающими устанавливаются за одно млекопитающее.
Сбор за право пользования объектами животного мира уплачивается при получении разрешения (лицензии).
Уплата сборов производится органу, выдающему лицензию (разрешение), по месту его нахождения.
Сумма сбора за право пользования объектами животного мира в полном объеме будет поступать в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма сбора за право пользования водными биологическими ресурсами в полном объеме поступает в доход федерального бюджета.
Введенная Постановлением Правительства Российской Федерации плата за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, мало что изменило, если совсем не изменило в лучшую сторону в вопросах охраны и воспроизводства охотничьих животных. Это знает каждый охотник из своего опыта.
Установлением твердых сумм сборов за право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, разработчики законопроекта преследовали другую главную цель — пополнение бюджета. Не случайно в финансово-экономическом обосновании к законопроекту указано, что доходы от сбора за право пользования объектами животного мира возрастут со 156,6 млн. рублей в 2002 году до 524,6 млн. рублей в 2003 году.
И это неудивительно. Если в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1 от 4 января 2000 года за прочие виды пушных зверей и пернатую дичь за год охоты региональные органы исполнительной власти сами могли устанавливать размер платы, который в целом по Российской Федерации колебался от 50 до 100 рублей, то теперь он составит 150 рублей.
Конечно, законопослушный охотник уплатит эту сумму, но вместе с тем не надо сомневаться, что браконьерство в стране возрастет, потому что платить 150 рублей за одну-две весенние вечерние зори охоты на вальдшнепа для большинства охотников-пенсионеров будет накладно.
Законопроект внесен. Теперь все зависит от депутатов Государственной Думы. Их позиция при голосовании по законопроекту покажет, защищают ли они интересы трехмиллионной армии российских охотников.