По поводу статьи Сергея Фокина «Когда открывать охотничий сезон?» («РОГ» №35), в которой автор критикует кировчан за июльское открытие охоты на дупелей, хотелось бы высказать следующее. Многие годы так называемого застойного периода, когда властвовал культ первого секретаря обкома партии и председателя облисполкома, чье мнение было определяющим при решении любых вопросов, охота разрешалась у нас в Кировской области на все виды пернатой дичи в лучшем случае в середине августа, а то и в конце его или даже в начале сентября. Значительная часть дупелей, в частности старые самцы, а также часть самок с выводками, к этому времени уже покидала пределы региона, и нам оставалось охотиться лишь на их арьергард, т.е. тех, кто задерживался по погодным условиям или, возможно, подкочевывавших с севера. О том, чтобы охотиться с легавыми собаками и спаниелями на болотную дичь в более ранние сроки, и речи не было. Хотя право охоты с этими собаками на три недели раньше общего начала охоты по перу декларировалось Правилами охоты. На первый план при решении вопроса об открытии охоты выходили другие факторы. Вот конкретный случай из «той» жизни. Охота открыта, но уборка сельхозкультур еще не завершена. Председатель облисполкома едет в колхоз проверить состояние дел с уборкой урожая. Приезжает, а председателя колхоза нет – он сидит на лабазе, караулит медведя на овсах. Случай, бывший в те годы на слуху у многих охотников, самым негативным образом сказался на следующий год. «Какая может быть охота, когда урожай не собран!» – раздался грозный окрик из облисполкома. И начальник госохотинспекции сразу сник.
Так что когда новые власти, наконец, начали выполнять ими же принятые Правила и открывать охоту для легашатников и спаниелистов на три недели раньше общих сроков начала охоты по перу, как их в этом можно было упрекнуть? В этом году такой срок выпал на 26 июля. Иначе – или вносить изменения в Правила охоты, или открывать ее на уток и боровую птицу в конце августа. Что уже совсем поздно. Нужно учитывать и то, что Кировская все же северная область, не чета Московской или Владимирской. В начале сентября уже были заморозки на почве, дневные температуры держались в пределах 6-8 градусов, почти ежедневно шли дожди. За три моих последних выезда в угодья я встретил лишь одного дупеля. По сути только месяц охоты – август!
Теперь об ущербе дупелям-токовикам, наносимым открытием охоты в июле. К сожалению, кировские орнитологи не располагают сведениями о сроках отлета взрослых дупелей-самцов с территории Кировской области. Поэтому будем исходить из данных, приведенных Сергеем Фокиным в упомянутой выше статье, и считать, что в июле эта группа птиц еще присутствует в наших угодьях и попадает под отстрел. Но велик ли ущерб от июльской охоты? В этом году, по данным областного общества охотников, путевки на открытие охоты по болотной дичи взяли около 30 человек. Из них 80% только на день открытия. И лишь пять (!) человек охотились на дупелей весь сезон. К ним я отношу и себя, добывшего на сегодня 13 дупелей, из которых 11 молодых (пол не известен) и две старые самки. Ни одного старого самца-токовика. Охоту на болотную дичь открывали лишь два хозяйства! Это мизер по сравнению со всей Кировской областью, которая равна по территории сумме четырех произвольно взятых мною регионов: Московской и Владимирской областям, Бельгии и Нидерландам! Может быть, десяток дупелей-токовиков с этой территории и отстрелено. Разве это решает проблему?
Тем не менее, во избежание кривотолков, можно согласиться с автором статьи «Когда открывать охотничий сезон?» и исключить июльский отстрел дупелей. Давайте установим в Кировской области начальный срок охоты на болотную дичь с легавыми и спаниелями «железно» с 1 августа. Независимо от дня недели. А утиную охоту в нашем регионе все-таки надо начинать с середины августа, предположительно со второй субботы месяца. Может быть, это звучит излишне сентиментально, но, откладывая срок охоты на неделю против рекомендуемого Сергеем Фокиным, мы увеличиваем шанс птиц на выживание, давая возможность хлопунцам подняться на крыло.
И в заключение о сентябрьской подкочевке дупелей с севера. За многие годы охоты на этих птиц я такой подкочевки никогда не наблюдал. В только что вышедшей книге кировского орнитолога В.Н. Сотникова «Птицы Кировской области и сопредельных территорий» приведена карта распространения дупелей, на которой северная граница ареала этих птиц проходит по пограничной с нами территории Республики Коми, в частности по реке Вычегде. Это не намного севернее границы Кировской области. Так что подкочевывать-то дупелю к нам, в общем, и неоткуда! Этой же точки зрения придерживается и упомянутый мною орнитолог В.Н. Сотников.
Конец первой декады сентября. Дождь, наконец, кончился, прояснило, метеопрогноз сообщил о заморозках на почве. Мы выбрались с Чепом в угодья, но ни одного дупеля так и не нашли – похоже, он уже откочевал южнее. А последний раз охотников я видел в лугах 18 августа. После этого в местах моих постоянных скитаний – Бахтинских лугах – они больше не появлялись. Верный признак отсутствия дичи! Вятка – это все-таки не Подмосковье, где, наверное, неплохо можно поохотиться на дупеля и в сентябре. У нас в Кировской области 90-95% добычи этих птиц падает на август. А в сентябре мы их уже не стреляем.