C большим интересом и вниманием прочитал статью П. Семченкова «Берегитесь лжепророков» («РОГ» №47, 2003). Поводом для написания данной статьи, по утверждению П.Семченкова, послужили публикация доктора биологических наук В. Дёжкина «Желаемое и реальность», а также деятельность «новоявленных гуманистов». Автор владеет материалом, и аргументы из Святого Писания звучат убедительно.
Я всегда с удовольствием, в первую очередь, а уж затем в познавательных целях читал многие публикации и труды Вадима Дёжкина на страницах журналов и нашей «Российской Охотничьей Газеты». Моя любимая настольная книга – «Охота в России» (изд. «ВиМо», Москва, 1992), составителем которой является вышеупомянутый автор. С особым (подчеркиваю) наслаждением перечитываю написанный им раздел «Охота – страсть миллионов». Так мог написать только человек, тонко понимающий охоту и охотников. И если В. Дёжкин в подзаголовок своей публикации вынес вопрос «О праве человека на лишение жизни животных», это его право.
Мы знаем многих уважаемых людей, которые, будучи страстными охотниками, в более зрелые годы отказались от охоты из-за религиозных или гуманистических убеждений. К примеру, можно назвать Льва Толстого, занявшегося богостроительством, или автора «Саги о Форсайтах» Джона Голсуорси, который в молодости был страстным охотником. Но прошли годы, десятилетия, пришла зрелость, и, по его признанию, «...меня вдруг охватило неведомое отвращение – я не мог убивать этих птиц и зверюшек...» Но отказавшись от убийства «птиц и зверюшек», он не осудил других охотников, с упоением предававшихся охоте: «Как же я могу укорить кого-либо за страсть, так долго владевшую мной». Раз уважаемый ученый В.Дёжкин заговорил о «Праве человека на лишение жизни животных», значит, у него появились внутренние мотивы, и он с нами решил поделиться. Вникнув в ход его мыслей, мы только обогатим свои знания. Прочитав наши письма, возможно, ученый пожелает прояснить свою позицию для широкого круга читателей «Российской Охотничьей Газеты».
Мой товарищ был заядлым охотником, и таковым он убыл служить в Группу советских войск в Германии. Но после возвращения продал ружье и прекратил охоту. На мой вопрос: «Что случилось?» заявил, что «сравнивая изобилие дичи в ГДР с оскудевшими нашими угодьями, меня мучит вопрос: «Может быть, я целюсь в последнего чирка или зайца?» Что ж, это его выбор.
Проблема эта стара как мир. О ней давно говорят и еще долго будут говорить и после нас. На страницах «Российской Охотничьей Газеты» ее поднял А.Клепцов в своих статьях «Смерть зверя» и «О нравственной стороне охоты» («РОГ» №21 и №41, 2002). И я, взявшийся за перо, беру на себя смелость судить только о том, что, на мой взгляд, полезно эстетическому воспитанию охотника в его благороднейшем увлечении охотой. Ко всем публикациям, где поднимается проблема «гуманно или негуманно», «нравственно или безнравственно» лишать животного или птицу жизни, отношусь, как говорил Вольтер: «Я не согласен ни с одним Вашим словом, но готов умереть за Ваше право говорить это». И по этой причине призываю всех авторов и читателей относиться к подобным публикациям терпимо, с пониманием. Если есть необходимость, то можно и поспорить. Как известно, истина рождается в спорах. Но и хотелось бы предупредить, чтобы мы в поисках истины не «забалтывали» проблемы, стоящие перед нами.
Теперь о своем отношении к убийству (я не ханжа, но это слово не люблю) «птиц и зверюшек». Ни в молодости, ни во время работы охотоведом, ни в зрелом возрасте (на исходе седьмого десятка) не задавал себе вопроса: «гуманно или негуманно», «нравственно или безнравственно» то, что последует после нажатия мною на спусковой крючок ружья. Я, охотник, видел дичь и, добыв ее, испытывал огромнейшее эстетическое наслаждение от обладания заветным трофеем. Не куском мяса в перьях или в шерсти – именно, трофеем.
Как я понял Петра Семченкова, название его статьи «Берегитесь лжепророков» ни в коей мере не относится к В. Дёжкину. Автор, на мой взгляд, предупреждает нас в более широком плане: «Наше время не зря называют смутным – в умах и сердцах миллионов людей затуманились простые и очевидные истины». Острие статьи направлено в первую очередь против агрессивного гуманизма и его носителей. Как писал В. Дёжкин в книге «Охота в России»: «В последние десятилетия появилась новая очень мощная и опасная ветвь антиохотничьего движения – борьба против негуманных методов добычи пушных зверей. Ее участники и, прежде всего, члены «Гринписа», объявляли бойкот пушным товарам, громили пушные магазины и фабрики, выступали с леденящими душу сюжетами в средствах массовой информации».
Я, грешным делом, посмеивался над действиями членов «Гринписа»: «С жиру бесятся», пока не узнал, что Европарламент принял постановление о запрете после 1994 г. в европейских странах на импорт шкурок пушных зверей, добытых негуманными способами. И совсем меня обескуражил отказ Г.Коля от охоты в один из приездов в Россию, мотивированный тем, что на родине «зеленые» «поднимут его на рога». Но, с другой стороны, я поддерживаю их усилия в борьбе за чистоту нашего дома, против хищнического истребления животных и птиц. Не так все однозначно, как кажется на первый взгляд. Гомо сапиенс (человек разумный) должен по-разумному относиться ко всему сущему на земле.
Безоговорочно разделяю высказывание П. Семченкова: «Человечеству давно пора понять, что любые попытки создания рая на грешной земле: для людей, для животных или всеобъемлющего – обречены на провал». Рая, каждодневно обещаемого нам с экранов телевизоров перед выборами. Не поддерживаю как стремление одних «возвысить человека до уровня Творца», так и желание других «... опустить его до уровня животных...» Все должно быть в пределах разумного. У человека должна быть жизнь человечья, например у собаки – собачья. Негоже, когда пресытившийся хозяин своему любимому псу вставляет золотой зуб, а тысячи стариков роются в помойках, а дети бродяжничают.
Сейчас трудно возражать против такого тезиса охотоведения как научно обоснованное регулирование численности животных и птиц. Многие из нас знают, как страдают фермеры-овцеводы Австралии от избытка диких кроликов, объедающих их овец. Но это далеко от нашего дома и не очень остро воспринимается. А вот эта беда уже под боком: нашествие крыс и непомерно размножившаяся серая ворона. Думаю, что никто не будет возражать против борьбы с ними. Или такая проблема – рост числа бродячих собак. Как охотовед могу сказать: вина, в основном, лежит на человеке. В европейской части России, особенно в центральных областях нет такого охотничьего хозяйства, на территории которого отсутствовали бы города, деревни и дачные поселки. Брошенные хозяевами собаки сбиваются в стаи, и это становится стихийным бедствием для диких животных. Да и люди от них страдают. Только в Москве за прошедший год бродячие собаки покусали 30 тыс. человек.
Немаловажной проблемой для здоровья человека, сохранения домашних и диких животных был и остается волк. Мои ровесники из сельских районов могут подтвердить, какой урон наносили домашнему скоту в конце войны и в послевоенные годы расплодившиеся волки. Несколько десятилетий потребовалось, чтобы сократить поголовье этого хитрого и коварного зверя. Прошло время, и как-то подзабылось о волчьем засилии. Нашлись люди, которые стали восхвалять волка, называя его санитаром леса, полезным животным. Это веяние сыграло свою роль, и сегодня численность волка опять возросла, и вред, наносимый им, уже ощутим.
Приведу из личных наблюдений такой пример. На Украине в 1989 г., если не изменяет память, возвращавшиеся с зимовки дикие голуби на своем пути, особенно в южных областях, сметали высаженную рассаду капусты, помидоров и всходы подсолнуха, кукурузы, вынуждая крестьян пересеивать поля. А все потому, что дикие голуби среди охотников считаются дичью второстепенной. Это и привело к всплеску их численности.
В заключение повторю еще раз непреложную истину – все должно быть в пределах разумного. И пока нас не захлестнула волна чрезмерного увлечения псевдогуманизмом, следует внять предупреждению, приведенному П. Семченковым из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями...» Особенно хотелось бы предупредить наших младореформаторов, безоглядно кивающих на Европу и США.
Надеюсь, уважаемые читатели, вы не упрекнете меня, что запрет Иисуса Христа толкую применительно к взаимоотношениям между людьми.