Как-то в личной беседе с А.П.Варнаковым (в отдельных его публикациях это подтверждалось) выяснилось, что путевки на право охоты отменены, а вместо них вводятся именные разовые (сезонные) лицензии стоимостью в г. Москве по 55 рублей. По данной лицензии, дескать, можно охотиться в конкретном районе области на дичь, за которую не взимается дополнительная оплата.
Hадо заметить, что охочусь я исключительно на вальдшнепа, утку и зайца (по закону дичь бесплатная), а посему, обрадованный таким оборотом дела, я поехал в родное межрайонное общество охотников. Действительно, образцы лицензий развешены на стенде, но их не выдают по причине, мол, отсутствия утверждения свыше. Возможно, что «новаторство» не приживется, а там поглядим. Путевку (дело было летом) также не дали, сославшись на то, что где-то еще что-то горит, а охоту открыли не везде, а мозаично. Так что лучше езжайте на место, там и разберетесь.
На месте, возможно бы, и разобрались, но вот уже больше десяти лет я не могу выяснить, кому принадлежат охотничьи угодья, расположенные за околицей моего дома. Областное общество ссылается на районное, районное же отсылает еще дальше – в лесхоз. В правлении лесхоза у людей, коих удалось там застать, выяснить удалось следующее: путевками ведал когда-то один старичок, но он уже как года два тому назад помер, а кто его заменяет, да и заменяет ли вообще, так-то мы не ведаем. Из начальства же в правлении, к сожалению, никого.
Ну, непривычно мне, законопослушному гражданину, охотиться без надлежащих на то документов. Поеду-ка я, думаю, в соседний приграничный район. Благо, что граница его всего в шести километрах от «моих» угодий, аншлагов по разделу в помине не было, а если кто и спросит, скажу, что, дескать, заблудился.
Надо сказать, что поначалу у соседей все понравилось: уютный дом с чучелами, во дворе гуляют гончие, рядом церковь. Лепота! Лицензию выдали сразу, объяснили, как найти сберкассу, но по возвращении из которой потребовали дополнительно оплатить 250 рублей на охрану природы. На «филькину грамоту» наклеили марки (не пойми какого года) и скрепили печатью общества. Оплата, естественно, налом. Делать нечего, пришлось платить, тем более что оплаченную лицензию председатель держал в руках до последнего. Неприятный осадок удалось немного подсластить тем, что эти деньги открыли возможность сезонной охоты.
Очередной разговор с А.П.Варнаковым подтвердил: поборы незаконные, охрана природы не входит в компетенцию общественных организаций. Охота же моя фактически как была браконьерской, так ею же и осталась. Совет, данный мне госчиновником, о возможности судебной тяжбы при повторном или аналогичном случае в других местах, пришлось отвергнуть. В райцентре, где каждый друг другу кум, сват и брат, доказать свою правоту столичному гостю просто не под силу. Да и не наездишься за несколько сотен километров в райцентр для разбирательств. Овес, то бишь бензин, нынче дорог. А не дашь «на карман», не получишь необходимых документов, без которых ты даже при наличии охотничьего билета с оплаченными годовыми членскими взносами и отработкой браконьер.
Возникает резонный вопрос: до каких пор охотник будет платить лишку, да еще хапугам, идущим со спокойной совестью на должностное преступление? Чтобы оставить уездных царьков (городских, районных и т.п. ООиР) у разбитого корыта, необходимо лишить их монопольного права выдачи лицензий, дающих право охоты на охотничьих птиц и зверей, за добычу которых не предусмотрена дополнительная оплата в соответствии с действующим прейскурантом. Если деньги от реализации данных лицензий идут государству, значит, их получение и оплату вполне можно производить через сбербанки по месту жительства (за основу можно взять принцип расчета с ГИБДД), тем более что банковская система у нас в стране налажена четко. Было бы не лишним, если бы Охотдепартамент рассмотрел вопрос о расширении действия таких лицензий в пределах хотя бы одной области, а лучше федерального округа. Пока нет четкого разделения в надобности лицензии (государственный документ) и путевки (общественная бумага), хапуги будут процветать.
С законностью и целевым поступлением оплат (наличными) за отработку в охотничьих хозяйствах также следует разобраться. Для чего охотник платит за отработку в МООиР, если он ездит на охоту, скажем, только в Карелию? Чтобы для кабанов, отстреливаемых «дядей» с вышки, завезли больше картошки? Так может, пусть «дядя» и платит за кабана и за картошку, мы-то здесь причем, как говорится, «котлеты отдельно, а мухи отдельно».
Охотник, помимо членских взносов, должен платить только за услуги (лодки, жилье, обслуга и т.д.) и пользование «объектами животного мира» согласно утвержденному прейскуранту. Ну, это желаемое, а хотелось бы, чтобы г-да Саурин, Кирьякулов и проч. прочитали внимательно «Просим внести ясность» в «РОГ» № 14 (506) от 31 марта – 6 апреля 2004 г. и ответили не формально, на каком основании взимается небольшая плата в МООиР за добычу, к примеру, вальдшнепа, если такая оплата не предусмотрена государственной лицензией. Хотелось бы надеяться, что «эта наша принципиальная позиция» г-на Кирьякулова является первоапрельской шуткой. Но судя по статье, таких шутников много. Вот и А.Антонова (МГС «Динамо») четко называет сумму 10–20 рублей за путевку на вальдшнепа при бесплатной лицензии. А как же прейскурант? Или в путевке пишем камышница, а подразумеваем вальдшнеп? И для чего тогда нужна бесплатная лицензия?
Честно говоря, мне не хотелось бы заниматься донкихотством, тем более что после введения в действие одновременного «хождения» лицензий и путевок, наличием их у меня поинтересовался лишь однажды, да и то лишенный на то полномочий, но не знающий об этом, общественный охотничий инспектор-«активист», проживающий в соседней деревне. Мне его по-человечески жалко – мечется бедолага на каждый выстрел, не за понюх табаку. А вот сотрудников Госохотнадзора на своих охотничьих тропах встречать не доводилось ни разу за все 25 лет охоты.
Вот и получается, что вроде бы и бояться-то мне некого, а коли так, пока суть да дело, оставляю за собой право, данное мне членским билетом и оплаченными взносами, охотиться без «отмененных» путевок и «бесплатных» лицензий, ездить за которыми за тридевять земель человек, находящийся в нормальном здравии, не будет.И не советую удельным мздоимцам попадаться на пути – наболело.