Не могу остаться равнодушным, прочитав статью «Рассвет или закат отечественного охотничьего хозяйства?» («РОГ» № 8, 9 – 2004 г.) сотрудника научной группы «Вальдшнеп» Юрия Романова, пытающегося понять, «как выглядит наше охотничье хозяйство и какие вопросы возникают к тем, кто стоит у его руля». Мне также не безразличны интересы российских охотников и судьба отечественной охоты.
На мой взгляд, процесс формирования новых отношений в природопользовании – процесс естественный и неизбежный, так как жизнь не стоит на месте. Появившиеся в позапрошлом веке предпосылки для закрепления охотничьих угодий неизбежно должны были прийти в упадок, и им на смену обязательно появятся новые отношения, во многом зависящие от общественного обустройства государства.
Чтобы дать ответ на вопрос о закате или рассвете охотничьего хозяйства, надо знать содержание этого термина. Хозяйство – это совокупность природных и сделанных руками человека средств, используемых людьми для создания, поддержания, улучшения условий и средств существования, жизнеобеспечения. Хозяйствовать – значит улучшать благосостояние. Чье благосостояние и жизнеобеспечение призвано улучшать и обеспечивать охотничье хозяйство?!
КАК БЫЛО
Во времена Советского Союза животный мир являлся важной составной частью природных богатств нашей Родины, служил источником для получения промышленного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Соответственно охотничье хозяйство являлось отраслью народного хозяйства, основной задачей которой ставилось обеспечение потребностей государства в пушнине и другой продукции охоты. Охотники, профессионалы и любители, имели бесплатное право на охоту, однако были обязаны всю добытую пушнину сдавать государству, а доходы от ее дальнейшей реализации поступали в государственный бюджет. Производился товарный отстрел животных для государственных нужд.
В целях выполнения поставленной задачи – обеспечения государства пушниной и продукцией охоты – применялось закрепление охотничьих угодий. В условиях общенародной собственности животный мир был достоянием всего народа, его охрану на закрепленной территории осуществляли народные формирования – общественные организации, общими усилиями всех охотников поднималась продуктивность охотугодий. Руководили охотпредприятиями штатные работники, а контролировала их деятельность государственная организация – Главохота.
Моей целью является лишь обозначение стратегических приоритетов. Поэтому ответ предельно ясен: охотничье хозяйство занималось жизнеобеспечением государства, улучшало благосостояние народного хозяйства, а у его руля стояли госчиновники.
В отличие от представителя Коломенского СОО Колмакова С.Ф. или главного охотоведа «Мособлдинамо» Ершова Е.А., выступивших на страницах «Российской Охотничьей Газеты» с программными посланиями: что и как надо делать в охотничьем хозяйстве, автор – читатель этой газеты – предлагает всего лишь свои размышления, скажем так, о формировании новых отношений в природопользовании, основанные на действующем законодательстве новой России.
ЧТО ЕСТЬ
В современной России животный мир является достоянием народов Российской Федерации, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан России. Основой формирования новых отношений является установленный законом факт, что объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы, являются государственной собственностью, а одним из основных принципов определена платность пользования. При этом объекты животного мира, изъятые из среды их обитания в установленном порядке, могут находиться в частной собственности. Данные факты являются основополагающими для формирования дальнейших новых отношений между собственником и пользователями. Увы, но «благополучие и процветание сейчас каждого охотничьего хозяйства, определенное находчивостью, энтузиазмом, преданностью делу, хозяйственными способностями и изворотливостью директора», заканчивается однозначно – пользованием чужой собственностью.
В целях организации природопользования и ведения охотничьего хозяйства со стороны государства-собственника законом предусмотрено создание специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (далее – Госорганы – В.Б.). Предназначение этих Госорганов полностью отражает их обязанности и функциональную деятельность: во главе угла стоит охрана – эксклюзивное право по защите госсобственности; контроль и регулирование использования – включающие в себя организацию воспроизводства, учета, установление правил, сроков и лимитов использования объектов животного мира и среды их обитания. Соответственно, Госорганы законодательно наделены правами и обязанностями выполнять свои функции на всей единой и неделимой (независимо от вида собственности) территории, акватории, за исключением земель оборонного назначения, для ведения охотхозяйственной деятельности, в том числе на землях, переданных в пользование по долгосрочной лицензии.
Первоначально к этим органам отнесены Минсельхозпрод, Федеральная служба лесного хозяйства, Госкомэкология России и Федеральная пограничная служба, которые были обязаны выполнять свои функции по территориальному принципу.
Затем начались всевозможные реформирования, в результате которых «смешались в кучу кони, люди...», и про специально уполномоченные госорганы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира, вероятно, просто забыли. (Ведь забыл же Минсельхоз включить кетамин в список ветеринарных препаратов, затем спохватился и исправил ошибку, но в период «забывчивости» ветврачей привлекали к уголовной ответственности. Пустячок?)
ЧТО БУДЕТ
Министерство сельского хозяйства РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию по изучению, сохранению, воспроизводству и использованию объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания; самостоятельно осуществляет правовое регулирование, разрабатывает и представляет проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам охоты и охотничьего хозяйства.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за охраной, воспроизводством, использованием объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; выдает разрешения на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, разрешения на проведение мероприятий по акклиматизации, переселению и гибридизации, на содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях.
Федеральное агентство по сельскому хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере изучения, сохранения, воспроизводства, ведения мониторинга и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты; организации охраны, воспроизводства, использования, акклиматизации, переселения, гибридизации, содержания и разведения в полувольных условиях объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.
С канцелярской дотошностью я постарался выбрать все, что касается охоты. Для большинства уважаемых читателей, вероятно, перечисленные функции слились в единую «окрошку», а вот специалисты, безусловно, заявили: «Федот, да не тот!» – про «специально уполномоченные государственные органы» пока нет ни одного слова. Кто будет осуществлять охрану объектов животного мира, составлять протоколы на нарушителей? Более десяти лет в стране нет Правил охоты, теперь и Госорганы ликвидированы? У нас «в деревне на колодце» ходят упорные слухи о реанимировании функций Росохотрыболовсоюза, неужели это правда? Ну вы даете...
Впрочем, могут же себе позволить в Краснодарском крае вполне легально перечислять бюджетные средства на счета частных организаций. Цитирую «РОГ» № 22 (514) 2004 г.: «Суммы платежей от реализации именных разовых лицензий на пользование охотничьими животными поступали... целевым назначением на счета охотпользователей (краевого ООиР, Военно-охотничьего общества и др.)». Более того, краснодарские законодатели выступили с инициативой об увеличении сборов с охотников, так как снижение поступлений не позволит осуществлять необходимое финансирование частных организаций бюджетными средствами. Не мне выносить вердикт – я не судья, поэтому выскажу предположение: перед нами пример нецелевого использования, если не хищения, бюджетных средств. Я не прав?
С ЧЕМ ОСТАНЕМСЯ
Государство реализует свою собственность или право пользования объектами животного мира через систему лицензирования: юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Пользователи объектами животного мира уплачивают соответствующий сбор за пользование. Охота – вид пользования животным миром. Доходы от продажи лицензий поступают в госбюджет, а добытая охотником продукция переходит в его частную собственность. Последнее изменение законодательства увеличило стоимость лицензий в шесть раз, а на социально значимые объекты массовой охоты – мелкие малоценные пушные виды и распространенные виды пернатой дичи выдается бесплатная лицензия.
ФЗ «О животном мире» предусмотрены:
– долгосрочная лицензия, это специальное разрешение на осуществление хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием и охраной объектов животного мира;
– именная разовая лицензия, это специальное разрешение на однократное использование объектов животного мира с указанием места и срока его действия, а также количество допустимых к использованию объектов животного мира;
– распорядительная лицензия, это специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира. Перечень объектов, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется Госорганами. Пользование объектами животного мира, не включенными в этот перечень, может осуществляться бесплатно.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели для получения долгосрочной лицензии на пользование охотничьими животными предоставляют необходимые документы. Лицензирующий орган рассматривает поступившие заявки, готовит экспертное заключение и вносит в долгосрочную лицензию условия пользования животным миром. Орган исполнительной власти субъекта РФ на основании заключения лицензирующего органа согласовывает с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного и водного фондов условия пользования этой территорией, акваторией. Результаты согласования, границы предоставленного в пользование участка вносятся в долгосрочную лицензию. За то, что юридическое лицо на данной территории вкладывает свои финансовые средства в процесс воспроизводства и обеспечение охраны охотничьих животных, его члены или участники получают право пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование в пределах закрепленного участка. Долгосрочная лицензия является официальным документом, разрешающим пользование охотничьими животными.
Сторонним охотникам, не входящим в состав юридического лица, владельцам долгосрочной лицензии государство делегировало право выдачи именной разовой лицензии, деньги от ее реализации перечисляются в госбюджет.
Животный мир является собственностью государства, поэтому никаких прав на коммерческую деятельность, продажу полученного права пользования сторонним лицам, оказание услуг, связанных с полученным правом пользования, долгосрочная лицензия не предоставляет. Более того, если владелец долгосрочной лицензии нарушает условия пользования охотничьими животными, оговоренные в долгосрочной лицензии, лицензирующий орган обязан (!) аннулировать действие долгосрочной лицензии.
Физические лица (граждане) осуществляют пользование животным миром на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок, выдаваемых за плату или бесплатно. Доходы от реализации лицензий перечисляются в бюджет. Именные разовые лицензии выдаются на территории общего пользования Госорганами, а на территории, предоставленной в пользование на основании долгосрочной лицензии, – Госорганами и владельцем долгосрочной лицензии.
Распорядительная лицензия нормативными документами пока не установлена. По моему предположению, это разрешение на пользование, переселение, гибридизацию, содержание и разведение объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в полувольных условиях.
Объекты животного мира, изъятые из среды их обитания в установленном порядке, становятся собственностью пользователей. Соответственно, охотничье хозяйство современной России, как это предусмотрено ФЗ «О животном мире», служит для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации, следовательно должно улучшать их благосостояние и жизнеобеспечение.
Вывод: во времена Советского Союза охотничье хозяйство обеспечивало потребности государства, в современной России охотничье хозяйство должно вестись в интересах граждан Российской Федерации.
Говорить о том, что мы сейчас наблюдаем рассвет современного охотничьего хозяйства России, у меня просто язык не поворачивается – на дворе глубокая ночь и непроглядная темень – для рядовых охотников.
Для наступления рассвета в Госорганах должны произойти столь радикальные перемены, что их вероятность я бы сейчас оценил как близкую к нулю. Главное, чтобы перемены эти рано или поздно произошли. Потому что иначе охота, как национальное достояние, просто погибнет – превратится в убийство, мясозаготовку с коллекционированием «скальпов».
Мне, рядовому охотнику, давно понятны новые принципы организации природопользования в России, а вот руководители Охотдепартамента, Росохотрыболовсоюза и других общественных структур живут как будто в позапрошлом веке. Кто-то на нашу охоту слепо примеряет американский, французский, немецкий «кафтан» (модель), не понимая, что наши люди все равно останутся «русаками» в святой и священной для нас России. Лишение народа бесплатного права на охоту, перевод охоты в вид коммерческой деятельности – это антинародная политика, ущемляющая права охотников.
ОТ РАЗМЫШЛЕНИЙ К ФАКТАМ
В прошлом году мне пришлось, при гробовом молчании всех охотников и руководителя Охотуправления области, опровергать «наставления» зам. председателя МСООиР Засолкина А.А., грозно предупредившего, что охотник «обязан иметь при себе путевку, выданную охотпользователем». На все приведенные мною факты в материале «Без лукавства накануне открытия, или Осторожно – МООиР!» г-н Засолкин не нашел что ответить, чем честно признал и подтвердил свои ошибочные заявления. При этом, в отличие от слабаков, для написания «опровержений» прибегающих к услугам «специалистов», А.А.Засолкин подтвердил свою репутацию добропорядочного человека, охотника, настоящего мужчины, способного держать «удар противника».
В этом году для «внесения ясности» за дело взялся никем не уполномоченный триумвиат: «Сам» председатель МСООиР Кирьякулов В.М., из ЦС Военно-охотничьего общества М.И.Яшин и МГС «Динамо» Алла Антонова, выразившая общее мнение, что «полностью отменять оплату путевок невозможно, т.к. общественные организации несут существенные затраты на содержание охотхозяйств, их охрану, проведение биотехнических мероприятий».
Позвольте, господа, а где же вы берете денежки, чтобы нести эти «существенные затраты»? Мы, охотники, заплатили членские взносы, так называемую «отработку» на повышение продуктивности охотугодий и передали их вам. Вы, господа руководители, эти деньги в первую очередь разделили себе на жалованье (зарплату надо заработать!), а оставшиеся средства (если что-то осталось) истратили на биотехнию. И теперь за наши деньги предлагаете нам же оплатить ваши «услуги» в виде какой-то путевки. Где же ваша совесть, господа! Или деньги и совесть несовместимы? Может быть, я не прав и вы на страницах газеты опровергнете факты, что охотники для вас являются той самой курицей, которая несет золотые яйца?
Только в условиях правового хаоса, при исполнении Госорганами роли стороннего наблюдателя, г-н В.М.Кирьякулов может заявлять, что «для того, чтобы выйти на охоту, охотнику, помимо охотничьего билета и разрешения на оружие, нужно иметь лицензию и путевку». Если это только ваше личное мнение или пожелание, то зачем же его выдавать за нормативно-правовой акт? Объекты животного мира переданы МООиРовским охотникам в пользование, а не на продажу. На основании каких нормативных документов МСООиР оказывает платные услуги или занимается коммерческой деятельностью?
Может быть, юристы Росохотрыболовсоюза законодательно подтвердят свою позицию, что «охота на охотничьих животных может осуществляться только по разрешениям охотпользователей»? Письмо, направленное руководителем Охотдепартамента своим территориальным управлениям о выдаче бесплатных лицензий, действительно не является нормативным правовым актом для организаций, входящих в состав Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», и в их адрес не направлялось. Начальник на вполне законных основаниях в письменном виде дал указание своим подчиненным, которое является для них обязательным к исполнению. Все. Если кто-то не согласен – для этого и существуют судебные органы, куда и следовало бы обратиться, а не засорять страницы «РОГ» необъективными разъяснениями.
Самое печальное состоит в том, что молчит А.И.Саурин. На его указание «охотпользователи» плевать хотели, а он, вместо того чтобы лишить зарвавшихся «хозяев» долгосрочной лицензии за нарушение условий пользования, спокойно утирается. Почему я, гражданин России, должен терпеть унижения или в судебных инстанциях защищать свои права, в то время как специально уполномоченные госорганы, находящиеся на содержании у налогоплательщиков, бездействуют?
P.S. Я искренне надеюсь, что эта публикация получит самый широкий резонанс, для того чтобы изменить вопиющую, с моей точки зрения, ситуацию в российской охоте.
От редакции
Дорогие читатели, напоминаем вам, что у нас отсутствует внутренняя цензура. Публикуя материалы на острые темы, мы можем придерживаться различных мнений, в том числе и не совпадающих с мнением автора.