Не ошибиться с выбором

На что? Это, пожалуй, самый важный вопрос для всех нас, ловящих рыбу спиннингом. По крайней мере, мы и друг другу задаем его чаще, чем какой-либо другой, и сами озадачиваемся им по несколько раз за рыбалку.

ВЫБОРОЧНАЯ СТАТИСТИКА ЧЕМПИОНАТА РОССИИ

Сразу после финиша последнего национального Чемпионата по спиннингу я провел опрос некоторых из его участников. Схема, во многом вынужденно, была предельно простой: одному случайно выбранному члену каждой команды задавался один-единственный вопрос: «Если бы на данной акватории разрешалось ловить на одну и только одну приманку, на какую бы стали ловить Вы?» Конечно, в идеале надо бы было опросить всех участников соревнований, а их было около семидесяти, и попросить назвать не одну приманку, а две-три, но заключительная часть Чемпионата была очень плотная и скоротечная, поэтому я решил остановиться на таком сокращенном варианте.

Что еще важно, это момент проведения опроса – не до старта, не между турами и не спустя какое-то время. Во-первых, так ни у кого не было особого резона «шифроваться», во-вторых, участники соревнований были переполнены самыми свежими впечатлениями, позже что-то успело бы стереться.

Вот что в результате получилось. Я называю спортсмена, команду и данный им ответ. Алексей Шанин (Краснодар) – спиннер-бейт, Василий Пташка (Краснодар) – «Люзокс», Максим Дыдыкин (МРК) – колебалка-незацепляйка, Владимир Гришов (Киров) – вертушка, Олег Корнев (ССС) – миниджиг, Галина Константинова (РА) – миниджиг, Игорь Иванов (Псков) – вертушка, Александр Салиев (Мари Эл) – вертушка, Анатолий Комаристов (Чувашия) – колебалка, Сергей Гайдукевич (Мида) – воблер-минноу, Андрей Калачев (Барнаул) – «резина», Александр Поваренков (Смоленск) – колебалка-незацепляйка, Виктор Андреев (ЦОМО) – колебалка-незацепляйка, Дмитрий Шабалин (Дубна) – спиннер-бейт, Юрий Пшеничный (ВОО) – джиг, Дмитрий Тхор (АРМ) – колебалка, Сергей Беляев (МООиР) – воблер-минноу, Евгений Чабуткин (Ярославль) – вертушка, Николай Гусаковский (Ленинградская обл.) – колебалка, Алексей Штерн (РнР) – большой воблер, Александр Прохоров (Ст. Оскол) – колебалка, Николай Карандин (Саратов) – колебалка, Павел Сохан (Н. Новгород) – вертушка.

Как видите, картина получилась очень пестрая. Ее можно было бы упорядочить в виде таблицы, диаграммы или чего-то еще, но мы лучше сразу перейдем к анализу.

 

 

НЕКОТОРЫЕ КОММЕНТАРИИ

 

 

Выбор приманки, с этим трудно спорить, определяется в самой значительной мере двумя факторами – это особенности условий ловли и личные предпочтения спиннингиста. В нашем случае и диапазон условий был очень широким, ну и по личным пристрастиям участники Чемпионата настолько сильно разнились между собой, что большой разброс в данных на единый вопрос ответах воспринимается как что-то само собою разумеющееся.

Понятно, что если бы аналогичный опрос был проведен на одном из этапов МСЛ, вариантов ответа было бы два-три, едва ли более. Но ценность Чемпионата России как раз и состоит в том, что на нем собираются представители самых разных стилей спиннинга, и есть возможность перенять друг у друга что-то для себя новое. Точнее, в ходе Чемпионата это сделать проблематично, но вот после его окончания, осмыслив увиденное, почитав аналитические статьи в прессе, – вполне.

В прошлой своей публикации, если вы помните, я уже отмечал, что акватория Чемпионата – неджиговая. Вы можете усмотреть здесь некоторую неувязку с ответами участников. На самом деле никакого противоречия нет. Под джиговой мы понимаем ту акваторию, где весьма эффективна ловля на достаточно тяжелый донный джиг методом классической ступенчатой проводки. В Тульском затоне этот метод работает слабо – даже там, где есть приличные глубины и четкий рельеф дна. Поэтому упомянутые в ответах джиг, миниджиг, «резина» – все это предполагает самые легкие веса головок и проводку в толще воды, а не у дна.

После исключения классического донного джига в распоряжении участников соревнований все равно оставалось очень большое количество возможных вариантов. То, что будет много раз названа вертушка, в этом можно было не сомневаться. Но показательно, что этот самый популярный в относительно недавнее время на соревнованиях тип приманок, был назван исключительно представителями региональных команд. Москвичи, даже из тех команд, что имеют «неджиговую» репутацию, не упомянули вращающуюся блесну ни разу. Это очень серьезный показатель, ведь по чисто внешним признакам Тульский затон очень подходит под идеал «вертушечного» водоема. Новые спиннинговые веяния идут в основном из Москвы, поэтому можно предположить, что в скором времени роль «Лонгов» и «Комет» будет еще более снижаться и в регионах.

Колебалка, с одной стороны, имеет репутацию народной приманки, с другой – в Саратове она, пожалуй, является самой культовой приманкой. У хозяев Чемпионата техника ловли на колеблющуюся блесну доведена до очень высокого уровня. Я, к сожалению, не имел возможности адекватно оценить, насколько профессионально умеют ловить на колебалку представители других городов, назвавшие ее в своих ответах. Но, надо полагать, у колебалки неплохая перспектива остаться в числе наиболее рейтинговых приманок и в ближайшие годы. А все потому, что среди колеблющихся блесен имеется несколько типов незацепляек, за популярность которых можно не беспокоиться.

Спиннер-бейт – тип приманок, в который многие до сих пор не верят, и ведь речь, заметьте, идет не о средних любителях, а об участниках национального первенства. Если честно, у меня тоже доверие к спиннер-бейтам по результатам тренировок могло бы здорово подорваться – из-за крайне низкого коэффициента реализации поклевок. Но здесь меня подстраховывает изрядный прежний опыт положительного применения спиннер-бейтов, когда количество поклевок на спиннер-бейты не очень сильно отличалось от количество пойманных на них «хвостов». Могу предположить, что для кого-то из участников опроса не очень успешный первый опыт ловли на спиннер-бейты, заставил отложить эти приманки подальше. Наверное, все-таки зря.

Что касается стоящего особняком ответа про большой воблер, то я как-то не очень уверен, что правильно понял, что в данном случае имел в виду Алексей Штерн, но я сам восемь лет назад был свидетелем успешного применения на Тульском затоне больших воблеров. Более того, если бы мне была знакома ранее та часть акватории, где я ловил во второй день соревнований, я бы не поленился прихватить с собою джерк-бейтовую снасть. Условия – по всем признакам, самые-самые. Плюс еще на джерк-бейты «шнурки» не вешаются, только кондиционная щука. Будет еще возможность половить на Тульском – непременно потрачу хотя бы полдня на ловлю в XXL-классе.

Наконец, воблеры-минноу были фактически названы только представителем команды «Мида». Аналогичный ответ Сергея Беляева был скорее обусловлен впечатлением, нежели реальным опытом. Я готов выразить уверенность, что через несколько лет минноу займет в подобном списке одну из самых рейтинговых строчек. Просто сейчас на минноу ловят или пытаются многие, но сравнительно мало кто пока понял истинную «убойную» силу этих незамысловатых, на первый взгляд, воблеров. Как некоторое время назад спиннинговую Россию поразила пандемия поролона, так через пару-тройку лет вирус воблеров-минноу, поверьте, сотворит с нашей братией примерно то же самое. Прививаться бесполезно, разве что напрочь завязать со спиннингом и начать собирать марки...

 

 

МЕТОД ПЕРЕБОРА

 

 

Этот метод поиска оптимальной приманки, на первый взгляд, прост, как оружие пролетариата. Человек встает на точку, раскрывает ящик со всем своим рыболовным богатством и начинает одну за другой предлагать рыбе все те приманки, что оказались при себе...

Думается, что многие, прочтя эти строки, не найдут здесь ничего предосудительного. Другие же, напротив, брезгливо поморщатся, будучи в полной уверенности, что бессистемно тасование приманок – это явный признак «гаврилизма». На самом же деле, не все так просто. Да, в общем и целом, к перебору более склонны начинающие или «вечно начинающие» рыболовы, но и в практике спиннингистов более высокого уровня он нередко дает результат.

Конечно же, во многих ситуациях мы можем с очень большой, иногда – практически стопроцентной, вероятностью предсказать тип приманки, который обеспечит максимальный улов. Но часто бывает и так, что изначально для двух-трех типов приманок шансы расцениваются как примерно равные. Кроме того, внутри каждого типа есть свои градации, и экспериментальный выбор оптимального варианта оправдан и в этих довольно узких рамках.

Вот очень характерный пример. Пруд со щукой и окунем, есть и травка, и глубины с бровками и коряжником. Если задача стоит предельно конкретно: поймать как можно больше (что типично для соревнований и не только), то возникает сразу несколько вопросов. На какого хищника следует предметно нацелиться? Или, может, избрать универсальный вариант, когда ловятся оба вида? Где лучше ловить – у берега по траве или вдали? Какую избрать схему проводки, а также ее скорость и ритм? Понятно, что ответ на каждый из этих вопросов предполагает и выбор приманки, в том числе и, как мы уже заметили, в пределах одного класса. И здесь уже, особенно на незнакомом водоеме, трудно обойтись без простого перебора.

Имея довольно большой опыт ловли окуня на водоемах типа прудов и небольших озер, я довольно часто обращал внимание на предпочтения этой рыбы по приманкам, которые почти невозможно бывает предугадать заранее. Например, на одном пруду окунь однозначно лучше ловится на вертушку с длинным лепестком, на другом, очень похожем, гораздо больше поклевок дает округлый лепесток. Или вот с размером: стандартный стограммовый окунь в одном месте не замечает блесны крупнее «копейки», в другом – он явно предпочитает вертушки второго-третьего номера. Также и с джигом: щука на «жабовнике» может то и дело атаковать поролонку с запредельным для малых глубин весом головки 12–14 г, игнорируя «более правильные» веса, или же, напротив, там, где вроде бы нормально проходит 10-граммовая головка, все поклевки приходятся на джиг с головкой не более 4–5 г...

Во всех таких ситуациях трудно избежать перебора, причем по самой простой схеме: попробовал одно, другое третье... В итоге находишь то самое-самое, к чему рыба более склонна в данное время и в данном месте. Но бывает и перебор несколько иного плана, он связан с «привыканием» хищника приманке. Говорить здесь о привыкании без кавычек, то есть в чистом виде, я бы не стал. А чтобы было понятно сказанное, приведу пример в тему.

Чтобы далеко не ходить, опять воспользуюсь в качестве такового свежим опытом с последнего Чемпионата России. На тренировке мы нашли точку, где по как-то причинам в больших количествах скопился окунь. Начали ловить, разумеется, с минноу – сначала садится почти на каждом забросе. Потом – реже и реже. Ставим поппер – та же картина, сначала – окунь не дает прохода, потом клев сходит к нулю. С миниджигом – похоже, разве что поклевок в целом поменьше. И с воблером-крэнком. Даже на «вертушку», объективно очень слабую на той акватории приманку, умудрились поймать на первых трех забросах подряд...

О чем это говорит? Могу предположить, что все-таки не о том, что окуни «наедались» одной приманкой и потом переключались все вместе на другую. Просто в большой окуневой стае разные рыбы были разными по своей активности, по готовности атаковать быстрые приманки и медленные, поверхностные и идущие глубже. «Выбивая» одних, мы, меняя тип приманки, переключались на других.

 

 

МЕТОД ПРОТИВОФАЗЫ

 

 

Достаточно часто в спиннинговой рыбалке удается добиться результата, действуя не так, как все. В некоторых случаях этот общий тактический подход можно свести к подчеркнуто нестандартному выбору приманки. Здесь еще раз следует заметить, что с помощью принципиально иной приманки мы рассчитываем не на ту рыбу, которой надоели приманки, используемые на данной акватории чаще, а на ту, что до того остается «вне игры», поскольку традиционный подход к ловле почти исключает ее встречу с предлагаемыми ей приманками.

Чтобы весь этот набор слов стал понятнее, приведу один очень показательный и очень свежий пример. Дело опять-таки имеет прямое отношение к соревнованиям. А все потому, что на соревнованиях на одной акватории ловит изрядное количество спиннингистов, и по их окончании всем становятся известны исчерпывающие количественные и качественные показатели.

Конец сентября этого года. Открытое первенство города Дубны по спиннингу. Более шестидесяти участников. Акватория – пять километров довольно однородного берега реки.

Акватория мне совершенно не знакома, но все, кто бывал на р. Дубне, в один голос говорят, что что-то кроме джига пробовать нет смысла, по осени – тем более. Поэтому, как все, кого видел, ставлю джиг – поролонку.

...Два часа ловли – тотальный ноль. Точнее, по слухам, кто-то поймал-таки судачка, а другой – щуку. Потом, правда, оказалось, что щука попалась на колебалку.

Время идет, но все без перемен. Рыбу, стоящую в русле и на бровках «забомбили». Понимаю, что она сегодня – если и будет брать, то в виде редкого исключения. Принимаю принципиальное решение – снять джиг и к нему больше не возвращаться.

Ставлю минноу. Пробую ловить вдоль берегового свала и травы. Результат тот же. Ищу микрозалив, нахожу. На первом забросе – выход, на третьем – поймал! Щуренок небольшой, но зачетный. В следующем похожем заливчике ловлю еще такого же. У остальных, как оказывается, без особых перемен. Продолжаю работать по схеме минноу – залив, сначала – пара сходов, а за пять минут до финиша – ловлю третьего щупака...

Вскоре выяснилось, что из всех участников с уловом пришло на финиш всего двенадцать человек. Настолько «по-хамски» вел себя «джиговый» хищник. Воблер-минноу оказался полным антагонистом джига. На него, пусть и не бешено, но рыба клевала. И наклевала на призовое место. Это и есть метод противофазы в действии.