Наконец-то в России нашелся человек, который назвал вещи своими именами и разъяснил, что «путевка и лицензия – это совершенно разные юридические явления». Я имею в виду статью Е.А. Ершова «Путевочные страсти», опубликованную в «РОГ» №44 от 27.10.2004 г. Законопослушным охотникам автор советует впредь не тратить лишних нервов на разбирательство этих вопросов, а платить не задумываясь, так как «выдача путевок не противоречит законодательству и не нарушает права граждан». Возьму на себя смелость ослушаться совета главного охотоведа Московского областного общества охотников и рыболовов «Динамо», ибо после прочтения его статьи у меня остались кое-какие вопросы.
Сразу же бросается в глаза, что автор, скорее всего, сознательно избегает употребления названия путевки в том виде, в котором этот платежный документ был утвержден письмом Минфина РФ №16-00-30-30 от 14.04.1995 г. Уж кто-кто, а штатные работники охотобществ прекрасно понимают, что сочетание «путевка на право охоты» абсолютно бессмысленно, так как путевка с 2001 года не дает такого права, а является формой квитанции об уплате за услуги, оказываемые охотнику охотхозяйством.
Наверное, многие охотники, которым во время охоты на территории охотхозяйства приходилось предъявлять свои документы для проверки сотрудникам службы госохотнадзора, обратили внимание на то, что проверяется наличие должным образом оформленной именной разовой лицензии, но никак не путевки. И это при том, что до сих пор не внесены изменения в действующие Правила охоты в части, касающейся «путевки, выдаваемой в установленном порядке».
Оформляя мне индивидуальную разовую лицензию на пернатую дичь в октябре 2004 года, егерь одного из подмосковных охотхозяйств отвлекся и не заполнил графу «срок действия» лицензии. Я, в свою очередь, обнаружил это во время охоты, уже находясь далеко от охотбазы. Зато в путевке, где всего-навсего требуется указать наименование услуги, ее стоимость, поставить дату выдачи и подпись, содержалась вся информация, необходимая для оформления лицензии. К счастью, все обошлось, однако можно не сомневаться, что последствия встречи с районным охотоведом в первую очередь для меня, а затем и для директора охотхозяйства были бы плачевными, несмотря на наличие путевки.
В связи с тем, что порядок предоставления права на охоту во всех без исключения охотхозяйствах одинаков и вся разница лишь в сумме, которую охотникам приходится выкладывать за так называемую основную услугу охотпользователей, хотелось бы знать, каким обязательным требованиям должна соответствовать эта услуга и в какой форме предоставляться. Как, в конце концов, называется эта услуга? Если исходить из того, что написано в путевке, форма которой была предложена Росохотрыболовсоюзом и утверждена Минфином РФ в 1995 году, то охотник покупает право охоты в охотхозяйстве на определенный срок и платит за это в зависимости от объекта животного мира, на который предстоит охотиться. Предоставление права охоты на закрепленной территории – странное и непонятное название основной услуги охотхозяйств, поэтому в прейскурантах на услуги, оказываемые охотобществами и охотхозяйствами, используется привычное – организация охоты. Опять же в зависимости от вида дичи.
То, что пишут в путевке штатные работники охотхозяйств, иначе как безобразием назвать нельзя. Что все-таки покупает охотник у охотхозяйства по путевке, то есть платежному документу: право охоты или организацию охоты? А может, саму путевку, как до сих пор считает подавляющее большинство охотников и руководителей охотобществ?
Недавно в одном из своих интервью «РОГ» председатель Центрального правления ассоциации «Росохотрыболовсоюз» А.А.Улитин подчеркнул, что прерогативой права на охоту служит «только государственная именная разовая лицензия». Вместе с тем совершенно непонятно, почему до сих пор руководство ассоциации «Росохотрыболовсоюз» не привело форму и содержание путевки в соответствие с Федеральным законом «О животном мире» и изданным позднее нормативным правовым актом – Приказом Минсельхоза РФ от 4 января 2001 г. №3 «Об утверждении положения о порядке выдачи именных разовых лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты».
Практически все штатные руководители общественных охотничьих организаций в один голос заявляют, что выдача путевок предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 26.06.1993 г. №728 «О любительской и спортивной охоте в РФ». Но ведь совершенно очевидно, что этот правовой акт в части предоставления права на охоту также противоречит Федеральному закону «О животном мире» и должен быть приведен в соответствие с ним! Согласно Постановлению Правительства №728 право на охоту дает «путевка (лицензия)». В русском языке это означает не что иное, как «путевка или/либо лицензия». Но ведь путевка и лицензия – это совершенно разные юридические явления! Неужели это и есть охотничье законодательство современной России?
То, что во всех охотхозяйствах, независимо от принадлежности, каждая именная разовая лицензия в обязательном порядке сопровождается путевкой, вполне объяснимо. Статья 40 Федерального закона «О животном мире» дает право пользователям животным миром «заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий». Как ни странно, выдача именных разовых лицензий охотникам – право, но отнюдь не обязанность владельцев долгосрочной лицензии. Что нарушает охотпользователь, отказавший охотнику в выдаче именной разовой лицензии без оформления путевки за свою основную услугу – предоставление права охоты на закрепленной территории? Ровным счетом ничего. Все в соответствии с действующим охотничьим законодательством.
Как известно, стоимость основной услуги охотпользователей поставлена в зависимость от количества выходов на охоту. В своих попытках взимать деньги за каждый день, проведенный человеком на охоте, руководители общественных организаций издают самые невероятные распоряжения.
В октябре 2003 г. в г. Одинцове Московской области мне на глаза попался приказ №23/7 от 02.09.2003 по Одинцовскому районному обществу охотников и рыболовов об открытии охоты в осенне-зимнем сезоне. Один из пунктов приказа гласил буквально следующее: «Всем охотникам в обязательном порядке перед выходом на охоту в лицензии, выданной на месяц или сезон, отмечать дату выхода на охоту. Охота без даты в лицензии будет приравниваться к охоте без лицензии». Требование более чем странное, ведь оборотная сторона лицензии предназначена совершенно для другой цели: добыл – отметил. Как может лицензия, выданная, например, сроком на 1 месяц или на весь охотничий сезон, быть ограничена пятью, десятью или даже двадцатью выходами на охоту? Законной является охота каждый день в течение всего срока действия именной разовой лицензии, и не нужно мудрить, фактически ограничивая действие лицензии так называемой сезонной путевкой. Уверен, только с принятием специального федерального закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве» все встанет на свои места. Одно ясно уже сейчас: бесплатной охоты в России нет и не будет никогда!