По народным приметам весна начинается с момента прилета грачей, которые обычно прилетают к нам в районе 4–7 марта. В этом году весна явно задерживается. Теплое и даже уже горячее мартовское солнце создает иллюзию ближайшего наступления последнего льда. Время последнего льда долгожданное, поскольку рыболовы верят в то, что рыба только и ждет, когда талая вода пойдет под лед. Рыболовы искренне верят в то, что рыба в это время только и занимается тем, что ищет приманку, опущенную в лунку. И даже убеждаясь из года в год в том, что это не совсем так, рыболовы ждут последнего льда. И не только из-за хорошего клева рыбы, но и из-за весеннего тепла, солнца и ожидания приближения лета. Но сейчас нужно констатировать, что в Подмосковье наступило самое настоящее глухозимье. Содержание в воде кислорода свелось до минимума, и если бы не последние снегопады, то рыбе было бы совсем плохо. Почему снегопады?
Дело в том, что выпадение снега совпало с интенсивным плановым сбросом воды из водохранилищ. Лед при сбросе воды трескается не только у берегов и в образовавшиеся трещины так или иначе поступает вода, которая сплошным слоем покрывает лед. Выпавший снег давит на лед, он проседает еще больше и толщина слоя воды достигает десяти и более сантиметров. Во время очередного сброса воды через подпорную плотину водохранилища вода со льда устремляется через трещины и лунки обратно под лед. Но эта вода уже успела насытиться так необходимым сейчас для рыбы кислородом. Своеобразным индикатором наличия описанного процесса является начавшийся клев уклейки из-подо льда.
Рыбы сейчас поднимаются под лед, устремляются к устьям не только речек и ручьев, но и заливов, в места резких переходов с мели на глубину. То есть сейчас рыбы покидают места зимовок и движутся на свежую воду.
Ловля в таких условиях весьма трудная. Причины на то три. Первая из них заключается в том, что весьма трудно на незнакомом или плохо знакомом водоеме предугадать, в какие именно места устремилась рыба. Вторая причина заключается в том, что даже если вы хорошо изучили водоем и точно знаете, где концентрируется рыба, да еще убедились в ее наличии с помощью эхолота, то это еще не гарантия, что вам удастся найденную рыбу соблазнить какой-либо приманкой. Для рыбы сейчас более важен вопрос дыхания, нежели питания. В-третьих, передвижение по водоему, в любом случае, знаете ли вы куда идти или нет, проблематично. На автомобиле можно проехать, только если у вас в распоряжении «Нива» на подвеске с колесами «каракат», снегоход «Буран» придется постоянно вытаскивать из воды на льду, пешком идти сил хватить километра на два. Помочь могут разве что охотничьи лыжи, плюс энтузиазм восходителя на Эверест.
Тактика исследования водоема с целью поиска рыбы путем «выбивания» рыбы количеством просверленных лунок сейчас совершенно неприемлима. Сейчас можно надеяться на успех только в том случае, если вы уверены, что место ловли выбрано правильно. Для тех, кто все-таки хочет попробовать свои силы и рискнуть половить на не очень ему знакомом водоеме, можно дать несколько практических советов, основанных на общеизвестных практических выводах.
Замечено, что в водоемах без течения, поднявшаяся с глубоких мест, рыба перемещается в сторону того берега, у которого быстрее появились береговые промоины. Очевидно, это связано с тем, что газообмен здесь наступил быстрее и он интенсивнее.
Начинать поиск рыбы я бы советовал от береговой трещины во льду. Найти ее сейчас не так уж и сложно. Для этого нужно выбрать такой ракурс, при котором солнце не будет скрадывать изгибы снега на льду. Тогда будет хорошо видно, в каком месте заканчивается прибрежный, ветровой нанос снега. Именно с этой границы глубокого и очень глубокого снега и стоит начинать поиск ледовой трещины. Для этого на границе «снегов», то есть там, где слой снега становится ощутимо тоньше, бурится лунка. Промеряется глубина и бурится лунка метрах в трех по направлению к берегу. Если глубина в лунках приблизительно одинаковая и составляет, например, полтора метра, то следующая лунка сверлится еще ближе к берегу. Здесь сверлить нужно очень внимательно, поскольку «врубиться» в дно очень вероятно. Хорошо, когда, начиная с глубины полтора метра, повышение дна в направлении к берегу идет равномерно. Тогда можно дойти до самой ледовой трещины, которая будет расположена практически на том месте, где воды под лункой нет. Это – одно из идеальных мест для рыбалки. Тут скапливается малек и молодь окуня и плотвы, а значит, есть вероятность выхода крупного окуня и даже щуки. Рассчитывать на крупного окуня можно ближе к вечеру. Для этого нужно подготовить с десяток лунок на расстоянии метр-полтора друг от друга с глубиной от двадцати до пятидесяти сантиметров. Начинать ловлю в этих лунках имеет смысл часа в четыре вечера. Нужно помнить, что выход окуня может произойти даже после захода солнца. В качестве снасти на таких глубинах лучше выбрать или мормышку, или мелкого «чертика». Не всегда, но довольно часто эффективной становится «мормышка-нимфа», имитирующая ручейника.
Кроме береговых трещин перспективными местами сейчас становятся устья ручьев. Сейчас пока еще рано искать рыбу в самом ручье или речке и даже в самом устье рыбы может не быть. Дело в том, что в устья небольших речек и ручьев сейчас рыба заходит лишь в том случае, если нет прошлогодней травы. Дойдя до травы стая плотвы или окуня встает и не поднимается выше до тех пор, пока русло не очистится от льда.
В то время как «береговые» лунки ждут своего часа, можно попробовать поискать подлещика или плотву.
Ловля в реках, с одной стороны, является более простой, потому что не приходится преодолевать большие расстояния, но с другой стороны, более сложной из-за того, что место для ловли нужно определить очень точно. Нужно заметить, что в реках оживление рыбы происходит намного раньше, чем в водохранилищах, поскольку кислород несет вода из верховий, которые быстро промываются под мартовским солнцем.
Основная масса плотвы прижимается к берегу, минуя заливы. Очень хороши места, в которых русло подходит близко к берегу. Здесь плотва прижимается к самому берегу и уже ловится с глубины в несколько сантиметров. Попутно с плотвой попадается и окунь. Однако, если прибрежный скат в глубину резкий, плотва предпочитает стоять на самой границе воды, поступающей под лед через береговую трещину или промоину. Если течение уже достаточно сильное, то такая граница встречается только в заливах или в их основании. Здесь можно успешно ловить, но рыба, как правило, некрупная и преобладают окунь и ерш.
Лучшие места находятся около подводных кос. Обнаружив такую косу, нужно выяснить с какой стороны держится рыба. Если верхний склон подводной косы достаточно крутой (перепад глубины составляет не менее полуметра на полутора метрах между лунками), стоит попробовать ловить здесь. Хорошо, если течение ударяется в косу и не меняет своего направления, обтекая косу не с боку, а сверху – это идеальный случай.
Более надежно ловить на нижнем по течению склоне косы, особенно если есть резкая поперечная бровка. Плотва стоит на определенной глубине на склоне и задача рыболова сводится лишь к тому, чтобы определить эту конкретную в каждом случае глубину. Бывает так, что всю рыбу можно поймать из одной-единственной лунки, вот только найти ее очень не просто, но вполне реально.
Во время ловли очень эффективно периодически постукивать мормышкой по дну, а еще лучше давать ей скатываться по склону под действием течения. После того как мормышка скатилась по склону на несколько десятков сантиметров, ее медленно тянут по дну вверх. Плотва очень любит такую проводку и берет приманку жадно и верно. Приблизительно такую технику ловли можно рекомендовать и при ловле окуня на блесну. Для этого берется мелкая планирующая блесна, опускается ко дну. Затем блесну легонько поддергивают и отпускают 20–30 см лески, поддергивают и отпускают. После того как блесна уже не опускается глубже, ее начинают медленно и, главное, равномерно тянуть вверх. Конечно, блесна должна быть оснащена одинарным впаянным крючком и иметь низко расположенный центр тяжести, иначе вместо рыбы в улове будут все ближайшие коряги и донный мусор. Верх блесны должен быть темным: серого или коричневого цвета. В это время любимые крупным окунем коричневые пиявки уже оттаивают и начинают передвигаться. Кроме окуня такой приманкой нередко соблазняются не только крупная плотва, но и лещ.
Качество снасти играет решающую роль, но это пока не осознают многие рыболовы. Активная рыба, ее высокая концентрация вызывают у неискушенного рыболова иллюзию того, что нужно лишь найти место и можно ловить и ловить. Да, так бывает, если вы ловите в реке, куда заходят такие стаи плотвы, что она в маленьком пространстве небольшой реки просто не умещается. Во всех других случаях действительно крупная плотва ловиться на снасти с леской толще 0,12 мм отказывается даже во время весеннего хода. Поэтому леску сейчас приходится выбирать самую что ни на есть качественную, а снасть самую тонкую.