Право – это принуждение

Прочитал статью уважаемого Виктора Гурова «Как понять понятное» [«РОГ», №1(545), 2005], распереживался, всю ночь проворочался с боку на бок, а поутру «зачинил перо» для комментариев. Не в моих правилах обижать порядочных людей.

 

«Падает тот, кто бежит.

 

Кто лежит, тот не падает».

 

Сразу хочу принести свои извинения Вам, уважаемый Виктор Федорович, и всем читателям газеты за то, что с моей подачи Вас причислили к разряду лохов. Извинение приношу не за себя, а за того редакционного работника, который убрал из заглавия текста кавычки (мною в оригинале статьи слово «лохи» написано в кавычках) и опубликовал слово как имя собственное.

 

Направляя свои статьи в редакцию, всегда прошу только об одном: не «причесывать» мои мысли, не искажать содержание, сохранить стилистику автора, чтобы читатели сами дали ему оценку. Защищенные законом права автора являются принуждением для издания. Если материал не достоин страниц газеты, не публикуйте.

В моем понимании содержание газеты является продолжением общения охотников между собой с присущей нам долей юмора, иронии или даже едкого зубоскальства, но не хамства. «Держать удар» от острослова может далеко не каждый, тем более «давать сдачи». Тут как раз и проявляются черты характера и этика охотника. Коллеги, «не стреляйте в пианиста, он играет как может», не стоит обижаться и обижать авторов.

Спасибо за добрые слова, уважаемый Виктор Федорович, надеюсь в дальнейшем Вы не будете за меня «краснеть» и испытывать неловкие чувства. «Цифирь» – это моя «стихия», так как связан с ней профессионально. И написал не про размер зарплаты, а про принцип ее формирования: «тарифные таблицы, с учетом поправочных коэффициентов, благополучно перекочевали из социализма в капитализм». Естественно, размер поправочного коэффициента в Минфине знают лучше меня. Только вот в отличие от Вас словам министра финансов не доверяю: в начале года нам обещают одно («хотели как лучше»), а в конце рассказывают совсем другое («получилось как всегда»). Вспомните про монетизацию льгот, одним из авторов которой он является.

Про «богатеньких», Виктор Федорович, сколько Вы знаете в нашей стране, например – хороших художников? Разделите это число на численность населения, какой получился процент? Вот и я про то же: чтобы быть богатым, для этого надо иметь талант. Прежде чем «раздать все народу», надо было научить народ, что с этим «богатством» делать. Десять лет (!!!) действует Федеральный закон «О животном мире», а Вы пишете, что «в законе о ней (путевке – В.Б.) вроде бы не сказано ни слова». «Мне вчера дали свободу, что я с ней буду делать...» – пел В. Высоцкий. Какой прок от нового закона, если народ не хочет в него заглядывать? Вот так получилось и с богатством... «Богатеньких» обвиняют: наворовали, не нарушая законов. Как можно стать браконьером, не нарушая правил охоты? Желание «раскулачивать» сидит в нас на генетическом уровне.

Надеюсь, Вы понимаете, работа с цифрами приучила меня к пунктуальности. Внимательно слежу за Вашими публикациями, но не могу припомнить, чтобы Вы где-то написали «об отсутствии правил охоты в России». Не сочтите за труд, подскажите – где и когда опубликованы эти строки. Отсутствие Правил охоты – это не мой каприз. Это тысячи егерей и охотоведов на местах, лишенные возможности исполнять свои обязанности со всеми вытекающими последствиями, о которых как профессионал Вы знаете лучше меня.

Анекдот: в школе учительница спрашивает: «Вовочка, сколько будет два умножить на два?» «А сколько надо?» – угодливо отвечает мальчик. Если В. Гуров знает, что в России нет Правил охоты, то почему же он безропотно соглашается с теми, кто продолжает руководствоваться правилами «образца 1812 г.»? Если Вам предложат за правом на охоту прыгнуть в колодец, Вы прыгнете? Отказываться от покупки путевок – этого мало. Жизнь – это борьба, особенно ярко это ощущается в «наши суровые рыночные времена». Равнодушие – вот диагноз «болезни»!

Всякая честная борьба всегда ведется по установленным правилам. Чтобы утверждать, что «Типовые правила охоты в РСФСР» 1988 г. никто не отменял, надо сначала указать – кто и когда их принял в современной России и где они официально опубликованы для всеобщего сведения. Вы, что, не знаете о подписанном «предательском» соглашении про развал Советского Союза и прекращении существования РСФСР и всех ее «Типовых правил»? Безусловно, знаете! Так почему же верите тем людям, которые «играют в футбол по хоккейным правилам»?

Теперь поясняю то, в чем Вы меня не поняли. Статья 35 ФЗ «О животном мире» устанавливает: пользование объектами животного мира, не включенными в перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено (определяемое специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования...), может осуществляться бесплатно, если это не связано с получением лицензии или разрешения на пользование животным миром.

Приказом от 23 ноября 1999 г. №714 председатель Госкомэкологии РФ В.И. Данилов-Данильян, по представлению руководителя Охотдепартамента Б.В. Лякина, согласованным с вице-президентом РАН Б.В. Петровым, зачислил зайцев и уток, равно как и других животных, в «Перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено».

В русском языке применительно к животному миру слово «лицензия» означает «разрешение на добычу редких, ценных или занесенных в Красную книгу животных». По мнению уполномоченных специалистов, получилось, что в результате сорокалетнего периода закрепления охотничьих угодий за «глобальными охотпользователями», зайцы и утки, равно как и другие виды охотничьих животных, стали редкими и ценными, и их пора заносить в Красную книгу, а добывать можно только по специальному разрешению – лицензии.

С января 2004 г. была изменена система платежей за пользование животным миром. Пользователи животным миром, получающие в установленном порядке лицензию на пользование, уплачивают сборы за пользование в размерах и порядке, которые установлены законодательством о налогах и сборах.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает взимание платы за зайцев и уток, однако в силу приказа №714 охотники вынуждены получать бесплатную лицензию, заплатив только сбор за выдачу лицензии. Надеюсь, Вам понятно, кто и как лишил наш народ бесплатного права на охоту.

Теперь о переводе охоты в вид коммерческой деятельности или о Вашем любимом Дубакинском охотхозяйстве. Когда-то, прочитав дифирамбы «о ветрах дубакинских перемен», я написал материал «15 вопросов к ООО «Дубакинское» (заголовок бездарно куцый – В.Б.), который был опубликован под редакционным названием «Есть ли будущее у Дубакинского?», где просил директора О.А. Лаврова ответить на возникшие у меня вопросы. Как Вы думаете, уважаемый Виктор Федорович, почему «О. Лавров терпеливо относился к моим (В. Гурова – В.Б.) въедливым вопросам», а на вопросы В. Бодункова прислал в редакцию опровержение? Мне это понятно. Естественно, я написал ответ, но редакция поступила мудро, не опубликовав его. Можно предоставить свои страницы даже хамоватому Родину, случай с О.А. Лавровым выходит за рамки... Впрочем, сейчас мы говорим не о Лаврове, а о коммерциализации охоты. Итак:

Уже не в первый раз отсылают читателей к статье 39 закона «О животном мире», в которой якобы прописано: «Пользователи животным миром имеют право...», почему-то не указывая даты, номера и источник официальной публикации этого закона. Виктор Федорович, в следующий раз, пожалуйста, уточните для нас недостающую информацию. Это принципиально важно: ответ даст полное представление о том, как вводят в заблуждение охотников.

Законодательство России в области охраны и использования животного мира и среды его обитания основывается на положениях Конституции РФ и состоит из Федерального закона «О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ и принимаемых В СООТВЕТСТВИИ С НИМ законов и иных нормативных правовых актов. Пользование животным миром регламентируется Главой V вышеуказанного закона, из которой следует, что объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии и гражданам в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Причем пользователь не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом (ст.33). Иное – это распорядительная лицензия (специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира), положение о которой пока не утверждено и, по моему предположению, будет регулировать полувольное содержание охотничьих животных. Права и обязанности пользователей животным миром определены в статье 40 закона, опубликованной в «РОГ», №30(418), 2002 г. Итак:

1. Право пользования (охота – вид пользования животным миром) предоставляют органы государственной власти, уполномоченные осуществлять права собственника.

Охотхозяйство является частной коммерческой организацией и не имеет никаких полномочий предоставлять право на охоту другим лицам, ему дано право выдавать гражданам именные разовые лицензии в пределах, установленных специально уполномоченными госорганами норм, квот и лимитов. Если их нет, то охотхозяйство обязано выдать всем охотникам именные разовые лицензии. Отказ в выдаче лицензий лишает государство получения доходов, так как животный мир является государственной собственностью.

2. Юридическое лицо, каковым является охотхозяйство, получило долгосрочную лицензию на пользование животным миром и имеет право пользоваться объектами животного мира, предоставленными в пользование. Соответственно физические лица, входящие в состав юридического лица, получают право пользования на основании долгосрочной лицензии. Сторонние граждане приобретают именную разовую лицензию. Сроки охоты и нормы добычи устанавливают специально уполномоченные госорганы, причем охотхозяйство не вправе устанавливать иные сроки и нормы.

3. Долгосрочная лицензия определяет условия пользования животным миром, предоставленным в пользование, и не имеет никакого отношения к коммерческой деятельности охотхозяйства. Объекты животного мира, обитающие в состоянии естественной свободы, являются государственной собственностью, поэтому пользователь не вправе ими распоряжаться.

Заниматься охотхозяйственной деятельностью, в том числе вывешивать аншлаги за свой счет, – это обязанность владельца долгосрочной лицензии, по результатам которой он получает право пользования. Расстрелянные охотниками аншлаги – это самая справедливая оценка подобной «деятельности».

Охотхозяйство может осуществлять коммерческую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на основании других разрешений или лицензий. Долгосрочная лицензия предоставляет только право пользования. За взимание платы за путевки совершено справедливо Ставропольское краевое общество было лишено долгосрочной лицензии по определению Ставропольского краевого суда. А Вы говорите: «Бороться за свои права надо. Но не так, как предлагает В. Бодунков...» Тогда разъясните как? Содержание Ваших публикаций защищает интересы охотхозяйства, но не охотников. Реклама?

Вы пишете, что Олег Анатольевич Вам ответил, цитирую: «А то, что путевки платные, так мне дано право устанавливать на них цены». Виктор Федорович, уточните, пожалуйста, у Лаврова, какой документ предоставил ему право устанавливать цены на охоту? С Ваших слов [«РОГ», №28(520), 2004] цитирую: «Отохотившись неделю в Дубакинском... В офисе... охотхозяйства без проблем... ознакомились с ценами на услуги: охота на глухаря – 15000 руб.; охота на тетеревином току – 3000 руб.; охота с подсадной (утро и вечер) – 3000 руб.; охота на гуся и селезня без обслуживания – 300 руб. В стоимость путевки входили персональное обслуживание егерем с транспортом, гостиница и трехразовое питание...»

Надеюсь, Вы помните, законом установлено: охота – вид пользования животным миром. Соответственно по своему определению охота услугой не является. Нет таких услуг, как охота на глухаря (тетерева, селезня и т.д.). Охотиться значит пользоваться. Пользование осуществляется на основании лицензии. За пользование уплачивают ставки сборов, определенные в статье 333-3 Налогового кодекса РФ. О какой дополнительной оплате за «охота на...» может идти речь? Как Вам объяснить, что буква «а» это буква «а»?

Транспортное обслуживание, дом для временного проживания, трехразовое питание к охоте не имеют никакого отношения. Каждая из этих услуг представляет самостоятельный вид деятельности и регламентируется соответствующими документами, а в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» исполнитель (охотхозяйство) может оказывать услугу потребителю (охотнику) только по возмездному договору и на каждый вид услуги, по требованию потребителя, в обязательном порядке должна быть предоставлена твердая или приблизительная смета. Виктор Федорович, какие договора Вы заключили с охотхозяйством? Вы видели в охотхозяйстве долгосрочную лицензию? Так прочтите ее повнимательнее. Про услуги и цены в ней нет ни слова!

Вынужден огорчить Вас, «предвидение» в части моего ответа про Постановление №728 от 26.07.1993 оказалось ошибочным: постановление официально опубликовано для всеобщего сведения в «Сборнике актов Президента и Правительства РФ» 02.08.1993, №31, ст. 2991, является действующим и не требует регистрации в Минюсте РФ: «яйца курицу не учат». Только есть маленькое «но»: постановление действует в той части, которая соответствует положениям ФЗ «О животном мире» (ст.3). Общеизвестный факт: понятие «охотничий билет» и «путевка» в ФЗ «О животном мире» отсутствуют, следовательно содержание постановления в этой части противоречит федеральному закону. Это во-первых. Во-вторых, в соответствии с Конституцией РФ (ст.55, п.3) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Постановление правительства федеральным законом не является и не может обязывать граждан России получать для охоты специальные разрешения в виде охотничьего билета и путевки или получать разрешения общественных охотничьих организаций на посещение территории, где ведется охотничье хозяйство.

Вы правы, уважаемый Виктор Федорович, ссылаясь на существование закона «О применении контрольно-кассовой техники» и утверждая, что «таким образом, выдача путевки охотнику за деньги не противоречит существующему законодательству». Исключительно верно! Пока правительством РФ не установлен новый порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, оплатив в охотхозяйстве за предоставленную услугу наличные деньги, например, за подсадную утку, в связи с отсутствием контрольно-кассовой техники Вам вручную выписывают кассовый чек-путевку, подтверждающую факт оплаты и поступления в кассу наличных денежных средств. Именно так и надо понимать понятное: путевка – это кассовый чек выданный «за деньги». Например, когда Вы сдаете вещи в химчистку или обувь в ремонт, Вам выдают квитанцию (бланк строгой отчетности) и кассовый чек. Именно эти функции выполняет путевка. Как «разрешение на охоту» путевка канула в лета! А к услуге «за подсадную утку» должна быть приложена смета, определяющая стоимость этой услуги.

Насколько дальновидным оказался А.А. Улитин, используя Постановление №728, и утвердил в Минфине бланк путевки за 10 дней до принятия закона! Сколько «копий сломано» об эту «путевку», а денежки потоком идут в общества: например, со слов председателя МООиРа В.М. Кирьякулова, в 2004 г. доходы составили 140 млн руб., в том числе 80 млн руб. – членские взносы, остальные от прочей деятельности. Не забыт и Росохотрыболовсоюз: доля отчислений из МООиРа – одна треть в его бюджете. «Не хило» для общественных организаций.

Никто не предпринимает попыток ослабить или уничтожить общественные охотничьи организации, они сами себя изживают. Доход и общественная организация это нонсенс – полная бессмыслица. Не парткомы, профкомы или общества должны защищать права граждан, а Его Величество Закон!

Как понять понятное? Ответ предельно прост: для этого надо иметь желание. Если человек не хочет, то «ему хоть кол на голове теши», а «насильно мил не будешь». В новую жизнь Вы пришли со старым багажом и упорно не хотите понять: в автомобиль не надо запрягать лошадь, он может ездить сам. Вы уж простите меня за столь образное сравнение, но как иначе убедить Вас понимать понятное?