Cправедливо считается, что жор налима приходится на конец декабря – начало января, когда эта рыбы покидает места стоянок и по своим определенным и неизменным маршрутам отправляется к местам нереста.
С приближением нереста, когда концентрация рыбы становится максимально высокой, ее начинают больше багрить, нежели ловить.
Казалось бы, и ловить налима не интересно – снарядил «поставуху», поставил ее под нос налиму, он клюнул, заглотил ерша, а ты пришел утром и вытащил «бедную» рыбу на лед. И какой в этом спортивный интерес.
Почти всегда основанием или оправданием такого подхода в ловле налима является ссылка на особенные гастрономические качества печени этой рыбы.
На мой взгляд, в современной рыболовной литературе гастрономические качества этой рыбы явно преувеличены. Я акцентирую внимание на «рыболовной» литературе, поскольку в отечественной кулинарной литературе налим, как правило, не упоминается вовсе.
Для меня лично ловля налима, а вернее, его добыча перед и во время нереста, в конце января, не представляет никакого интереса. Это именно – добыча, с ударением на первом слоге.
Наиболее интересно охотиться за этой рыбой в период ее наибольшей «хищнической» активности. Этот период приходится на начало наступления фактического «последнего» льда. Именно сейчас, когда температура воздуха и ночью стала плюсовой, кислород реально стал поступать под лед не только с вешними водами, продуктами теплого солнца, но и с талым, под воздействием ночных туманов, снегом. То есть сейчас, наконец, наступило время, когда талые воды уходят под лед и днем, и ночью.
Можно констатировать, что в подмосковных водоемах рыба уже (наконец-то) подошла к устьям ручьев и береговых родников. Сейчас талая муть распространяется не глубже, чем полметра подо льдом. И на границе этой мути уже стоят стада плотвы-сеголетка, мелкого окуня. Крупный окунь и щука еще не вошли в эту прибрежную кормную зону. Щука, наверное, потому что ей перед нерестом не хочется напрасно и негарантированно тратить силы, а окунь – потому что выжидает выхода щуки.
Так или иначе, но кроме плотвы, как я упоминал в прошлый раз, в береговую зону вошел икряной ерш.
А за ним к берегу придвинулся отдохнувший и голодный после нереста налим.
Ловля налима сейчас весьма интересна.
Во-первых, хотя налим уже достаточно рассредоточился по водоему и занимает по-прежнему относительно глубокие места невдалеке от подводных канав и углублений, он еще придерживается определенных стай. Число особей в стае сейчас может варьировать от двух до десятка. Поэтому ловля на правильно выбранном участке может стать продуктивной.
Во-вторых, налим сейчас активен и кормится не только ночью, но и среди белого дня. Неоднократно наблюдались в моей практике случаи, когда налимы хорошо и верно клевали часа в два дня при абсолютно ясной, безоблачной погоде.
Выбор места ловли – является для ловли налима решающим, но недостаточным фактором. При выборе участка ловли нужно исходить из следующих соображений.
Главным объектом охоты налима сейчас является икряной ерш. Ерш сейчас жмется к самой береговой кромке, но в водоемах без течения налима здесь не найти. В водоемах без течения налим даже не приближается к первой бровке с глубиной полтора-два метра. Почему-то он предпочитает оставаться на больших глубинах, обычно на глубине два с половиной–четыре метра. При этом налим выбирает плоские участки дна или участки с медленным понижением дна в глубину. Характерно то, и это не совсем понятно, что сейчас налим может стоять на совершенно ровном дне, где нет ни камней, ни коряг, ни других укрытий.
В водоемах с течением замечена другая закономерность. Чем сильнее течение, тем ближе к берегу может подойти эта рыба. Но опять же ее не привлекают какие-либо укрытия. Чаще налима можно обнаружить на пространной песчаной косе, чем на поливе или бровке.
Поиск налима осложняется тем, что он ползает по дну в буквальном смысле слова и обнаружить его даже с помощью эхолота не так просто. У меня был случай, когда на обнаружение налима размером под килограмм у нас ушло около получаса исследования дна с помощью неплохого эхолота. Обнаруженная на дне «ветка» оказалась рыбой, которая была успешно поймана в течение следующего получаса.
Можно для ловли использовать традиционные жерлицы и «поставушки», но это не единственный вариант. Поскольку сейчас налим ловится и днем и достаточно активно, то имеет смысл использовать живцовые удочки.
Мой опыт использования живцовой удочки при ловле налима начался с одного случая на соревнованиях. Во время ловли окуня и ерша в Первом Техническом заливе на Волге в районе Дубны у четыре рыболовов было несколько обрывов тонкой снасти. Один из них подвел таки крупную рыбу к лунке, но багорика ни у кого не оказалось. Внимательное рассмотрение рыбы через лунку в почти метровом льду говорило, что попался налим. Спортсмен не стал больше терять времени и оборвал мормышку.
После обмена мнениями по окончании тура соревнования был сделан вывод, что налим хватал мормышку с мотылем, а не попавшегося на крючок ерша, как это сначала предполагалось. Этим мнением поделились с подошедшими рыболовами-любителями, которые поступили просто и логично. Они заняли лунки, в которых были обрывы и сначала попробовали ловить в них на крупные мормышки с пучком мотыля. Так был пойман первый налим. Через час они переоснастили удочки и на крючки блесен наживили крупных ершей, наполненных икрой. Так в течение часа были пойманы еще четыре налима, самый крупный из которых, на взгляд, был не меньше трех килограмм.
После этого случая я неоднократно ловил налимов на живцовую удочку.
Тактика такой ловли заключается в том, что сначала ищется ерш. После этого расставляется десяток жерлиц с ершами на крючках и ожидается первая поклевка. Несмотря на все литературные утверждения, налим достаточно редко заглатывает приманку даже ночью. Часто случается так, что «горят» почти все флажки жерлиц, а попалось всего две-три рыбы. Поэтому целесообразно действовать по другому.
То есть, когда происходит поклевка, я жду минуту-две, и если рыба не разматывает запас лески, то подсекаю и вытаскиваю или налима, или ерша. И в том, и в другом случае я переставляю жерлицу в другое место. Достаю живцовую удочку и пытаюсь поймать налима в освободившейся лунке. Как правило, это приносит положительный результат. Иногда удается поймать из одной лунки и двух, и даже трех рыб.
Живцовая удочка, которая постоянно находится в руке рыболова, является намного более чувствительной и оперативной снастью по сравнению с жерлицей. Дело в том, что поклевка налима очень часто выражается как короткий толчок или очень слабая и медленная потяжка. При такой поклевке жерлица не «срабатывает». Налим же может заглотить приманку, а может и бросить, почувствовав сопротивление снасти.
Живцовая удочка представляет собой обычную удочку для зимнего отвесного блеснения. Оснащается удочка леской 0,18–0,25 мм, кивком, например, из плоской металлической пружины. Пружина должна быть достаточно жесткой, чтобы меньше реагировать на «дергания» ерша. Собственно, именно при этом способе ловли свежевыловленного ерша можно умертвить, как это нередко советуют. В качестве «мормышки» очень удобно использовать небольшую джиг-головку, массой не более пяти грамм. Джиг-головка должна иметь крючок с достаточно длинным цевьем, чтобы можно было провести его от рта до спинного плавника ерша.
Техника игры заключается в том, чтобы периодически постукивать приманкой по дну. Делать это нужно очень плавно, без резких движений. Лучше всего приподнимать приманку на три-пять сантиметров выше дна и плавно опускать до дна. Очень неплох известный при ловле на мормышку и блесну прием, который заключается в том, что приманка опускается на дно у края лунки и ее медленно тянут по дну к противоположному краю лунки.
Как я уже упоминал, поклевка обычно очень «мягкая». После поклевки я лично выдерживаю паузу в несколько секунд и подсекаю. Но нередко поклевки настолько аккуратные, что лучше подсекать очень коротким движением сразу же после подозрения на поклевку.
Если рыболов уверен, что он обнаружил стайку налимов, то можно одновременно использовать несколько удочек. Они расставляются по лункам на расстоянии не более чем в трех метрах друг от друга. Чтобы налим во время возможной длинной потяжки не утащил удочку, можно сделать следующее. Лунка накрывается плоской опорой для жерлицы. Такая опора представляет собой круглую площадку из пластмассы с прорезью к центру круга для лески. Леска от удочки проводится в эту прорезь. Если налим попытается утащить снасть, то удильник в узкую щель не пройдет. Надо заметить, что поскольку свободного запаса лески для «хода» налима после поклевки нет, то налим редко самозасекается. В этом случае «пустая» поклевка является сигнализатором присутствия рыбы. А дальше рыболов уже «садится» на эту лунку и ждет очередной хватки.
Ловля эта не продолжительна и обычно налим хорошо ловится не более двух-трех дней. Затем он куда-то перемещается, может быть, поближе к своим летним стоянкам.