Приоритеты «восьмерки»

Статья вторая

В последние 15 лет, сопровождающиеся повышенной популярностью П-образных нор в России, все же оставались здравомыслящие норники, отдающие отчет в том, к чему приведет в недалеком будущем переориентировка норного собаководства на преимущественную подготовку собак в норах разомкнутой конструкции. Начали потихоньку восстанавливаться пришедшие в запустение восьмерки, в некоторых регионах сооружают новые восьмерки. На ряде выставок не учитывают «П-образные» дипломы. На восьмерках стали проводить сертификатные состязания. Есть регионы, где собаководы, пройдя через переоценку ситуации, отказываются от любых состязаний в П-образных норах.

Признание приоритетов национальной системы подготовки норных и отечественной конструкции норы-восьмерки повлечет за собой ряд серьезных изменений организации и функционирования российского норного собаководства. В первую очередь здравого, логически выверенного и целесообразного подхода потребуют изменения, вносимые в Правила испытаний. Актуальность этих изменений, наконец, осознана. Ее диктует не только временной период, прошедший с последнего пересмотра этого документа (1981), накопленный за этот срок опыт полевой работы с норными, настоятельные публикации на эту тему с 1996 г., но и крайне противоречивая ситуация, сложившаяся в полевом поголовье норных и особенно такс как наиболее многочисленной породы в группе.

Конец 1990-х годов–начало ХХI века ознаменованы появлением огромного количества такс с десятками дипломов I степени по лисице, в том числе в норе-восьмерке. Число дипломов у одной собаки может варьировать от 15–20 до 70–80 и более. Особенно четко эта ситуация оформилась в Московском кинологическом центре. Конечно, мы должны стремиться к получению все лучших и лучших рабочих представителей породы. Но когда по формальным показателям все или очень многие становятся лучшими, напрашивается вывод: количественный и качественный рост рабочего поголовья требует ПОВЫШЕНИЯ требований Правил, но отнюдь не их снижения.

В 2000-е годы в РФОС поступают варианты проектов скорректированных Правил. Широко в печати тема не обсуждается, отражая межведомственные амбиции кинологов-норников. Один из вариантов был практически «подсунут» на утверждение. С этим вариантом не ознакомлены многие эксперты Московского киногического центра. Что же говорить о регионах, где норники не только не знакомы с текстом проекта и фактом наличия других проектов, но и плохо владеют ситуацией, касающейся процесса работы над изменением Правил и ее участников как поименно, так и в смысле регионального представительства.

Сыграла роль острота момента, разобщенность кинологических структур, наличие разнообразных группировок внутри норного собаководства и, как следствие, настоятельное стремление придать новому проекту «авторство». Ведь обсуждение проекта в СМИ займет много времени, в процессе будут высказаны толковые и грамотные предложения, которые придется учесть, и «авторство» будет утрачено.

Основное впечатление от предложенного на утверждение проекта сводится к его основной идее – понижение или не повышение требований к рабочим качествам норных и упрощение процесса экспертизы. Снижение требований касается злобы, условий снятия собак с испытаний, упраздняется понятие «верность поиска» (то есть практически проверка чутья) и др.

В проекте предложено сократить время работы собак на испытаниях до 15 минут плюс две минуты на «подход (поиск)», на состязаниях до 10 минут.

Отечественные методики проверки рабочих качеств норных созданы в условиях отсутствия спортивного направления и предназначались исключительно для подготовки собак к охоте. А потому по сей день они являются уникальными по возможностям, которые они предоставляют для проверки ВСЕГО КОМПЛЕКСА рабочих качеств норных.

Целесообразно напомнить, что вязкость «пронизывает» все действия работающей собаки. Следовательно, сокращение времени работы коснется в первую очередь вязкости. В России уже сложилась ситуация с превалирующим использованием П-образных нор, нацеленном в основном на поощрение злобы.

Какое же право мы имеем сокращать временные показатели испытаний и состязаний в уникальной отечественной конструкции и формализовать это в Правилах испытаний? Спортивных мероприятий в стране проводится огромное количество, и львиная доля из них – на П-образных норах, что происходит в ущерб вязкости призеров, победителей и т.д., то есть собак, которых начинают с повышенной активностью использовать в разведении. Восьмерка – единственная в стране искусственная нора, которая в меру своих возможностей (но по максимуму на данный момент) готовит полноценных спортивных собак. А при действующей системе подготовки и испытаний они представляют собой резерв собак для охоты – с полным проверенным КОМПЛЕКСОМ РАБОЧИХ КАЧЕСТВ. Необходимо оставить время работы собак, предусмотренное действующими Правилами – 20 минут. Необходимо также пересмотреть и ряд других требований, содержащихся в проекте, рассмотреть другие варианты проектов.

Не действует и аргумент о необходимости упрощения процесса экспертизы. В основе отечественных Правил лежит достаточно трудоемкий метод оценки рабочих качеств норных. Такой метод требует высокого профессионализма экспертского корпуса, который и создан в России почти за полвека эксплуатации нор-восьмерок.

Следующее, что потребует пересмотра в связи с акцентуацией отечественной системы подготовки норных, – правила бонитировки. Новые правила бонитировки норных содержатся в новых Правилах проведения выставок, также готовых к утверждению и также не обсуждаемых в печати. В этих новых Правилах заложена уравнительная система всех норных дипломов. Очевидно, вывод каждый сделает для себя сам.

В-третьих, недопустима ситуация, когда в стране, в одном кинологическом центре действует несколько вариантов Правил испытаний, внедренных, подписанных, утвержденных различными инстанциями. Правил, имеющих зачастую существенные расхождения в своей оценке, трактовке и требованиях. На сегодняшний день только в Москве известно несколько таких Правил, и все они действуют. Воистину амбициозность разработчиков не знает предела! Можно лишь представить совокупный вред, наносимый подобным «правилотворчеством», «разнокалиберной» экспертизой и созданным прецедентом.

В-четвертых, правильная оценка отечественной системы подготовки норных приводит к понятию «племенной диплом», к созданию Положения о племенном дипломе, что уже сделано в Комиссии по таксам РФОС.

Очевидно, последуют и другие необходимые и целесообразные меры, предложенные норниками России.