Не помню, как говорил об этом А.П. Чехов, но смысл такой: лещ только с виду нехищная рыба. Добавим: особенно ближе к осени. И это не удивительно, ведь с похолоданием воды, когда в организме рыб замедляются обменные процессы, питание их должно быть высококаллорийным. Вот почему некоторые карповые, попробовав в пищу мальков своих собратьев, становятся к ним неравнодушными.
Начиная с августа и до поздней осени, лещ и подлещик часто клюют на малька в наших северных и южных реках, озерах и водохранилищах. Нередко случаются поимки «хищных» лещей в водоемах средней полосы России.
Есть немало примеров ловли леща на спиннинговые приманки и на маленькие блесны со льда в отвес. При этом отметим, одинокий лещ охотится за мальком редко.
Где его искать? У меня и моих друзей на Оке не раз случалось такое: ловишь спиннингом на джиг-приманку и вдруг замечаешь, что леска и крючок покрыты рыбьей слизью. Ставишь маленькую «поролонку», твистер или виброхвост – неожиданно попадается лещ, через некоторое время еще – это уже закономерность. Как правило, в таких местах лещ стоит плотно – его спину задеваешь приманкой, а он не уходит. Не пугается он даже багрильщиков, которые в погоне за поживой порой «дерут» его на Оке до собственной тошноты. Такая локальная привязанность леща к определенным местам, на которых он может находиться подолгу, очень удивляет. Но когда вытаскиваешь его с порезанным ракушечником или вымазанным илом рылом, то понимаешь, что лещ нашел место сосредоточения какой-то высококалорийной пищи и отъедается.
Однажды на Оке в сентябре я пытался ловить хищника на ходовую донку. В районе Серпухова знаю ямы с выходом на мель, где иногда хорошо берет на малька судак и крупный окунь. Обследовав с лодки одну из таких ям вблизи затонувшей баржи, неожиданно поймал на верховку 2-килограммового леща. Рыболовы, сидевшие на берегу и на бортах баржи, ловили на червя да на опарыша и довольно часто вынимали из воды некрупных подлещиков, а тут вдруг лещ. Я вспомнил Ахтубу, как мы когда-то ловили в районе поливной насосной станции на такую же снасть, и чтобы избавиться от назойливого мелкого подлещика, вместо привычных для этой рыбы насадок наживляли на крючки №7-8 малька. После этого шел подлещик крупнее. Вначале он клевал нерешительно, но когда наживка становилась чуть потрепанной и от нее начинали отделяться микрочастицы, происходили настоящие хватки. Поняв, что подлещик идет на обтрепанное рыбье мясо, стал делать резку, чем и обеспечил себе тогда хороший улов.
В очередной выезд на Оку, вспомнив этот момент, да еще рассказы друзей о ловле подлещиков-канибаллов на озере Воже, реках Поле и Сухоне и попросив у товарища мелкого подлещика, нарезал его кусочками. Насаживал полоску рыбьего мяса размером 8х4х20 мм на единственный крючок донки, который привязывался к поводку в 10 см выше концевого грузила. В итоге поймал еще двух лещей.
Как делать «резку» – зависит от качества и размера живца. Для ловли леща подходит только та рыбка, которая имеет мягкое мясо, например, уклейка, плотва, подъязок, голавль и т.п. У мелкой рыбы вырезают для насадки всю филейку или большую часть, у крупной – филе режут на куски (как селедку).
Потом у меня был опыт охоты на леща с мальком на Селигере, Каме и Дону, где я активно ловил «русским джигом» – на крупную мормышку насаживаешь малька и делаешь проводку плавом с лодки либо ловишь с заякоренной лодки на неподвижную снасть, держа удилище в руках или закрепив его на борту. Здесь, как и для ходовой донки, оптимально подходит спиннинговое удилище длиной не более 2,5 м с безынерционной катушкой.
Отличие только в тестовых показателях из-за массы огрузки. Для «русского джига» можно применять даже сверхлегкий спиннинг, тогда как ходовой донкой обычно ловят на течении с грузилом массой от 30 до 200 г – в данном случае и спиннинговое удилище должно иметь соответствующую мощность. В обоих случаях можно порекомендовать укороченное фидерное удилище. Когда леску натягивает течением, гибкая вершинка задает движение мормышке или грузилу, которые, ударяясь о дно, поднимают облачко мути, тем самым привлекая рыбу к приманке. Здесь очень важно сооотношение толщины лески и массы грузила или мормышки. Если на сильном течении использовать толстую леску и легкую мормышку, первая может так выдуваться течением, что приманка и на дно не опустится.
На сбалансированную снасть лучше ловить методом обратной ступенчатой проводки. Для этого удилище держат в руках и, периодически поднимая его, добиваются короткого переноса грузила течением. Шаг перемещения может быть от 0,5 до 3 м. На каждом этапе на несколько минут задерживают оснастку с наживкой, добиваясь ее игры у дна за счет колебаний вершинки. Таким образом, в зависимости от течения, можно отпустить насадку до 50 м от лодки, обычно же проводка ограничивается длиной 20-35 м. Следует помнить, что обратная проводка будет эффективна только в том случае, если грузило подобрано строго в соответствии с силой течения, а малек или кусочек мяса все время находится у самого дна. Кроме того, большую роль играет форма грузила или джиг-головки. Она также подбирается в соответствии с предполагаемой силой течения. Так, на слабом течении лучше будет играть огрузка более плоской формы, а на быстром – бывает достаточно шаровидной.
В моем арсенале имеются мормышки и грузила с крылышками, плоские, выполненные в виде конуса, круглого стержня, «оливки» и т.п. Те грузила, которые крепятся на конце лески неподвижно, должны иметь вертлюжок.
Особенно это касается шаровых грузил, которые лучше других подходят для ловли на снос по дуге. Этот метод позволяет быстро найти уловистую бровку. Иногда при донной проводке используют дополнительный поводок с крючком. На оснастке с джиг-головкой он ставится выше нее на расстоянии 7-10 см, в случае с донкой используется скользящее грузило.
Поклевка леща на малька или рыбье мясо резкая. Она хорошо передается ударом в руку и визуально определяется по изгибу кончика удилища.
Вспоминается очень эффективная снасть, которой до сих пор пользуются камские рыболовы при ловле с гидросооружений и лодок. Собственно необычным в ней является удилище. Это круглый пруток из углеродистой пружинистой стали примерно метровой длины. Он выполнен в виде конуса и имеет толщину у основания 6 мм, а на конце вершинки – 1мм. На конце и посередине прутка припаяны колечки для пропуска лески. Пруток вставляется в деревянную двадцатисантиметровую рукоять, чем-то напоминающую ручку отвертки или напильника (материал – обычно береза). На ней двумя прижимными кольцами фиксируется катушка типа «Невская». На конец лески в качестве грузила камские рыболовы привязывают гайку под ключ 24. Выше гайки в 10-15 см устанавливается поводок. Длина его может быть до 60 см, в зависимости от течения – чем оно сильнее, тем длиннее поводок. Это позволяет насадке привлекательно двигаться из стороны в сторону. Польза от такого удилища в том, что при своих минимальных размерах оно выдерживает большие нагрузки, имеет очень чуткий кончик, который хорошо работает на течении и без дополнительного сторожка фиксирует любые поклевки крупной рыбы.
Метод ловли очень прост: удилище за рукоять держат в руке, кончик ходит вверх-вниз на течении, гайка ударяет по дну, поднимая муть, к насадке или наживке подходит рыба. В качестве наживки камские рыболовы часто применяют малька, одного или сразу двух. Насаживают чулком через голову, оставляя хвостики трепыхаться на течении. Размеры малька – 2,5-4 см. Нередко на такую наживку попадаются рыбы карповых пород: крупная чехонь, лещ и даже сазан.
У камских рыболовов я позаимствовал и способ привлечения леща горохом. Для этого вместо грузила на конец лески привязывается соответственно огруженная металлическая кормушка. Она плотно набивается гороховым тестом. Способ его приготовления такой. Горох перемалывается до очень мелких частиц через мясорубку (для этого его надо пропустить несколько раз). Затем в посуду с гороховой мукой добавляем теплую воду, чтобы она только закрыла массу. Даем продукту набухнуть в воде в течение 2 часов. Потом массу разминаем в руке до состояния пластилина. Следует предупредить, что работа эта не легкая и достаточно долгая. Зато результат ловли с таким горохом наверняка вас поразит: леща и подлещика на него как магнитом тянет. Прикормка дает устойчивый запах, надежно держится в кормушке, а вымываемые течением мелкие частицы приманивают рыбу издалека. Прикормка в сочетании с насадкой-мальком были проверены мной на Нижней Волге в районе Харабалей. Там в сентябре я с успехом ловил килограммовых лещей на свалах глубоких (до 12 м) ям в местах с быстрым течением (обычно рыба держалась выше по течению от ямы, на ее границе с перекатом).
Установка лодки – очень важный момент. Наиболее простой способ – в направлении течения (корма ниже, нос выше), что, собственно, чаще всего и практикуется. На той же самой Нижней Волге обычно ловят на мощные спиннинги с донной оснасткой. Колебания наживки у дна при этом происходят только за счет быстрого течения.
Если в лодке находятся двое, то один сидит на корме, другой закидывает с борта в сторону. Чтобы снасти не путались, каждый используют грузила разного веса, например, ближняя донка оснащается концевым грузилом массой 200 г, а дальняя – 100 г.
Конечно, удобнее ловить, особенно вдвоем, когда лодка развернута перпендикулярно течению. Для этого используют надежную растяжку на двух зацепистых якорях. Оптимальная длина растяжки для ловли на больших реках –50-60 м. Для этого на борту лодки спереди и сзади должно быть два надежных кольца, через которые пропускается трос растяжки. Стороны троса должны находиться под углом друг к другу – в этом случае лодка оказывается в более устойчивом положении. При такой установке лодки на два якоря сначала сбрасывают один, потом заплывают выше наискось по реке на всю длину растяжки и бросают другой. Сброс второго якоря нужно производить с учетом сноса течением. Установка на растяжках перпендикулярно течению позволяет перемещать лодку вправо-влево и поочередно проверять участки дна на уловистость, находить лещовые бровки, луды или другие неровности дна, на которых нередко осенью кормятся лещи.
Используя более длинные, до 3,5 м удилища можно ловить ходовой донкой, или «русским джигом» взабродку, а также с берега – там, где рыболов может близко подойти к подводным обрывам или береговым свалам.