Многие поплавочники закрывают сезон открытой воды с осенними похолоданиями. Считается, что рыба отходит на глубину и становится малоактивной. Однако опыт ловли в октябре-ноябре показывает, что ужение рыб различных видов может быть даже более добычливым, чем в другие сезоны.
Перед ледоставом, когда большая часть водной флоры отмирает, заметно оскудевает и кормовая база рек. В частности, личинки стрекозы находят себе убежище в мусоре на дне. Эта нимфа является настоящим лакомством для многих рыб, от нее не откажутся окунь, плотва, красноперка, голавль, язь, лещ, густера, елец.
В преддверии ледостава из-за постоянных дождей течение нередко усиливается, направление подводных струй меняется, и они вдруг начинают мощно омывать находившиеся ранее на спокойных участках водоросли.
Вследствие этого скрывающиеся личинки стрекозы периодически вымываются и, попадая на более спокойные участки, привлекают сюда рыб различных видов. О том, что они привыкли к этому сезонному корму и отлично реагируют на него, говорит практика многих рыболовов, которые с успехом ловят глубокой осенью на таких подмосковных реках как Пахра, Протва, Лопасня, Осетр и Дубна.
Превосходные результаты дает использование личинки стрекозы при ловле в проводку. Хорошие места для этого обычно находятся за мысами, вблизи перекатов, ниже и выше плотин и мостов, на поворотах рек и там, где есть мощная отбойная струя. Следует пускать оснастку с учетом выноса вымываемого корма на примыкающее тиховодье, где рыба поджидает его в комфортных для нее условиях. Хорошо делать проводку вдоль кромки полегших кувшинок и других водорослей. Участки выбирают опять же с учетом направления течений и скорости параллельных струй.
Добычливые рыболовные точки иногда можно определить по всплескам. Многие думают, что глубокой осенью рыба уже не плещется. Но это не так. Если погода выдалась солнечная, пусть даже морозная, плотва и другие карповые нередко активно поднимаются в поисках выносимых течением личинок в средние и верхние слои воды.
Для осенней ловли на личинку стрекозы на малых реках достаточно 6–7 метрового углепластикового удилища, оснащенного кольцами и безынерционной катушкой с запасом лески, дающим возможность иногда делать дальний отпуск насадки – до 20–30 м. Однако чаще всего, определив уловистую точку, рыболов сокращает длину проводки до 5–10 м. Леску в этот период лучше использовать диаметром не более 0,12 мм. Крючок – с длинным цевьем, темного цвета, № 14–16. Личинку стрекозы надевают под грудку, как мотыля. Количество личинок на крючке зависит от их величины. Бывает достаточно одной или двух больших коричневых личинок, в то время как маленьких зеленых насаживают на крючок до 5 штук.
Набрать личинок стрекозы в октябре-ноябре не сложно. Нужно только иметь забродные сапоги, а лучше всего забродный костюм. Если известны места, где летом были заросли водорослей (осенью их визуально трудно обнаружить), то зайдите в воду и надерите со дна прямо руками охапку полегших стеблей. Лучше, если они будут вместе с корнями, на которых бывают более крупные личинки (обычно бурого цвета). Кроме того, в корнях водорослей можно встретить пиявку-клепсину, на которую вблизи быстрых струй ниже речных плотин хорошо клюют окунь, плотва, голавль.
Никакая прикормка при ловле в проводку на личинку стрекозы не нужна. Любое использование растительных смесей или шаров из грунта с добавлением животных компонентов успеха не приносит, а только отпугивает рыбу.
Так действуют на нее даже шары с замешанными в них личинками стрекозы. Нужно просто искать точки, на которых плотно стоит рыба.
В октябре-ноябре отличные результаты дает ловля на реках на удочку с боковым кивком и мормышкой.
Рыбалка эта ходовая и также подразумевает нахождение мест скопления рыбы. Для небольших и средних рек достаточно 7-метрового удилища, оборудованного хорошо заметным и чутко реагирующим на поклевку кивком.
Оснастка может быть глухой или скользящей. На упомянутых выше реках достаточно удочки с глухой оснасткой, так как преимущественно на мормышку попадается рыба, вес которой не превышает 400–500 г. Удилище должно иметь амортизационные свойства, соответствующие «глухой» оснастке и леске 0,1–0,12 мм, однако вершинка при игре мормышкой не должна сильно прогибаться.
Практически всегда можно добиться успеха, если на крючке мормышки личинка стрекозы. Тактика ловли заключается также в поиске точек концентрации рыбы. Выбирают места с минимальным течением, заводи, которые летом обычно окаймляют водоросли. На перекатах и ниже них нужно делать забросы за границу полегших кувшинок, опускать мормышку вблизи зарослей осоки, если рядом есть обрыв на глубину. Хорошие заводи, в которых течение бывает крайне замедленным, можно найти выше быстрин, плотин и старых, захламленных плывуном свай. Из-за сильной прозрачности воды лучше использовать мормышку серого или черного цвета вытянутой формы, имитирующую муравья или какую-нибудь личинку.
Ниже плотин на личинку стрекозы можно ловить плотву, окуня, голавля и другую рыбу, пуская мормышку по камням в проводку. Нередко рыба выбирает для своих укрытий карманы-подмывы, которые имеются под берегом вблизи сильной струи. Хорошо, если такой карман дополнительно защищен нагромождением валунов на дне. Рыба караулит здесь проплывающую поживу и стремительно хватает мормышку, наживленную личинкой стрекозы или червем. Кивок для ловли на быстром течении должен быть более жестким. Иногда обходятся вовсе без кивка, определяя поклевку по движению лески и вибрации гибкого кончика удилища. Успех при таком виде проводки обеспечивает умение чувствовать дно и своевременно притормаживать в различных углублениях и за камнями, но сильно не ослаблять леску, чтобы был четкий контакт рыболова с мормышкой.
На многих реках рыба неплохо ловится на червя-подлистника. Он привычен для плотвы, серебряного карася, подлещика, окуня, голавля, язя, ельца, так как в изобилии встречается на берегу под старыми листьями и попадает в реку с дождевыми водами.
С осенним подъемом уровня реки плотва, окунь, голавль нередко держатся в заводях между затопленным береговым кустарником. В таких местах добычливой бывает ловля на мормышку, наживленную червем-подлистником, личинкой короеда, крупным муравьем. Проводку осуществляют в очень медленном темпе от дна до поверхности. На быстрые движения мормышки рыба осенью реагирует плохо.
По опыту ловли на Пахре и других реках могу сказать, что перед ледоставом мотыль - тоже хорошая насадка, но в это время крупная рыба предпочитает объемную приманку, поэтому мотылей нужно насаживать большим пучком. Серебряный карась, и достаточно крупный, клюет в тихих заводинках, где есть глубина хотя бы 2 м. В этот период он малоподвижен, поэтому насадку нужно удерживать на месте. Обычно на Пахре карась предпочитает «бутерброд» из мотыля и чернобыльника. Комбинация мотыля и опарыша в это время работает хуже.
Для ловли в проводку на «бутерброд» из мотыля и чернобыльника хорошими местами оказываются русловые углубления на изгибах реки. Таковые, например, имеются на Пахре в районе пионерлагеря «Костры» ниже поселка Володарский. Клев улучшается со второй половины дня. Берут плотва, серебряный карась, уклейка, пескарь, елец.
Кстати, ельца в средних и малых реках бассейна Оки достаточно много. Он перед ледоставом собирается в большие стаи и держится на каменистых плесах со средней глубиной, придерживаясь быстрого течения. На Пахре мне известно место ниже одного переката, где к середине октября довольно крупный, до 200 г, елец концентрируется в глубокой прибрежной канаве. Ловля в проводку на чернобыльника или «бутерброд» из него и мотыля здесь бывает успешной даже тогда, когда на прудах уже стоит ледок толщиной 5–7 см. Насадка должна двигаться у самого дна или с волочением на донных неровностях. Глубокой осенью елец клюет решительно и бойко сопротивляется.
Кроме того, можно найти большие стаи пескаря. На Пахре, к примеру, попадаются довольно крупные особи.
Пескарь придерживается песчаного дна и быстрой зоны переката и хорошо клюет на красного червя, пучок мотылей и на «бутерброд» мотыля с чернобыльником. Основной способ проводки – волочение насадки по дну.
Елеца и пескаря глубокой осенью хорошо привлекает простая прикормка – смесь кормового мотыля с береговой землей.
Кстати, на Пахре на быстром течении некоторые рыболовы ловят (и довольно успешно) плотву, ельца, уклейку на крошечный шарик пенопласта, который прокалывается крючком насквозь. Очевидно, рыба принимает его за личинку репейной моли.
Несколько особняком стоит ловля накануне зимы на «тинку» в стоячей воде, что звучит несколько экзотично, поскольку мы привыкли ловить на эту насадку в период выхода молодых водорослей, то есть в мае-июне.
Однако прядка шелковника на крючке порой работает безотказно именно в период холодной прозрачной воды.
На Пахре на эту насадку с успехом ловят крупную плотву в полводы и со дна в районе плотины у Новленского, ниже и выше нее на участках стоячей воды.
Но чтобы найти такую «доходную» точку, рыболову порой приходится немало помахать удилищем. Однако в случае успеха есть реальный шанс, что на уловистом месте рыба будет стоять до первого льда.
Несмотря на все вышесказанное, при ловле в проводку в преддверии ледостава нужно учитывать тот фактор, что при сильном похолодании воды плотные стаи по большей части концентрируются в зоне глубинных бровок.
Это связано с тем, что накануне зимы рыба крайне неохотно растрачивает силы на борьбу с течением. В узком придонном слое, где поток тормозится о грунт, скорость течения равняется нулю. Плюс к этому, вплотную к боковой стенке бровки скорость также минимальная. Затормаживаясь, поток совершает круговые движения, возникают поперечные циркуляции, сдерживающие общий поток. Получается, что оптимально комфортные условия созданы для рыбы в самом нижнем углу бровки. Вдобавок здесь нередко встречаются коряжки и вымытые потоком камни, служащие укрытием рыбе, а оседающий на минимальном течении корм постоянно питает рыбу. Иногда отдельные участки бровок бывают буквально набиты плотными стаями плотвы, подлещика, окуня и другой рыбы.