Период первого льда на небольших и мелких озерах успешно завершился, даже клев ротана практически прекратился, поскольку ловятся некрупные экземпляры.
Пока встает крепкий и надежный лед на больших водоемах типа водохранилищ, имеет смысл поохотиться за окунями и плотвой на реках.
Выбор водоема начинается с оценки состояния льда. Во время даже небольших морозов на реках покрываются льдом мелкие заливы, в которых практически отсутствует течение, но такие места совершенно не интересны для ловли. Если в заливе есть подводная растительность, то мелкая рыба здесь стоит, но рыба обычно настолько мелка, что не годиться даже для использования в качестве живца.
С усилением морозов до 10–15 градусов в ночное время лед покрывает более глубокие места с ослабленным течением. И только в самые сильные морозы может встать вся река. После этого выходить на лед опасно, поскольку только опытный взгляд, пешня и знание рельефа помогут определить границу безопасного льда.
Особое внимание нужно уделять во время схода с берегового припоя на лед, поскольку здесь может быть тонкий лед. Например, на Шоше, ниже моста по трассе на Питер, за песчаными горами, по правому берегу настолько интенсивный прижим струи течения к берегу, что можно провалиться под лед даже после тридцатиградусных морозов с первого шага на лед.
Если лед со снегом покрывает практически всю поверхность водоема, следует осторожно обнаружить границу надежного льда и тонкого льда над текущей водой. Обычно эта граница явно выражена в виде невысокого бугорка льда. Вы стоите на льду толщиной пятнадцать сантиметров, делаете шаг и оказываетесь в ледяной воде. Вот здесь можно утонуть.
Поиски стоянки рыбы в конечном итоге сводятся к поискам границы прочного льда над глубоким местом. Глубокое место понятие относительное, по крайней мере, это такое место, где заканчивается прибрежная растительность. Обычно эта граница совпадает с границей течения.
Но, нахождение просто глубокого места с прочным льдом не гарантирует успех.
Замечено, что на самых глубоких местах с практически стоячей водой, то есть в центре суводи рыбы нет. Рыба занимает стоянки ниже отбойной косы, вдоль береговой глубинной бровки, но неизменно там, где течение ровное.
В береговой зоне, богатой растительностью обитает мелочь, в прирусловой ямке корма нет, поэтому крупная рыба мигрирует между руслом, зарослями травы и пространством подо льдом.
Выбор конкретного места ловли требует обдуманных действий со стороны рыболова. Дело в том, что рыба стоит или на определенных точках, или на границе растительности. Поскольку участок льда, с которого возможна ловля, обычно имеет площадь всего несколько квадратных метров, то важно тщательно рассчитывать место для каждой новой лунки. «Засветить» место ловли очень просто, тогда клев прекратится, причем на несколько часов.
Я начинаю с лунки, которую делаю приблизительно по центру площадки, на границе толстого ледяного берегового припоя, который не тает даже в оттепели, и надежного льда, образовавшегося в сильный мороз. Глубина подо льдом может составлять всего двадцать сантиметров, но этого бывает достаточно. Следующую лунку делаю над предполагаемым самым глубоким местом. Здесь глубина может быть два-три метра. После этого следует рассчитать место на границе подводной растительности. Помогает вычислить такое место наблюдение за подводным миром сквозь лунку на мели и знакомство с водоемом в летнее время. После трех-четырех лунок нужно остановиться и заняться ловлей. Лунки сразу же затемняются колотым льдом от пешни или ледобура, если температура воздуха до минус пяти градусов. Если температура более низкая, то лучше затемнять лунку снегом. Кстати, нередко бывает и так, что затемнение практически не влияет на клев, особенно если день пасмурный, со снегом.
Прикармливать в начале ловли нет никакого смысла. Если рыбы под лункой нет, то прикормка уйдет в никуда, а если рыба есть, то сначала нужно оценить, насколько она активна. Дело в том, что если рыба активна и ее достаточно много, то прикормка может понадобиться тогда, когда клев ослабеет. Прикормки нужно совсем немного. Я кроме мотыля ничего больше в качестве прикормки не использую. Если в качестве наживки используется крупный мотыль, то и прикармливать лучше им же. Несколько личинок давлю пальцами и кидаю в лунку. Конечно, так можно прикармливать только в случае отсутствия течения. Если течение есть, то нужно или не кормить, или смешать мотыля с вязким грунтом, слепить шарик и осторожно опустить его в лунку. Если течение достаточно сильное, то лучше поискать более спокойное место. Во-первых, рыба обычно стоит в затишье. Во-вторых, я неоднократно наблюдал, как течение за несколько часов промывало прочный с утра лед. Особенно осторожным нужно быть, если вы ловите на речке ниже плотины водохранилища. Слив через такие плотины нижний. То есть сливается донный слой воды, а он самый теплый. Температура такой воды может достигать шести-семи градусов, что для промывания льда вполне достаточно.
Снасти для ловли можно использовать самые разнообразные, но наиболее эффективными являются мормышка и жерлица. На жерлицу обычно попадаются мелкие щучки, но может повезти и попадется приличного размера налим.
К особенностям конструкции жерлицы стоит отнести то, что грузила используются минимальной массы, весом не более пяти грамм. Длина поводка не превышает 20 см, иначе резко повышается вероятность зацепа за растительность. Живец – пескарик длиной пять сантиметров или такого же размера плотва.
С помощью мормышки весьма реально наловить как хороших окуней, так и плотвы. Обычно они вперемешку клюют с одних и тех же лунок. Когда выяснится, какие именно места сегодня предпочитает рыба, стоит следующие лунки делать на том же уровне вдоль берега. Ближе к вечеру окунь почти всегда выходит на мелководье, поэтому стоит подкормить самые мелководные лунки и засыпать их снегом. Проверять такие лунки стоит после трех часов дня.
Мормышки я использую как с наживкой, так и безнасадочные. Очень важно сделать снасть достаточно тонкой, но максимально надежной. Дело в том, что глубина ловли небольшая и редко составляет больше полутора метров, а между пятидесятиграммовыми окунями «влетают» экземпляры до полкило. Поэтому леску я выбираю самую качественную, диаметром 0,08–0,10 мм. Среднего размера мормышка, поскольку самую мелкую даже слабое течение будет сносить и появится очень высокая вероятность зацепа за растительность. В любом случае мормышка должна быть вытянутой формы, в виде уралки, капельки или овсинки. Только такие мормышки стабильно работают на течении, занимая положение вдоль течения. Круглые мормышки могут начать крутиться и их игра станет хаотичной.
В качестве наживки я в большинстве случаев использую крупного мотыля. Объясняется это тем, что в реках с достаточно чистой водой крупный мотыль является привычной для рыбы пищей. Личинка крупного мотыля хорошо стабилизирует правильное положение мормышки. Мотыль хорош в тех случаях, когда рыба клюет у самого дна. Если окунь стоит над дном, то я меняю мотыля или на «чернобыльник», или на очень мелкого опарыша. Смена приманки приводит к тому, что я меняю плавную размеренную игру около дна на более быструю игру с большей частотой и скоростью подъема приманки. Нередко, особенно после обеда, на прикормленных лунках окунь начинает хватать приманку под самым льдом.
Очень интересна ловля на безнасадочные мормышки типа нимфа, но особой конструкции. Тело мормышки представляет собой бусинку диаметром не более трех миллиметров с крючком № 16. На цевье крючка вяжется «мушка». На некоторых реках, а чаще на водохранилищах, лучше работает приманка черного цвета. На небольших реках с чистой водой, где водится ручейник, лучшие результаты дает применение приманки темно-зеленого цвета. Очень важна игра. Трясти безмотыльную мухо-мормышку нет смысла. Игра заключается в том, чтобы медленно поднимать приманку от дна и при этом водить кивок из стороны в сторону. «Чертятники» называют такую игру «пилой». Важно не делать резких движений.
В заключение хотелось отметить важную особенность ловли по заливам. По совершенно непонятным причинам в одних заливах рыба концентрируется из года в год, а в других нет.