Не все любят ловить густеру, но она, на мой взгляд, внешне симпатичнее леща.
А уж если вам удастся напасть на стаю увесистой густеры, то от рыбалки вы получите большое удовольствие.
В начале зимы густеру еще можно встретить на неглубоких участках рек, водохранилищ и озер. Она выходит на кормежку с русловых глубин на 2–4 м поливы. На Рузском водохранилище густера попадалась в это время у деревни Щербинки, где затопленное русло подходит близко к берегу. Ее ловят на мормышку с кивковым сигнализатором поклевки или на поплавочную удочку. Прикармливают смесью панировочных сухарей и молотых семечек с добавлением мотыля.
Как-то в ноябре я рыбачил на Вазузском водохранилище в районе слияния двух подпруженных речек. Течение было заметно по уходу лески в сторону. Глубины были 1,5–2 м. Нашел посередине слияния ямку глубиной 2,5 м, и там густера стала клевать на наживленную мотылем мормышку одна за одной. При ослаблении клева стал наживлять «бутерброд» из мотыля и личинки репейной моли. Клев активизировался. Уловистыми оказались черная мормышка «капля» с белой бусинкой на цевье и серая «дробинка». Обе были минимального веса.
Игру мормышкой нужно вести у дна. Основные два приема это:
– покачивания в 5–10 см от грунта в сочетании с ерзаньем на дне мормышки;
– медленная проводка с плавными колебаниями до высоты 30 см и затем с плавными покачиваниями опускание.
Для густеры также подходит ловля на неподвижную мормышку.
Особенно важно найти участок хотя бы с минимальным течением при ловле в глухозимье, когда водоем слабо насыщается кислородом. В это время отыскивают ямы с выходом ключей или расположенные недалеко от впадения ручьев и речек. В глухозимье обычно густера клюет вяло, поклевка отмечается едва заметными колебаниями кивка, будто берет уклейка. Поэтому нужны особенно тонкие оснастки. Леску лучше поставить не толще 0,08 мм, а мормышку величиной не крупнее спичечной головки. Но так как в глухозимье приходится ловить на глубинах 6–8 м, а иногда и более, то зачастую нужно ставить тандем мормышек или в добавление к тяжелой вольфрамовой мормышке привязывать поводок с крючком № 2,5.
В зимы с относительно теплой погодой густера иногда подолгу кормится на 5–6 м поливах наряду с лещом и подлещиком. Так в теплую зиму 2007 г. мне часто попадалась густера на поливах Яузского водохранилища при ловле леща на безнасадочного «чертика». При вялом клеве на крючок приманки я наживлял пару личинок репейной моли или самого мелкого опарыша. Игра «чертиком» неторопливая, ритмичная с подъемом приманки до высоты 1 м. Больший эффект давала ловля с прикормкой из магазинной смеси, перемешанной с живым кормовым мотылем. Густера клевала весом от 100 до 250 г, поэтому если подходил крупный лещ, он отгонял ее. Клев густеры на прикормленных местах возобновлялся сразу, как только отходил лещ.
По последнему льду клев густеры довольно стабильный. Почувствовав приток в водоем большого количества талой воды, стаи этой рыбы начинают активно кормиться и перемещаться по всей акватории, избегая лишь мутного потока.
Теперь густеру можно застать не обязательно на глубине, но и на отмелях возле берега. Густера с крупными стаями другой белой рыбы может собираться на предустьевых участках и входить на свежую воду в притоки. Здесь поклевку следует ждать не только у дна, но часто и в более высоких слоях воды.
Хочется сделать лирическое отступление и рассказать об одной весенней рыбалке на слиянии Раменки и Чернушки (Истринское водохранилище).
Мои друзья расположились на кем-то оставленных прикормленных лунках по середине залива. А я пошел выше по узкой реке, которая почти сразу начала петлять, все уменьшаясь по ширине.
Я поднимался метр за метром по обмелевшей речке, наскоро облавливая встречающиеся лунки. Играть мормышкой было трудно – низовой ветер все время сбивал движение кивка, поэтому приходилось делать преграду, подвигая рыболовный ящик вплотную к лунке, и не поднимать высоко удочку. Изредка попадались мелкие окуньки и плотвички.
Рыболовы больше не встречались – видимо, непогода прогнала даже самых стойких и они отправились короткой дорогой в поселок. Меж тем ветер, казалось, стал слабее или в низине узкого русла было просто тише. Выглянувшее из-за туч солнце придало теплоты соснам, густо обступавшим пойму реки. На душе повеселело. Ведь не одной рыбалкой мы живем! Какая красота кругом и тишина, нарушаемая пока еще редкими голосами птиц...
Державшаяся целый день температура не менее 8 градусов тепла сделала свое дело – на льду то там, то здесь появились широкие озерки воды. Ручейки потекли в некоторые, расположенные в прогибах льда лунки. Они несли с собой пожухлую хвою и еще какой-то мусор, прихваченный ветром из леса. В некоторых местах талая вода шла с таким напором, что в лунках возникал достаточно мощный водоворот, который увлекал лесной мусор под лед. Я нашел одну такую лунку и только опустил в нее мормышку, как кивок удочки сразу выпрямился. Поклевка произошла, когда мормышка еще падала ко дну. Подсечка – и вот он на льду кувыркается двухсотграммовый подлещик. Глубина в месте ловли не более метра. Отбросив рыбу в сторону и только поправив на крючке мотыля, повторил планирующую проводку, на этот раз с остановкой. Как только мормышка задержалась в толще воды, кивок дернулся и наклонился. На этот раз на льду запрыгала мерная густера. Потом поклевки начались у дна. Плотва, подлещик и густера клевали жадно. Но после того как я выловил десяток рыб, клев неожиданно прекратился.
В другую лунку, которую нашел метрах в пяти от уловистого места, талая вода не поступала. В ней клевали одни окуньки-матросики. Наконец под противоположным берегом нашел еще одну лунку с бегущим в нее ручейком. Тут же в полводы был пойман трехсотграммовый подлещик, за ним упитанная плотва и снова густера. Выходило, что белая рыба собиралась там, где в воду попадал лесной мусор. Чем-то он был привлекателен для обитателей подледного царства.
Возможно, вместе с мусором в воду попадали какие-то ожившие насекомые или их личинки. Однако рыба осторожничала. Полевки неожиданно стали вялы и очень редки. Как я ни старался менять манеру игры, нового улова не было.
Отправился еще выше по реке и во всех лунках ловил теперь только мелкую плотву и мелкую густеру. Кстати, они лучше клевали, когда к личинке кормового мотыля подсаживал искусственного репейника. Особенно активным клев был на пятачке у впадения в речку ручья. Лунок было везде много, и во многие из них бежали ручейки с мусором, но теперь брала только мелочь. Выходит, рыба покрупнее сюда не поднялась.
Потеряв на бесполезные поиски рыбацкого счастья не менее часа, спустился к той лунке, где были поймана большая часть белой рыбы. Как только окунул в нее мормышку, снова начался клев. Подлещики и густерки садились на крючок мормышки надежно. Но вскоре опять клев заглох. На середине русла увидел замерзшую лунку. Попробовал пробить ее пяткой. Лед поддался. Расчистив небольшое отверстие, опустил туда мормышку – и сразу поклевка. Хорошая густера «распечатала» лунку. Из этой лунки стал стабильно ловить увесистых рыбин. Потом открыл еще две уловистых лунки, которые не заметил раньше. И как ни хотелось бросать азартное занятие, но надо было позвать друзей, у которых, похоже, не ладилось с клевом: видел, как они давно скучали, стоя взирая на свои удочки. Но они еще успели к хорошему вечернему клеву на маленькой речке...
Многие ругают густеру за костистость, но зимой она бывает довольно упитана и вполне годится для ухи и жаренья.
Еще раз повторю, ловля густеры привлекает не всех. Особенно к ней с пренебрежением относятся маститые рыболовы.
Но и они не брезгуют густерой, когда та используется как наживка для ловли крупной щуки.
Формой тела густера напоминает подлещика. Отличается от него количеством ветвистых лучей в спинном плавнике – 8, в анальном – не более 24. Чешуя крупная, серебристая (в боковой линии 40–51). Глоточные зубы в два ряда. Спинной, анальный и хвостовой плавники серые, брюшные и грудные – красноватые. Крупная упитанная густера (например, окская) вырастает до 30 см при массе до 450 г.
Распространена в бассейнах рек Балтийского, Черного, Азовского, Каспийского морей. Обитает в водохранилищах, каналах, реках и озерах.
Стайная рыба. Осенью стаи уплотняются. Держится на глубоких местах вблизи дна, на глинистом, песчано-глинистом или слегка каменистом дне, в реках нередко на быстром течении. Питательный рацион состоит из моллюсков, червей, мелких рачков, личинок насекомых, нитчатых водорослей, обрастаний. Попутно попадается при ловле леща и плотвы. Хорошо ловится как по льду, так и в период открытой воды.