Объясняя, что такое жерлицы, а что – поставушки, рискую оскорбить бывалых щукарей. Но без этого статья будет трудно доступна для новичков. До сих пор постоянно встречаются рыбаки, не отличающие твистер от виброхвоста. Поэтому одних прошу потерпеть, а других – читать повнимательнее.
Жерлица представляет из себя сооружение, различное по сложности и красоте, но расположенное исключительно надо льдом. Основным же признаком красоты является флажок, который «загорается» при поклевке. Щука, схватив живца, сразу или через короткий промежуток времени начинает уходить с ним от лунки и разматывает леску, находящуюся на катушке или разложенную на снегу. Освободившийся флажок резко выпрямляется и сигнализирует рыболову о поклевке.
Поставушка же всем своим существом располагается подо льдом и сверху находится только распорка, не позволяющая рыбе утащить всю снасть под лед. Роль катушки в таком случае выполняет чаще всего кусок резинового шланга, на который леска намотана. Фиксируется она в прорези и при потяжке щуки, освобождается.
Я многократно рыбачил и с жерлицами, и с поставушками. Поэтому рассуждения мои основаны на практике. Жерлицы при первом знакомстве способны очаровать. Ярко красный флажок действует магически и заставляет срываться с места, бросая удочку, стакан с чаем, а нередко даже расстегнутую на комбинезоне молнию.
Так, может быть, и нет смысла придумывать ничего другого, если с жерлицами гарантированы полные штаны очарования? Возможно. Тем более что подавляющее большинство рыболовов и не придумывает. Но давайте начнем не с очарования, а с отрицательной стороны вопроса.
Во-первых, от стандартных жерлиц можно отойти не более чем на 50 метров. Все, флажок уже плохо виден, особенно – на фоне камыша. А учитывая, что выставляется как минимум десяток жерлиц, крайние всегда на грани видимости. И бесконечные сомнения в попытках разглядеть «горит–не горит» не покидают рыболова весь день. Неоднократно встречался с попытками рыбаков сделать флажки еще ярче и покрыть их разными светоотражателями. Но проблема не решена. Не лучшим выходом из положения являются и бинокли.
Конечно, если ловить исключительно на жерлицы, а удочку даже не доставать из ящика, то и бинокль не мешает, и сидеть можно совсем близко, но такая рыбалка чрезвычайно скучна. Я стараюсь параллельно с жерлицами ловить еще и на удочку, а для этого порой приходится уходить все дальше и дальше.
Во-вторых, при морозной погоде лунки быстро прихватывает и леска, идущая от катушки, вмерзает в лед и при поклевке не разматывается, а это часто способствует тому, что щука бросает живца. Попытки закрывать лунки горкой снега далеко не столь хороши, как хотелось бы. Леска все равно вмерзает. Я постоянно пользовался закрывашками, сделанными из туристического коврика, сверху которых насыпал горку снега. Но даже в таком варианте леска часто прочно вмерзает в лед. Конечно, если щука все-таки надежно взяла живца, то потом она вырвет эту леску и флажок загорится, но именно при вмерзании лески много пустых поклевок.
В-третьих, при необходимости отлучиться на какое-то время рыболов постоянно рискует тем, что вообще останется без жерлиц, если некому за ними присмотреть. Приходилось видеть рыбаков, у которых пропадали и ящики, и буры...
В-четвертых, даже пустая неоснащенная жерлица в магазине стоит в пределах 50 рублей. Соответственно за десяток надо отдать 500.
В-пятых, выше тройника всегда расположено грузило, которое при разматывании лески с катушки резко падает на дно. При этом оно может спугнуть щуку и дернуть живца за собой вниз. Уравновешивать же его поплавком – это еще усложнять конструкцию.
Давайте-ка пока перейдем к поставушкам. И посмотрим, что же отрицательное присуще им?
Во-первых, у них нет флажка и момент поклевки остается за кадром. Рыболов выбирает регламент, по которому периодически обходит свои поставушки, проверяя их. Если это каждый час, то разрушить намерзающую ледяную корку легко, если же через день – то в дело идет пешня.
Во-вторых... – ничего не могу придумать «во-вторых»!
Уйти от поставушек можно бесконечно далеко и не проверять их 2–3 дня. Значит, можно спокойно заниматься поиском другой рыбы. А так как «катушка» у поставушек находится подо льдом, то леска не вмерзает и спокойно разматывается при поклевке.
Учитывая, что грузила как такового у поставушек нет, то и на дно оно не падает. Роль грузила выполняет все та же «катушка», но она надежно фиксирована и при поклевке остается на месте.
Слегка припорошенные поставушки чужой человек обнаруживает только случайно, а если они вмерзли в лед, то без пешни их даже не проверишь и не украдешь.
Ну и стоимость поставушки без оснастки близка к нулю. Не будем же мы оценивать кусочек шланга и палку-распорку, найденную на берегу.
Примерно так на практике развивалось мое взаимоотношение с жерлицами и поставушками. Безоговорочное лидерство жерлиц в течение первых двух лет и сползание к поставушкам в последующие годы. И это притом, что я не отношусь к заготовителям и не выставляю по сотне поставушек на всю зиму. Десять штук и максимум на одну ночь, если планирую назавтра снова приехать.
Но то, что поставушка не имеет сигнализатора, все время раздражало. И выход нашелся. Причем на удивление простой и эффективный. Я вспомнил, как ловил навагу на морского червя. Две удочки на одном мотовильце. Удочки опускались в лунки, а мотовильце ставилось по середине между ними. Снега во Владивостоке почти не бывает, и даже самая легкая потяжка роняла мотовильце. А преимущество было в том, что ни разу навага не утаскивала удочку, хотя раньше это случалось часто. По такой же методике и сделал свои поставушки.
Две стандартные поставушки связываю десятью метрами лески. Наматываю на мотовильце одну из поставушек с пятью метрами лески (половину), складываю ее в пакет, а поверх пакета наматываю вторую.
На льду, отсчитав нужные шаги, бурю две лунки и в одну из них разматываю верхнюю поставушку, а в другую – нижнюю. Мотовильце остается посередине между лунками. При поклевке оно падает в ту или иную сторону, откуда был рывок. На мотовильце закрепляю сигнализатор яркого цвета и значительно больший по размерам, чем традиционный флажок. В итоге уже вижу свои сигнализаторы с расстояния, втрое превышающего прежнее.
Щука, схватив живца, сначала вырывает леску из прорези на «катушке», а несколько позже, при вторичном рывке, роняет сигнализатор. При этом у щуки еще есть запас лески за счет второй поставушки.
Мне такой вариант кажется очень удобным. На десять поставушек – всего пять сигнализаторов, что упрощает контроль за ними. При желании оставить поставушки на ночь, надо только отцепить за ненадобностью сигнализаторы и припорошить снегом мотовильце. Если размотка на две лунки чем-то неудобна, то ничего не мешает снабдить сигнализатором и отдельную поставушку. Для этого беру прут, втыкаю его в снег, на вершинке вешаю сигнализатор, а мотовильце привязываю к середине прута. При поклевке конструкция падает.
Как вы поняли, сейчас выбор мой сделан безоговорочно в пользу поставушек.