В газете № 8 от 20.02.2008 г. прочитал статью В.С. Кузнецова из города Волгограда http://www.mk.ru/blogs/idmk/2008/02/20/ROG/339664/. В конце этой статьи автор призывает заинтересованных должностных лиц, а также охотников выступить на страницах «РОГ» со своими мнениями и предложениями. Вот я и хочу высказать по этому поводу свое мнение. Жалко только, что автор не сообщил о себе хоть какие-то данные. Например, какой его охотничий стаж, рядовой он охотник или нет. И наконец, сдавал ли он сам охотничий минимум?
В начале своей статьи В.С. Кузнецов высказывает уверенность, что при существующих правилах охоты сдача охотминимума в полном объеме – это из области фантастики. Ну что же, сильно сказано. Также коллега уверен, что вступающие в охотники люди платят вступительные взносы и тут же становятся охотниками. Если так делается в городе Волгограде, то хоть один пример с указанием фамилий, должностей, организаций. Этого нет. Дальше. На канале ТВ уважаемый В.С. Кузнецов узрел охотников, несущих ружья болтающимися на шее. То есть полное отсутствие техники безопасности. И вот это обстоятельство, как я понял, стало основой статьи. Дальше одни предположения. Если ружья так несут, значит, наверняка, ружья заряжены. А раз так, то вместо охотминимума читали какие-то сочинения на вольную тему. Видимо, В.С. Кузнецов имел в виду уже давно существующий охотминимум.
У меня дома есть такое издание – так и называется «Охотничий минимум» (минимальный объем знаний, необходимый охотнику). М.П. «Брат». Москва, 1995 г. «Материалы рекомендованы Департаментом по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов в качестве пособия для подготовки к сдаче экзаменов вступающих в охотники».
Так вот в этом пособии на 46 странице очень внятно истолкованы основные правила безопасности при обращении с оружием. По поводу ношения ружья на охоте как стволами вверх, так и стволами вниз – это только рекомендации. На мой взгляд, здесь единое мнение вряд ли может быть. Главное, чтобы в стволах не оставалось ни снега, ни земли, ни сучка и ни задоринки. А для этого нужно всего-то перед тем, как зарядить ружье, просто заглянуть в стволы. Неплохо это делать и после каждого выстрела. Да до сих пор есть случаи выстрелов в людей по неосторожности. Но, по-моему, это человеческий фактор.
Проведу параллель для наглядности. Наше доблестное ГАИ, пардон, ГИБДД, «заботясь» о наших жизнях и здоровье, ужесточило ПДД, увеличило штрафы, внесло пункты, лишающие водителей права управления автотранспортом. И что? Думаете, перестали ездить по встречной полосе, проскакивать на запрещающий красный свет светофора? Совсем нет. А сколько людей садится за руль под хмельком. Не боятся. Как говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце»: «Разруха начинается не в туалетах, а в наших головах». То есть все зависит от человека. Вы предлагаете ужесточить сдачу экзаменов и чтобы их принимала комиссия с лицом, представляющим Россельхознадзор. Даже составлять протокол и вносить данные о нем в охотбилет. Да к тому же установить какую-то периодичность сдач этих экзаменов. И тогда можно будет в случае чего и охотника, и того, кто ему выдал билет, к ответственности. Наивные рассуждения, и не более того.
А вот что из-за Вашей статьи может приключиться, я уже представляю.
Не так давно на страницах нашей газеты закончились споры о самозарядном патроне, инициатором которых выступил Сергей Лосев. О том, что повлекли за собой обсуждения его темы, можно прочитать в статье Сергея Матвеева из Псковской области («РОГ» № 48 (696) от 28 ноября 2007 года.
На основании этого опыта позволю себе предположить, что может получиться после обсуждения Вашей статьи и предложений о новом охотминимуме, новой сдаче экзаменов, особых протоколов. А получиться может следующее. И это не из области фантастики.
1 вариант – мы, охотники-любители, будем сдавать экзамены по охотминимуму каждые полгода-год и за большие деньги, как ЧОПовцы.
2 вариант – получать билеты по категориям, как водители права в ГИБДД по категориям А, В, С, Д, Е.
Например.
А – год ходить только в загон без ружья.
В – года два охотиться по полевой дичи с одностволкой, однозарядной, естественно. И все это, сдав экзамен за деньги.
С – снова отучившись на платных курсах, года два ходить с двустволкой по лисице и зайцу с обязательным сопровождением егеря (вдруг понесешь ружье стволами не туда).
Д – снова курсы (тоже за деньги) и уже можно с карабином на какого-нибудь кабанчика.
И, наконец, категория Е. Снова курсы за деньги, но уже на кинолога. И можете идти на все виды охот, но уже с собакой. И коли Вы опасаетесь за свое здоровье и жизнь, то не ходите на охоту с дураками и пьяницами.
И еще. О пожелании, чтобы сдача охотминимума не стала выгодным коммерческим предприятием с неоправданно большой оплатой. Вот тут-то Вы лукавите, как мне кажется. Вся Ваша статья провоцирует на организацию таких подразделений, которые будут принимать экзамены за коммерческую, неоправданно большую плату. Представляю, сколько охотников может лишиться возможности заниматься любимым делом. И за эту заботу скажут очень большое человеческое спасибо.
В связи с этой темой вспомнилась одна поездка на утиную охоту в Шатуру. А было это в 1992 году. В это время я работал начальником 1-ой автоколонны в автобазе Управделами Президента РФ. В этой автобазе был свой охотколлектив и руководил им начальник другой автоколонны, Владимир Кузьмич Демин. О принципиальности и строгости Кузьмича к своим охотникам ходили легенды. Подтверждением этому, по рассказам самих членов коллектива, являлся так называемый специальный сейф, который они возили на все охоты. На самом деле это был железный ящик с амбарным замком, в который все участники той или иной охоты складывали спиртное в количестве, оговоренном с председателем охотколлектива, то есть с Кузьмичем. Сам Кузьмич пояснял, что эта мера дисциплинирует.
Так было и в ту поездку в Шатуру на открытие охоты по утке. Был приглашен и я. Но не поехал потому, что ехал с коллективом, которым тогда руководил, как и Кузьмич, в другое место. После выходных знакомые ребята из коллектива Кузьмича, работающие в моей автоколонне, поведали, как они съездили на охоту. По приезде на место, уже разогретые в автобусе, члены коллектива сдали спиртное в знаменитый сейф. Сейф был заперт. Оставили только «немного» на ужин.
Утром некоторые участники просто не пошли на охоту. Кто-то быстренько вернулся к костру сохнуть, так как выпал из лодки у самого берега. Один спутал в утренних сумерках чучела уток с настоящими утками и расстрелял их. И все это случилось с теми, кто, как положено, сдал норму спиртного в сейф и с собой имел еще. Они и набубенились. Потом уже днем один товарищ на спор, что не промахнется, расстрелял с пяти метров сапоги другого товарища. Затем чуть не пристрелили зама по эксплуатации, который стал вывешивать газету как мишень для пристрелки ружья. И т.д. Все знали этих героев хорошо и знали, кто на что способен. И проще было бы не брать этих четверых на охоту. Но их вязли. Хорошо, что все обошлось. И случились эти приключения, несмотря на то, что В.К. Демин действительно проводил инструктаж о порядке проведения данного вида охоты. Да еще и сейф.
А вспомнил я это к тому, что для некоторых охотников техника безопасности на охоте очень хорошо знакома. Имеют большой охотничий стаж. Но любят выпить. А в этом состоянии они плевали на минимум, как минимум. Да и техника безопасности им по барабану.
И дело совсем не в том, как охотник несет свое ружье, стволами вниз, вверх. А дело в том, что у него в голове. Как он выстраивает свои отношения с ружьем, с охотой. И Ваш призыв к созданию нового охотминимума не приведет к его созданию. Просто все повторится. Повторится, потому что уже все придумано. Только изучай и следуй изученному.
В заключение хочется высказать надежду прочитать мнения других, желательно рядовых охотников.
С уважением,