Обратил внимание на статью «Секретный цвет» Константина Кудинова в «РОГ» № 42, 2007 г. Понятно, что изучил и статью «Так ли секретен цвет?» Ревнута Головко в «РОГ» № 25, 2008 г. Скажу сразу, публикации А. Никольского «Свет и цветовое зрение у рыб» («Рыболов», 1985, № 2, с. 21–22) и С. Подвального «Еще одно объяснение старых истин» («Рыболов», 1987, № 1, с. 32) мне также известны. В дневнике записаны и наблюдения других авторов, в том
числе – зарубежных: Макса Пипера, Жильбера Дукана, Ханса Хасса, Пьера де Латиля, Джиани Роги, Поля Черни, Армина Гельнера… И в моем активе есть кое-какие наблюдения. Постараюсь сегодня говорить только о них, избегая цитирования уважаемых авторов.
Десять лет ловлю плотву в реке Оскол (Белгородская область). Ловлю всегда на одном месте. Место расположено ниже переката, метрах в 30–40 от него, где течение замедляется. Глубина под берегом – около двух метров. Первая бровка – в трех метрах от берега. Глубина под первой бровкой – около 4,5 метра. Высокие деревья притеняют берег и воду реки почти до 16 часов. С лопатой и ручкой «дружу» одинаково. Потому место оборудовано на совесть… Иногда не покидаю его весь световой день, но чаще бываю здесь утром и вечером – до реки шагать всего 200 метров… Минутное дело!
Утренние рыбалки всегда начинаю после 8 часов. До этого времени клев не наблюдается. Привада или прикормка не «работают». Первая поклевка плотвы случается где-то полдевятого. В паре метров от берега, вблизи дна. Днем плотва клюет под первой бровкой, с глубины 3–4 метра, т.е. на расстоянии 0,5–1,5 метра от дна. Применяю проводку. Поклевки со дна происходят на порядок реже. Вечерний клев в пасмурную погоду, как правило, наблюдается со дна. Проводка на порядок хуже. В солнечную погоду клев обнуляется после 16 часов, когда солнце засвечивает воду и берег, лишая меня и рыб тени. Приходится переходить на противоположный (уже затененный) берег, где плотва начинает клевать со дна. К 19 часам клев обнуляется. Моя практика выводы А.Никольского о том, что в затененных местах рыбы перестают питаться, полностью перечеркивает. Порука тому – 10 лет рыбалок. Практика полностью подтвердила выводы С.Подвального, если забыть, что клев ранее 8 часов нулевой. Остается предположить, что местная плотва любит утром ранним поспать. Чему и я рад!..
Цвет насадок, наживок и обманок смущает меня давно. К примеру, спиннинговая охота на усача в горных реках Кубани, как правило, была результативной и добычливой, когда применял белый поролон. Глубины никакой роли не играли. В реках Черноземья плотва также на любых глубинах клюет на опарыша белого цвета. Тоже могу сказать о густере и подлещике. Подавай им на крючке белого опарыша или манку – клюнут. Но подлещик до августа все же предпочитает клевать на красную личинку мотыля, отвергая такого же цвета червей, красный опарыш, манку, подкрашенную красной губной помадой…
Интересно и применение зеленого лиманного червя в водоемах Кубани. Вблизи лиманов рыба предпочитает эту «проволоку» любым видам наживок. Снова глубина никакой роли не играет. И зеленого цвета толстые гусеницы сиреневого бражника вызывают жор сомов на любых глубинах. Кстати, желтые лепестки цветущего подсолнуха, привязанные ниткой выше крючка, провоцируют клев сома также на любых глубинах. А на крючке вообще нет никакой наживки!..
И красный цвет наживок, к примеру, червей, не «смущал» густеру и подлещика в реке Протока, даже на глубине около 18 метров… И в мутных летних водах реки Кубань красные черви рыбу не озадачивали…
В каналах рисовой системы, когда вода долговременно находится на одном уровне, новолуния и полнолуния никакого влияния на клев рыбы не оказывают. Белые личинки поденки, красные навозные черви, зеленый лиманный червь – это клевые наживки! Кубанские рыболовы применяют их, не задумываясь о теории.
Могу предположить, что какие-то местные условия воздействуют на аквариумных гуппи. Выводы Константина Кудинова тоже могут измениться в другие годы. Серьезно строить теорию на результатах сезонов двух лет, думаю, преждевременно. И примеры Ревнута Головко, на мой взгляд, легковесны. Те же мушки для самодура другими опытными рыболовами вяжутся из перьев сойки. Черноморские «морские волки» утверждают, что они лучшие. Кстати, перья сойки не окрашены в желтый цвет. И мои опыты по применению блесен желтого цвета в Черном море потерпели фиаско на всех глубинах.
Итог – это неопределенность. Маловато информации, многовато предположений! А пуд каким был, таким и остался – 16 кг. Утром снова буду ловить плотву на своем месте, нашептывая: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!..»
Анатолий ГОГОЛЕВ,
г. Старый Оскол