Почти 14 лет потребовалось нашему правительству, чтобы выпустить 10 января 2009 г. предусмотренные Федеральным законом «О животном мире» правила добывания объектов животного мира. Причем правительство почему-то проигнорировало земноводных и пресмыкающихся, сосредоточив все свое внимание только на добывании охотничьих животных.
При прочтении этого документа невольно возникают мысли: то ли правительство хотело развеселить народ, находящийся под впечатлением 10-дневного празднования Нового года, то ли писавшие эти правила чиновники не совсем пришли в себя после праздников. Это, конечно, шутка, но, тем не менее, эти правила являются ярким примером бюрократического творчества.
Возьмем хотя бы определение, что такое добывание – это охота на копытных животных. В Толковом словаре В. Даля издания 1989 г.: «Охота – это ловля, травля и стрельба диких животных, как промысел и как забава». Все просто и понятно.
Положением об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, изданным в 1960 году, охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.
Аналогичные определения охоты применяются в законодательстве других стран. Например, финский закон понимает под охотой отлов и отстрел дикой дичи, а также предоставление дичи охотнику. По финскому закону охота включает в себя: обнаружение дичи, обход, тропление по следу, а также поиск дичи с собакой, преследование и задержание дичи (отстрел, добыча).
В законодательстве штата Калифорния добывать – значит охотиться, преследовать, ловить или убивать или попытка к охоте, преследованию, ловле или убийству дичи. Все эти определения имеют один и тот же смысл и понятны читающему их человеку.
Теперь давайте обратимся к новым правилам. Согласно им «добывание объектов животного мира – охота, в том числе выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча объектов животного мира, находящихся в состоянии естественной свободы, а также нахождение в естественной среде обитания объектов животного мира с заряженным расчехленным охотничьим оружием». Вчитайтесь внимательно в этот пункт. Почему «в том числе», ведь выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча – это и есть охота. Что за объекты животного мира находятся в естественной среде обитания с заряженным огнестрельным охотничьим оружием? Если имелся в виду человек, то оружие может быть не только охотничье. Практика борьбы с незаконной охотой показывает, что в ряде случаев нарушители используют для незаконной охоты боевое оружие. Формулировка новых правил с акцентом на использование охотничьего оружия дает возможность таким браконьерам уйти от ответственности. То же касается незаконного применения капканов или нахождения в угодьях с продукцией незаконной охоты.
Правила добывания ориентированы только на любительскую и промысловую охоту и совершенно не учитывают, что добывание охотничьих животных проводится и в научных целях. В этих случаях установленные правилами сроки могут не учитывать интересы научных исследований. Например, при отстреле беременных самок животных и т.д.
Отменив постановление № 728, правительство отменило членский охотничий билет и путевку, поставив общественные охотничьи объединения в крайне сложное положение.
Пункт 6 правил устанавливает, что добывание объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания не требует лицензии, производится на основании охотничьего билета с соблюдением норм, квот и лимитов добывания объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации, в сроки добывания объектов животного мира. Между тем, законодательство Российской Федерации определило, что лимиты добычи устанавливаются только для диких копытных животных, медведей, соболя, бобра и выдры. В каких случаях устанавливаются нормы добычи наше законодательство не говорит. Лишившись путевки, охотпользователи потеряли возможность регулировать посещаемость хозяйства охотниками, а также лишились сведений о количестве добываемой ими в охотхозяйстве дичи.
При прочтении правил создается впечатление, что текст документа писал человек, никогда не бывавший на охоте. Судите сами. Пункт 7 правил гласит, что «при транспортировке продукции добывания объектов животного мира необходимо иметь при себе лицензию, которая является документом, подтверждающим законность добывания указанной продукции». По этому пункту практически все охотники на диких копытных животных автоматически становятся браконьерами. Лицензия на добычу зверя после его добычи сдается по месту получения, как правило, непосредственно администрации охотничьего хозяйства. Более того, охота на копытных в большинстве случаев производится группой охотников. Учитывая, что данные охотники проживают в различных местах, даже при наличии лицензии, она не может одновременно находиться у нескольких человек.
Пунктом 9 правил установлено, что лицензия при групповой охоте находится у лица, ответственного за отстрел. Представляется более целесообразным, чтобы данная лицензия находилась у того охотника, на имя которого она оформлена. Этот охотник и должен являться ответственным лицом.
Правила предусматривают, что при добывании медведей во время их зимней спячки (что в корне не верно, т.к. медведи не впадают в спячку, а находятся в состоянии зимнего сна) в случае залегания нескольких медведей в одной берлоге производится добывание всех медведей.
Статьей 333.3 Налогового кодекса Российской Федерации за добычу медведя установлены ставки сбора – 3 тыс. руб. (за исключением камчатской популяции и белогрудого медведя) и 6 тыс. руб. – за добычу бурого медведя камчатской популяции и белогрудого медведя. Возникает вопрос, как быть с лицензиями? Правила на этот вопрос ответа не дают.
Пункт 16 правил гласит: «Круглогодичное обучение (натаска, нагонка) собак охотничьих пород производится в специально оборудованных для того местах в границах территорий, предоставленных юридическим лицам...» Какое оборудование должно быть для нагонки гончей или натаски легавой собаки? Правила предусматривают, что для добывания объектов животного мира применяются собаки охотничьих пород. Однако они не говорят основного – что является показателем породности данной собаки? Ее внешний вид или документ, подтверждающий происхождение собаки. Если внешний вид, то один инспектор может считать собаку охотничьей, а другой – неохотничьей. В то же время справка о происхождении или свидетельство о происхождении есть не у каждой чистопородной охотничьей собаки.
Непонятен подход авторов правил к определению сроков охоты. Например, в Ленинградской, Новгородской и Псковской областях на добычу самцов косули установлено аж 3 срока. Согласно положению Минсельхоза России о выдаче именных разовых лицензий на каждый срок необходимо получать новую лицензию. Гораздо проще и удобней для охотника, если охота на самцов косули имела бы один срок – с 10 июня по 31 декабря.
По неизвестно какой причине добыча кабанов в возрасте до года разрешена до 28(29) февраля только на территориях, предоставленных для долгосрочного пользования охотничьими животными. Чем сеголетки кабана на других территориях хуже, объяснить, видимо, могут только составители данных правил.
С какой целью установлены сроки охоты на медведя в Калмыкии, Волгоградской, Воронежской, Ростовской областях и других регионах, где этот хищник не обитает, можно только догадываться.
В то же время разработчики забыли определить сроки весенней охоты на казарок в Архангельской области, где они являются одним из основных объектов весенней охоты и т.д.
Ознакомление с перечнем способов добывания животных также вызывает ряд вопросов. Почему нельзя охотиться на лосей и других оленей с гончими собаками? Ведь существуют специализированные так называемые оленьи гончие. Чем руководствовались авторы данного запрета, неизвестно. Представьте себе картинку, когда в одном загоне находятся лоси, на которых с гончей охотиться нельзя, кабаны, на которых охота с этими собаками разрешается. Полнейшая абсурдность данного запрета очевидна.
Хотелось бы взглянуть, как авторы правил будут охотиться на горных копытных или овцебыка с подъезда на гужевом транспорте.
В нарушение норм Федерального закона «О животном мире», обязывающих применять только гуманные способы добычи, авторы правил разрешают варварский отстрел дикого северного оленя дробовыми патронами при переправах через реки.
Попытка авторов предусмотреть в перечне все способы охоты не увенчалась успехом. Например, по новым правилам на медведя нельзя охотиться с использованием лодки. А ведь этот способ широко используется в отдельных регионах. В частности, в Республике Марий Эл практикуется охота с лодки на медведя, кормящегося желудями на берегу лесных рек. На Дальнем Востоке с лодки стреляют медведей во время нереста лососей и т.д.
В то же время хотелось бы посмотреть, как авторы правил охотятся на сусликов, хомяков, бурундуков и водяную полевку с подхода или из засады.
Вызывает вопрос целесообразность запрета применения огнестрельного оружия для добычи выдры. В других странах ружейная охота на этого зверя не запрещается.
Так же не понятно, из чего исходили авторы правил, запретив применение световых устройств для охоты на волка, шакала, лисицу?
В перечне способов добывания используется много специфических терминов, не применявшихся ранее в нормативно-правовых документах. Ввиду отсутствия понятийной части каждый может толковать эти термины по-своему. В чем различия охоты из укрытия от охоты из засады? Почему токующего тетерева можно стрелять из укрытия, а в другой период – из засады? Охота на тетерева с чучелами может проводиться из укрытия или только из засады? В чем отличие загона от нагона? По-моему, авторы сами запутались в предлагаемых ими способах. Видимо, для составления данного перечня должен быть другой концептуальный подход.
Перечень орудий добывания также вызывает много вопросов. Первое, что бросается в глаза – это полнейшая абсурдность в вопросах применения холодного клинкового оружия для добывания пернатой дичи или мелких млекопитающих. Даже в пьяном кошмаре невозможно представить себе применение холодного клинкового оружия для добычи дупеля или бекаса. Может быть, авторов вдохновил Георгий Победоносец, пронзающий змея? Ведь птицы – ближайшие родственники пресмыкающихся.
Отдельные положения этого перечня носят откровенно вредный для охотничьего хозяйства характер. Например, запрет на отстрел волков и шакалов из нарезного оружия калибра более 8 мм. Что делать, если на охотника, вооруженного карабином 9 мм, из загона выйдет волк? Отпустить или стрелять?
В то же время, всячески ограничив использование нарезного огнестрельного оружия, разработчики правил крайне либерально подошли к использованию самоловов для добычи боровой дичи, разрешив использование самоловных орудий без всякого ограничения. По данному перечню для добывания боровой дичи можно использовать и вентери, и шатры, и петли, и т.д.
И, наконец, 19 пункт правил устанавливает, что лица, виновные в нарушении настоящих правил, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Самое интересное в том, что Федеральный закон «О животном мире», Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривают ответственность только за нарушение правил охоты. Возникает вопрос: кому нужны Правила добывания объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, если законодательство Российской Федерации не предусматривает за их нарушение никакой ответственности?