«Очень большие и выдающиеся глаза с серебристой радужиной составляют главный признак этой небольшой рыбы, которая по форме тела и чрезвычайно длинному заднепроходному плавнику всего более подходит к синцу, но легко отличается от последнего также более крупною чешуею и толстым, тупым носом. Глазач очень сплюснут с боков, так что вышина его тела в четыре раза более толщины; нос у него немного выдается над ртом, несколько обращенным книзу; диаметр глаза равняется одной трети длины головы; в заднепроходном плавнике 40-43 луча. Цветом он тоже подходит к синцу: спина у него красновато-бурая с сильным голубым отливом; бока туловища и брюхо серебристо-белые; все плавники серовато-белые, к вершине черноватые».
Л.П. Сабанеев
Эту родственную лещу и густере рыбу из семейства карповых еще называют глазач, клепец. Сопу нередко путают с синцом, но она имеет несколько закругленное или туповатое рыло при несоразмерно больших глазах, словно бы навыкате. Это, видимо, и послужило для еще одного из названий сопы — глазач. Несмотря на такое, казалось бы, нелицеприятное описание, сопа довольно красивая рыба. Её упомянутая пучеглазость, тем не менее, вполне естественно сочетается с внешним видом изящной белоглазки. А название еще более придает налет романтичности и загадочности этому обитателю речных глубин по аналогии, может быть, с известной Белоснежкой…
Несмотря на то, что сопа, как и все лещовые, имеет плоскую форму и нередко просвечивает на солнце, особенно осенняя вяленая, это не говорит о том, что рыба худосочна и невкусна. Пойманная осенью, она очень жирна и нежна, как вяленая, так и копченая. Более того, она гораздо вкуснее подлещика такого же веса и размера. И сопа-белоглазка не самая маленькая рыбка. Она достигает килограммового веса и размера в 30-35 сантиметров. Поэтому ловля ее может быть очень увлекательной, к тому же если клюет крупная рыба. Но клев сопы часто бывает непредсказуемым, особенно на подледной рыбалке. Мне приходилось иногда часами впустую морозить нос на волжских просторах в ожидании поклевок сопы, но когда она вдруг начинала брать, нередко во второй половине дня, тогда можно было обловиться как за весь день удачной рыбалки. Но на следующий день белоглазка вдруг начинала брать с раннего утра, а после обеда не было ни поклевки…
Сопа-белоглазка является речной рыбой и предпочитает глубокие участки в русле с сильным и средним течением. Стайность этой рыбы не всегда велика, но в местах с большой ее плотностью она берет довольно часто и уверенно, если найти эту самую стаю. Мелкие рыбы пасутся вместе с такими же юными подлещиками и густерками на травянистых мелководьях у берегов и островов, где и попадаются на крючок рыболова также в одной компании, часто вместе еще с красноперками и плотвичками. Чуть заматерев и окрепнув, крупные белоглазки уходят к большой и быстрой воде, в черные глубины и на бровки ям.
При размерах в 18-20 сантиметров и весе около двухсот граммов сопа-белоглазка становится готовой к воспроизведению потомства. Нерестится эта рыба разом, единовременным выходом, в отличие от некоторых теплолюбивых карповых. Нерест проходит при температуре воды около 12 градусов и приходится на вторую половину апреля в южных областях России, а в Поволжье сопа нерестится позднее, в зависимости от весны — в середине или во второй половине мая. Обычные места нереста — мелководные участки реки, где вода прогревается быстрее всего. Икра белоглазки несколько крупнее лещовой — около 1,7 мм в диаметре.
Как и большинство рыб, молодь белоглазки питается различными организмами, обитающими в реке: зоопланктоном, состоящим из находящихся в толще воды коловраток и мелких ракообразных. Став крупнее, сопа поедает донных беспозвоночных и личинок насекомых, к которым, в частности, относятся комары-хирономиды. Затем, еще более увеличившись в размерах, уже взрослые рыбы начинают кормиться некрупными двухстворчатыми моллюсками, донными рачками-бокоплавами и так называемыми водяными осликами. Понятно, что там, где уровень водохранилищ постоянно меняется и при этом в воду попадают различные насекомые и черви, то сопа не откажется и от этих подарков судьбы. Причем черви служат самой распространенной и ходовой наживкой для ловли этой рыбы, не считая мотыля, который чаще используется зимой. Опарыш также входит в набор наживок, но лучше все же его использовать как добавку к червяку, то есть в виде известного всем рыбакам «бутерброда». Подобными «бутербродами» не прочь позавтракать, пообедать, а также поужинать и родственники сопы: лещ, густера и синец.
Массово ловить сопу-белоглазку мне приходилось лишь на подледной волжской рыбалке, где-то в период с февраля до начала марта. Как уже говорилось, сопа довольно капризна при каких-то особенностях погоды или при влиянии других факторов, из-за чего ее клев бывает непредсказуемым. Но если вовремя попадешь на нужное место, то ловля ее бывает увлекательной и добычливой.
В период открытой воды мне приходилось ловить сопу на Волге с моторной лодки вместе с язем, лещом, густерой и крупной плотвой-сорогой. Причем ни разу не попадал на хороший клев именно сопы-белоглазки. Может быть, не удавалось найти место, но, кажется, этой рыбы все же стало меньше и ее стаи теперь редки и малочисленны. Или эта рыба просто более скрытна и не склонна бросаться на крючок с неестественно висящим червяком?
На лесной и чистой Большой Кокшаге каждую весну ловлю жирную и красивую сопу-белоглазку. Но также в штучных количествах, не более двух-трех рыбин за утро. Но были времена, когда поднимающаяся, видимо, на нерест рыба хватала на все донные снасти, особенно не разбираясь. Нередко самые крупные попадаются ночью или перед рассветом.
Ни разу мне не попадалась сопа на поплавочные удочки, хотя бы и со дна. Видимо, даже на малых реках ее пути пролегают в стороне от берегов, по каким-то донным ложбинам-тропам. Весной чаще всего поклевки случаются на границе песчаной косы и ямы, обычно ближе к противоположному берегу, обрывистому и закоряженному, где струи течения срываются с поваленного дерева, лежащего в воде. Поэтому для ловли этой рыбы на малых реках требуются донные снасти для дальнего заброса: пикер, фидер, закидушка, вероятно, и матчевая тяжелая оснастка сработает, но, скорее всего, слишком будет велико сопротивление поплавка, так как сопа держится на довольно стремительном течении.
На водохранилищах и больших реках, к примеру, на Волге, требуются донные снасти для ловли с борта. Чаще всего на сильном волжском течении применяется так называемая «кольцовка». Эта снасть удобна тем, что тяжелая кормушка составляет одно целое с основной леской и поводками. Вначале на дно опускается почти ведерная кормушка с прикормкой. Она обычно крепится на прочном капроновом шнуре. Затем на шнур надевается также тяжелое свинцовое кольцо с одной или несколькими прорезями, через которые и продевается шнур. После того как кольцо с основной леской окажется на шнуре, прорезь закрывается путем сжатия кольца. Но такой способ возможен лишь для тонких колец с одной прорезью. Более массивные имеют пропилы в виде косых ходов, через которые шнур кормушки не может выскользнуть. Кольцо осторожно опускается по шнуру на дно и ложится на кормушку. Продетая сквозь него основная леска свободно движется, как в скользящем грузиле. К вертлюжку на конце основной лески обычно привязывается длинный подлесок, скорее даже подпуск, поскольку длина его может составлять около трех-пяти метров. На подлеске ставятся несколько поводков с крепкими фидерными крючками № 8, по отечественной нумерации, можно и крупнее, если рыба попадается в данном месте матерая и сильная, к примеру, сазан. А сопа на течении тоже не очень щепетильна к размеру крючка. Хватает жадно и уверенно, если ее много в стае.
Наверху, в лодке рыболова, установлена бортовая донка с крепким винипластовым хлыстиком и упругим металлическим сторожком из плоской пружины. На конце пружины крепится обычно яркий пластмассовый или пенопластовый шарик с колокольчиком. Иногда задремавшего в лодке рыболова, укачанного волжской волной, только колокольчик и может разбудить да подсказать, мол, поклевка, хватит спать!.. Яркий и довольно крупный шарик также способен показать любую поклевку, причем ее будет видно при таком заметном сигнализаторе и боковым зрением.
«Кольцовка» работает в полной мере своих возможностей именно на сильном течении. На среднем и слабом течении нередки захлесты поводков за шнур кормушки и саму кормушку. Поэтому на замедленном течении лучше применять фидерную оснастку, где всё так же, как в ловле английской донкой, но не нужно делать дальние забросы, а поклевка определяется по сторожку с колокольчиком вместо гибкой вершинки фидерного удилища.