Если даже рассматривать полет на вертолете, то это, практически невозможно, потому как в горах просто нет ровных площадок, где бы он мог приземлиться. Спускаться же по веревочной лестнице, как в приключенческих фильмах…
Думаю, ни мы, ни пилоты вертолета не согласились бы на такую авантюру. Сложность заключается в том, что горы Кавказа очень и очень коварны. Если вы даже очень хорошо знали какую-то проверенную дорогу, то совсем не факт, что вы ей сможете воспользоваться.
Ливни и оползни до неузнаваемости изменяют все, что вы видели и хорошо узнавали раньше.
Об этом нельзя молчать
Да, и еще один момент, о котором стоит сказать. Если вы направляетесь на рыбалку, а не на заготовку рыбы и собираетесь ловить преимущественно «поймал-отпусти», то вам в подобном путешествии не стоит бояться ни лесников, ни иных сотрудников и охранников национальных парков. К моему большому сожалению, и я много раз писал об этом в своих статьях, в сочинских горных реках полностью отсутствует разумный баланс охраны рек и разумного цивилизованного отношения к их рыбным запасам.
С одной стороны, наплодили массу запретов и выставили немыслимое количество табличек о принадлежности территории к национальному парку, о запрете рыбной ловли, собирания ягод, грибов и чуть ли не запрете нахождения на территории, примыкающей к верховью какой-нибудь реки.
С другой стороны, совершенно бесконтрольное строительство и нарушение правил водоохранной зоны в низовьях тех же рек, протекающих в черте города. Более того, на территории национального парка в диких, нетронутых цивилизацией местах, прямо рядом с реками продается земля под строительство всевозможных элитных дач, турбаз, ресторанов, саун. Получается так, что сочинские чиновники и руководители национального парка хотят и заработать денег, пока у власти, и создать видимость охраны природы.
Скорее всего все запреты связаны с тем, что этим «горе-руководителям» не нужны всякие рыбаки-спортсмены и туристы, которые гуляют по рекам, а потом задают неудобные вопросы. Грустно признавать, что у нас природоохранные и экологические структуры не являются сильными и независимыми – они идут на поводу у бизнеса и «сильных мира сего».
Когда виден каждый камушек
Однако, хватит о грустном и вернемся к истории, о которой я хочу рассказать. В середине нашего путешествия, когда мы уже достигли самой высокой точки, до которой намеревались дойти, мы передвигались с рыбалкой вверх по течению. Вода идеально прозрачная, виден каждый камушек и вдруг навстречу нам плывет огромная черноморская морская кумжа.
Места, в которых мы находились, были настолько дикими, что рыба даже не испугалась наших силуэтов, а просто проплыла мимо нас. На одной из следующих ямок, где глубина была чуть больше, чем на перекатах, мы остановились.
Я сидел на берегу, а мой товарищ ловил на червя форель. У него было обыкновенное углепластиковое телескопическое удилище, оснащенное глухой поплавочной оснасткой с поводком 0.16 мм. В какой-то момент как из ниоткуда появилась эта крупная кумжа и остановилась прямо напротив моего товарища Николая.
Что такое безумный поступок?
Он тихонько, почти шепотом сказал мне об этом. Хорошо зная нрав местной рыбы и ее пугливость, мы прекрасно понимали, что стоит только сделать резкое движение, как рыба тут-же пуститься в бегство. Поэтому, Николай просто насадил пару крупных червей на крючок и стал пытаться подвести свою наживку в пасти крупной рыбы. Конечно, это было безумие – пытаться добиться поклевки крупной кумжи с поводком 0.16 мм на глухую поплавочную снасть.
Однако, он поступил так, как поступил и я просто сидел на берегу, затаив дыхание и ожидая что из этого получится. Как ни странно, кумжа схватила наживку, последовала подсечка, после которой она оказалась на крючке. Самое странное было то, что рыба не стала сопротивляться или пускаться в бегство – она просто застыла на месте как вкопанная.
«Что делать будем?» - спросил меня товарищ. Тут я вспомнил случай на Кольском полуострове, когда с тонким поводком 0.25 мм мой знакомый зацепил семгу килограмм на 10 и так же ничего не мог с ней сделать.
Лучше бы этот опыт не вспоминался!
Рыба так же стояла как вкопанная на месте, а использовать силовое вываживание было просто бесполезно, потому что это могло привести только к обрыву поводка или сходу.
Мы в буквально смысле этого слова заставили крупную семгу сдвинуться с места ногами, приближаясь к ней взабродку. Больше 300 метров мы бежали за ней вниз по течению вдоль крутого обрывистого берега. С некоторых местах, где на пути были деревья, приходилось передавать удилище из рук в руки.
В конце концов мы приземлили ту семгу – моему знакомому тогда помогал я и еще один рыбак. Втроем мы все-таки как-то приземлили того монстра. Такие моменты запоминаются на всю жизнь.
Опять я ушел далеко от темы, но очень хотелось обосновать свое предложение, которое я сделал Николаю в той ситуации. Я предложил подойти к рыбе, благо глубина позволяла это сделать, и заставить ее двигаться. Рядом был мелкий перекат, и я был уверен, что кумжа пойдет вниз по течению.
Именно сход, не обрыв!
Однако, свершилось непредвиденное. Как только я стал приближаться к рыбе, она резко рванула вверх по течению, преодолевая сильное течение в месте сужения речки. То место даже было похоже на небольшой водопадик.
Мой товарищ каким-то немыслимым образом с молниеносной скоростью побежал за ней вверх по течению, преодолевая береговые кусты и ветки деревьев, держа удилище в правильном положении, чтобы амортизация не дала порваться леске. Кумжа прошла пару ступенек порога и зашла под большой камень. По после этого последовало два мощных рывка, после которых был сход.
Именно сход, а не обрыв! Видимо, она просто выбила крючок из пасти путем ударом о камень. На моей практике были случаи, когда рыба поступала именно таким образом. У нас был шок, немое молчание – просто сил уже не оставалось на то, чтобы выразить свои эмоции.
Позже мы благодарили судьбу за то, что этот момент или эпизод (даже не знаю, как правильнее сказать) был в нашей жизни. Прошло уже много лет, а мы до сих пор при встрече вспоминаем обо всем этом.
Самая популярная снасть
Далее, я хотел бы рассказать о том, какую рыбу и на какую снасть можно ловить в речке Сочинка. Думаю, что ловли в этой речке подойдут четыре основные вида ловли.
Первый, самый распространенный и самый популярный вид ловли – это ловля на поплавочную снасть в проводку. Поплавочную снасть можно использовать как глухую, так и в составе болонской снасти. Для глухой поплавочной снасти используются легкие углепластиковые телескопические удилища 5 – 6 метров с очень тонкой вершинкой.
Что касается самой оснастки, тот она состоит из основной лески 0.2 – 0.22 мм, поплавка для ловли на течении под груз 0.5 – 1.5 г в зависимости от условий ловли. Если предполагается ловить в сумерки или в темное время суток, то лучше использовать поплавки со сменными шестиками, чтобы с наступлением темноты можно было использовать светящийся шестик или «светлячок», как их ласково называют местные жители.
Груз, соответствующий поплавку, может быть в виде дробинки, глухо закрепленной на леске, либо скользящим по леске в виде оливки или бочоночка. Лично я предпочитаю скользящий по леске груз, потому что он позволяет лучше увидеть по поплавку очень слабые поклевки.
Далее, основную леску с поводком можно соединить либо хорошим узлом в случае использования глухо закрепленного грузила, либо с помощью микрокарабина 1.5 – 2 мм. Поводок лучше использовать флюорокарбоновый как менее видимый 0.1 – 0.16 мм так же в зависимости от прозрачности воды и условий ловли.
Длина поводка от 15 см при ловле на сильном течении до 50 см при ловле очень осторожной рыбы на слабом течении и глубине более 1 – 1.5 м. Крючки с коротким или средним по длине цевьем на тонкой проволоке или средней по толщине используют черного или серого цвета № 8 – 14 в зависимости от того, какую рыбу вы ловите.
Какая рыба что любит?
Точно такую же оснастку применяют и с болонской снастью. Она состоит из болонского удилища 4 – 5 м с очень чувствительным гибким кончиком, безынерционной катушки 2500 – 3000 типоразмера и лески 0.18 – 0.2 мм. Ловят как с прикормкой, так и без нее.
В качестве прикормки в основном используют белый хлеб, замешанный с речной водой до состояния густого теста и перемешанный с речными камушками для груза. С прикормкой чаще ловят подуста, как самую популярную и массовую рыбу реки.
В качестве насадки используют мякиш или катушки белого хлеба, иногда тесто с добавлением анисовых капель, реже плавленый сырок. Нельзя не сказать о траве или тине, которую здесь тоже используют в качестве насадки. Как наживку используют мелких красных навозных червей, неокрашенных опарышей, личинок поденок, хвостики местных креветок, личинки веснянки, личинки ос, личинки майского жука, сырую куриную печень.
Стоит сказать о том, какая рыба какую предпочитает наживку. Подуст и рыбец предпочитают хлебные насадки, траву, навозных червей, личинок поденки, опарышей. Усач все это, плюс личинки веснянки.
Какую рыбу игнорируют в реке?
Сероперый голавль любит все то же, что подуст и усач, но еще плавленый сырок, личинок ос (местные рыбаки их называют «осики»), личинок майского жука и сырую куриную печенку.
В устье реки лобастую кефаль ловят на хлебный мякиш и навозного червя. Вырезуба с местным названием «белизна» на траву и хлебный мякиш. Беглая радужная форель может клюнуть на все, что угодно, но специально ее ловят чаще на креветку.
Верховодка клюет на хлеб, опарыша, личинок поденки, плавленый сырок, личинок ос. Что касается таких небольших рыб, как бычок подкаменщик, плотва-быстрянка, гольян, то их целенаправленно никто не ловит и клюют они на все, что угодно.
Донка, спиннинг и нахлыст
Вторым способом ловли можно считать донную снасть. Она обычно вполне произвольная и используются для нее большинство наживок и насадок таких же, как и для поплавочной снасти. Поэтому я не буду углубляться в детали этой ловли.
Третьим популярным способом ловли считается спиннинг с использованием ультралайта. Спиннингом тут ловят ручьевую форель, голавля, беглую радужную форель. Очень редко, но все же, попадается усач.
Вертушки, колебалки, мелкие воблеры, микроджиг – все эти приманки имеют место быть. И, наконец, самый сложный, красивый и престижный вид рыбной ловли, который здесь практикуют единицы – это нахлыст. На искусственную мушку можно поймать беглую радужную форель, ручьевую форель, сероперого голавля, верховодку, бычка-подкаменщика, плотву-быстрянку.
Теоретически можно поймать подуста и усача, но это реально очень сложно. Для ловли используются снасти 2 – 4 классов, оснащенные удилищами, катушками и шнурами соответствующих классов. Если описывать нахлыстовую снасть, то понадобиться несколько отдельных специализированных статей.
Настоящая хозяйка верховьев
Если описывать ловлю в реке, начиная с устья, то получается следующая картина. В устье ловится лобастая кефаль и вырезуб, кроме всей перечисленной рыбы этой реки. Впрочем, лобастая кефаль и вырезуб иногда поднимаются вверх по течению на приличное расстояние – до нескольких километров.
В городской черте реки обычно много рыбаков, потому что поймать здесь можно все, что угодно. В этом смысле река очень интересная. Этот промежуток реки составляет несколько километров. Далее, вверх по течению, где река несет свои воды в горах, густо поросших кавказскими лесами, постепенно некоторых видов рыб становится все меньше и меньше. Все больше становится ручьевой форели, которая главная хозяйка верховьев.
Наконец, в самих верховьях остается только она и бычки подкаменщики. У реки Сочинки в верховьях много притоков в виде небольших ручьев и довольно многоводных речек, каждая из которых имеет свое название.
Черноморская морская кумжа, которая встречается в реке все реже и реже, поднимается в самые верховья до непроходимых для нее водопадов. За ними царство ручьевой форели, которое она не делит ни с кем. Иногда там могут присутствовать гольяна, плотва-быстрянка и бычки-подкаменщики, а иногда они полностью там отсутствуют.
В любом случае, если они там есть, то это основной объект питания прожорливой форели. Вот такая она, многообразная река Сочинка.
Комментарии (0)