Готов поспорить, что о реке Белая Кедва, что протекает в Республике Коми недалеко от Ухты, вы ничего не слышали. Я и сам о ней ничего не знал и не слышал, пока не стал разглядывать карту Коми. Река несла свои воды на восток, при этом держа курс то резко на север, то на юг. Даже если судить по карте, было видно, что река должна быть интересной.
Но самое главное — до верховьев реки просматривалась дорога, а значит, была возможность заброситься, и значит, сплавляясь по реке, можно выйти к населенному пункту и оттуда эвакуироваться. Длина реки всего 150 километров, что оптимально для десятидневного похода. И так меня чем-то зацепила Белая Кедва, что я решил обязательно попасть на эту речку...
Команда собралась опытная, проверенная в сложных походах, а пройти всю реку мы решили на катамаране-четверке. Сроки определены, билеты куплены, снасти собраны — в путь! Заброска получилась идеальной. Мы смогли добраться именно в ту точку, которую я и запланировал. От нее до реки читалась тропинка, по которой нам пришлось пройти менее километра. К моему удивлению, было видно, что совсем недавно тут побывали люди. И даже умудрились потерять японские часы, которые я нашел. Это знак, решил я. Только какой? Нам надо торопиться? Или наоборот, не надо спешить?
Сергей прогулялся по берегу со спиннингом и «обрадовал» нас, что река непроходима и рыбы он не видел. И если про рыбу он оказался прав, то с проходимостью реки все оказалось хорошо. Ну, пришлось нам протаскивать катамаран через заросли и по мелям, пригибаться под склонившимися над рекой деревьями, но ни одного завала на своем пути мы не встретили. Это было чудом. А второе чудо — на реке не оказалось ни одного комара. Жаркая погода тому причиной или другой катаклизм, неизвестно. Но факт остается фактом: комаров не было.
Не было и рыбы. Что меня сильно расстраивало. Я не сомневался, что она будет, но меня удивляло, что в самом верховье, где вода холодная и обычно скапливается рыба в жаркий период, этой самой рыбы просто не было. А вода настолько прозрачна, что не увидеть ее невозможно. Но мы второй день на реке, а кроме гольянчиков, пока никого не встречали.
Зато стало ясно, почему Кедва названа Белой. Река протекает через Тиманский кряж, ее дно каменное, а камни — светлый известняк, которому миллионы лет. Из-за светлого известняка река выглядит реально белой. Вот на перекурах я и занимался тем, что искал древние окаменелости. Рыбы-то все одно пока не наблюдалось.
Река отлично тащила, и мы быстро проходили планируемые отрезки. На дне стали появляться большие камни — первый признак наличия здесь хариуса. И вы не представляете, как я обрадовался, когда мимо нашего катамарана проскочили две шикарные рыбы. Когда же хариусы стали появляться уже не поодиночке, мы притормозили. И конечно же, поймали своих первых хариусов Белой Кедвы. Красивых и зачетных рыб.
Шел третий день похода. В этот день мы поставили лагерь в красивом каньоне, где хариус уже был полноправным хозяином реки и его не надо было высматривать в воде. Он обнаруживал себя сам, выпрыгивая из воды по всему каньону.
Как же прекрасна уха из хариуса! Главное — не варить рыбу долго. Закипела вода — и через две-три минуты можно снимать. Уха готова.
Я ловил на обычную вертушку Blue Fox № 2 серебряного цвета, с красным сердечником. На мушку с бомбардой хариус в этом месте тоже отлично клевал. Чтобы наловить рыбки на уху и на малосол, никаких ухищрений с приманками выдумывать не пришлось. Я наконец-то успокоился. Рыба есть. Ведь это я был инициатором похода на Белую Кедву, а тут три дня рыбу поймать не могли. Хотя с такой ситуацией я сталкивался и до этого: верховья реки, вода прохладная, а рыбы нет, ну неинтересно ей тут. А чем ниже сплавляешься, тем больше рыбы. При этом температура воды поднималась.
С погодой нам повезло. Мы загорали, и лишь изредка нас поливал дождик. Кедва радовала не только хариусами, но и обилием смородины по берегам, брусникой, грибами и, конечно же, своей красотой. На реке практически не было затяжных плесов, русло постоянно петляло, и за поворотом ждал новый поворот. Не успели оглянуться, как уже прошли всю территорию заказника. Пропали скалы и крупные камни на дне, а вместе с камнями исчез и хариус. Неужели все закончилось, не успев начаться? Неужели мы так торопились вниз, что быстро проскочили самые интересные места? В довершение к таким грустным мыслям мы увидели лодку с мотором и человека, который ловил рыбу. Неужели даже сюда поднимаются из деревни, что стоит в устье? Но все оказалось совсем не так.
Оказалось, что за поворотом, на берегу стоял дом. И не один, а с баней и всем необходимым. Зимовье, только богатое. Некий состоятельный человек построил себе заимку и приезжал сюда на рыбалку. А встретившийся нам рыбак оказался сторожем, который все это богатство охранял. Он поведал, что перед нами прошла семья на байдарке, что мы в этом году вторые, а в прошлом вообще на реке туристов не было. Сказал, что хариуса в реке полно, его рекорд — 2,2 кг, но он видел и больше. Уверил нас, что рыба будет, не надо переживать. Я рассказал ему про найденные часы, и оказалось, он знает семью из Ухты, которая прошла перед нами, и их глава действительно потерял часы на первой стоянке. Конечно же, он готов передать находку. И я понял, что нам торопиться некуда, спокойно пройдем оставшийся маршрут по запланированному графику.
Сторож не обманул. Прямо от заимки вновь появился хариус, и его было очень много, только вот размер пойманных рыб стал значительно меньше. Неужели река не порадует нас трофеем? Правда, мы уже поймали к этому моменту килограммовых хариусов, а их уже можно считать трофеями. Но мы же видели рыбу значительно крупнее, и было ясно, что килограммовый хариус на этой реке далеко не предел. Но увидеть рыбу совсем не значит ее поймать. Тем более что в реке стало много мелкого хариуса и он очень быстро атаковал приманки.
Удивительно, но крупных камней в реке практически не стало, а хариус не пропал. Он прятался за упавшими в реку деревьями, которых было очень много. Нам не хватало времени, чтобы обловить все интересные места, но мы часто делали остановки в самых перспективных, на наш взгляд, точках. На очередном повороте реки увидели большую яму с песчаными косами и затопленными по берегам деревьями. Думая, что в этих местах уже может появиться щука или другая крупная рыба, Николаич повесил большую медную колебалку и поймал… шикарного хариуса. Прямо в яме, где не было ни камней, ни затопленных деревьев. И он потянул на 1200 граммов. Не монстр, но, согласитесь, отличный результат для реки, на которую можно заброситься на уазике. На этой же яме мы поймали еще одного хариуса больше килограмма, а также несколько штук около кило.
Складывалась удивительная для меня картина. Я понял, что весь мой прошлый опыт ловли хариуса на таежных речках был неполным. Судите сами. В верховьях реки при холодной воде хариуса не было. Потом вода оставалась все еще холодной, а хариус появился там, где лежали крупные камни. Вроде бы классика, однако вода становилась все теплее, а хариуса все больше и больше.
Но самых крупных рыб мы поймали в месте, где вода достигала 17°, и никаких камней и других укрытий на дне не было вовсе. В песчаной яме, на струе. Ну а реального монстра мы увидели уже у самого устья, где вода была еще теплее и где должна бы появиться щука. Он стоял на течении рядом с кустами травы. Это был хариус больше двух килограммов. Мы в течение часа пытались соблазнить его, но тщетно.
Несмотря на очень теплую воду, хариус продолжал активно ловиться и радовать нас своими кулинарными достоинствами. А еще поднимала настроение погода. Мы будто оказались на южном курорте. Солнце, воздух, вода и никаких комаров. И очень мало людей. Конечно, мы встречали соплеменников на реке, но, как правило, это была одна лодка в день, которая шла вверх. По берегам стояло много избушек, и хозяева большинства из них поддерживали вокруг чистоту и порядок.
Но ведь не может быть все так хорошо. Если река дает, то она обязательно что-то заберет. И на очередном перекате, где мы остановились половить рыбку и перекусить, я положил свой фотоаппарат на катамаран, вместо того чтобы убрать его в герметичный мешок. И фотоаппарат, служивший мне десять лет верой и правдой, пропал. Просто пропал. Скорее всего, он упал в воду.
Было не столь жаль фотоаппарата, сколько фотографий, сделанных в первой половине похода. Расстроился, конечно, но прохудившийся клапан катамарана быстро заставил забыть об этой неприятности. Какая все-таки удобная и полезная вещь — жидкая латка! Утром следующего дня клапан выглядел надежней, чем при покупке.
Река отлично «тащила» на всем протяжении маршрута, и было понятно, что по Кедве при желании можно сплавиться на обычной надувной лодке. Мы не спеша прогребали свои 15 километров в день, потихоньку облавливая интересные места и загорая под лучами теплого северного солнышка. И все удивлялись, где же щука. Как правило, когда появляется щука, то хариуса становится мало или он пропадает вовсе. Но и тут река нас удивила. Щуку мы поймали в предпоследний день похода, когда до конца маршрута оставалось всего 15 километров. При этом хариуса в реке было все еще много и он стоял на перекатах вместе с окунем.
Когда казалось, что река уже не сможет нас ничем удивить, она вновь преподнесла сюрприз. Мы решили прогуляться с Сергеем по берегу и найти щучку, а нашли неведомую нам кость. Очень тяжелую и странную по виду. Мы не могли понять, к какому животному и к какому месту эту кость приложить, пока Николаич нас не просветил. Оказалось, что это зуб мамонта. Самый настоящий зуб самого настоящего мамонта. Мы сначала не поверили и решили, что Коля нас разыгрывает, но другого объяснения столь странной косточке мы не нашли. А Николай, поинтересовавшись, нужен ли нам зуб, попросил разрешения его забрать. Мы не возражали.
Наше путешествие подходило к концу, и река на прощанье подарила нам удивительную ночь, окутав наш лагерь туманом и повесив над ним огромную яркую луну. Это была сказочная ночь, последняя на Белой Кедве. Река порадовала не только трофейными хариусами, но и неординарными находками. Я лично привез несколько красивых окаменелостей, которым насчитывается миллион лет, а Николаич стал обладателем настоящего зуба мамонта. И знаете, если верить интернету, то стоит этот зуб больше, чем каждому из нас обошлось в итоге это чудесное путешествие. Так что если надумаете побывать на Белой Кедве, смотрите не только на рыбу в реке, но и себе под ноги. У мамонта же зуб не один. Да и других интересных окаменелостей тут хватает. Я и не припомню другой такой реки, где бы они попадались в таком количестве.
До самого впадения Кедвы в Ижму мы наслаждались вкусной речной водой. По Ижме до конечной точки маршрута нам оставалось пройти всего 15 километров, но из Ижмы пить воду мы уже не решились.
Поселок Койю, конечная точка нашего маршрута, оказался на удивление живым. Детвора весело купалась в реке. И это в Коми, да в двадцатых числах августа! Лето в том году выдалось запоминающимся. А нам запомнилась красивая и чистая река Белая Кедва, в которой посчастливилось половить рыбку. Это одна из тысяч малых рек нашей страны, про которую мало кто знает. Даже среди тех, кто живет недалеко от реки. Как, например, таксист из Ухты, который оказался рыбаком и спросил нас, где мы были.
— На Белой Кедве, — ответили мы и показали фотографии с хариусами.
— А где это? — удивился пораженный размерами рыбы таксист.
И я посоветовал ему посмотреть на карту. Причем не обязательно на карту страны. Хотя бы на карту своего региона.