Те рыболовы, которые специально ловят ерша и относятся к нему как к рыбе, заслуживающей внимания, хорошо знают, что наловить ершей в середине зимы не так просто. Более того, сейчас вообще достаточно трудно назвать хороший «ершиный» водоем. Судя по всему, на общее снижение популяции ерша оказали влияние несколько экологических факторов.
Несомненный интерес вызывает у рыболовов так называемый «королевский» ерш. Еще остались водоемы, в которых периодически попадаются очень крупные ерши, весом до 300 г. Места их обитания рыболовы держат в секрете, поскольку по первому и последнему льду выловить практически всю популяцию крупного ерша современными снастями не составляет особого труда. Но даже если среди зимы, да еще и недалеко от дома, начинает ловиться ерш размером в половину ладони, то этого оказывается вполне достаточным для увлекательной рыбалки. И конечно, не нужно забывать о гастрономических качествах этой «сорной» рыбы. Немало рыболовов посвящают свое время специальной ловле ерша благодаря именно этому качеству. Я принадлежу к их числу.
Нужно сказать, что наловить ершей на уху — не такое простое занятие, как это может показаться на первый взгляд. Такое случается с любой мелкой рыбой, будь то ерш, уклейка или пескарь. Они постоянно мешают ловить крупную рыбу. Но как только ставишь целью наловить ершей или пескарей для живца, выясняется, что поймать десяток — не проблема. Проблемы начинаются, когда нужно поймать сотню. Поэтому имеет смысл подготовиться к рыбалке со всей серьезностью.
Места для обитания ерша разнообразны. Он то скрывается на самом русле и в ямах, то выходит на верхнюю бровку, а в теплую погоду даже подходит к берегу. Но до поступления под лед талых вод ерш относительно редко появляется на глубине меньше двух метров. Характер грунта, на котором стоит эта рыба, не играет существенной роли. Я много раз ловил хороших ершей даже среди зарослей травы на илистом дне. Единственное, чего ерш не переносит, так это неустойчивой, переменной струи на реке и недостатка кислорода.
Искать ерша, с одной стороны, легче, чем окуня или плотву, в силу того что он всегда держится на дне, и нет необходимости проверять средние и поверхностные горизонты воды. Но это и осложняет поиск. Постараюсь пояснить — почему.
Ерш в стае перемещается по достаточно узким «тропам», что, прежде всего, характерно для участков с неровным рельефом. Поэтому для обнаружения пути хода рыбы приходится сверлить новые лунки очень близко друг от друга. Поиск «ершиной тропы» во многом напоминает охоту на судака, когда лунки сверлятся через каждый метр. Свернуть ерша с его маршрута даже прикормкой редко удается. Поэтому залогом успеха может стать только лунка, просверленная над «тропой» или локальной и очень небольшой по площади стоянкой ерша.
На реке поиск имеет смысл вести, делая лунки поперек, с целью обнаружить подходящую струю течения. В озере поиск ведется по площади и бывает достаточно трудным и длительным, поскольку стоянка обычно находится на поливе с почти одинаковой глубиной. Осложняет поиск и тот факт, что ерш концентрируется на весьма ограниченной площади. Часто сбивают с ритма поиска единичные случайные поклевки единичных рыбок. Поэтому, если поклевки прекратились, нет смысла засиживаться. В целом поиск ерша по тактике очень напоминает поиск некрупного окуня. На посещаемых водоемах места с ершом, как правило, хорошо известны, но они могут меняться как из года в год, так и в течение сезона. Сам я предпочитаю находить такие места, где никто, кроме меня, не ловит. Это не так трудно, если хорошо знать общий рельеф водоема и предпочтения той или иной рыбы. Иногда на поиски уходит весь день или даже два, но зато потом можно успешно ловить до апреля. К концу зимы стая лишь будет постепенно смещаться на малые глубины, и найти ее заново труда не составит.
Когда стоянка найдена, можно считать, что полдела сделано. Обычно ерш не привередничает и более или менее успешно ловится в течение всего дня. Чтобы повысить активность рыбы, советую опустить в лунку с помощью кормушки граммов десять — двадцать мелкого мотыля, а часа через полтора — еще столько же. Большее количество мотыля не соберет всех ершей с водоема, но сделает клев более осторожным. Лучше прикормить десяток лунок, чем все «бухнуть» в одну или две.
В качестве снасти для ловли, несомненно, лучше подходит мормышка: она и более чувствительна, и позволяет ловить в быстром темпе, и на приманку, лежащую на дне. Ерш, как и любая другая рыба, иногда предпочитает неподвижную наживку, иногда медленно качающуюся у дна, а иногда резво играющую.
Иллюзия, что ерш ловится даже на самые грубые снасти, существует лишь в головах тех, кто никогда не занимался специальной ловлей этой рыбы. На самом деле среди зимы ерш становится более привередливым к снастям, даже по сравнению со средним и мелким окунем. В полной мере это относится к крупному ершу.
Удочка, оснащенная леской 0,06 мм и свинцовой «дробинкой» или «овсинкой» диаметром тела 1,5–3 мм (зависит от глубины) черного цвета, представляется мне оптимальным вариантом снасти для ловли в стоячей воде. Свинцовая дробинка предпочтительнее вольфрамовой, потому что она обладает более плавной игрой. При очень плохом клеве стоит заменить мормышку на крючок. Бывают такие дни, когда ерш настолько активно реагирует на прикормку, что начинает брать «голую» мормышку. В таких случаях появляется соблазн перейти на безнасадочную приманку. По моему опыту, делать это стоит лишь в том случае, если поклевки не прекращаются. В большинстве случаев ощущение, что темп ловли с безнасадочной приманкой выше, является иллюзией. Только по самому последнему льду, когда стая ерша стоит на мелководье, безнасадочная мормышка не имеет конкуренции. И в том случае, если клев перешел в «жор». Всегда мотыля ерш берет быстрее и надежнее.
Если есть течение, то, естественно, я беру вольфрамовую мормышку и подбираю ее по размеру и весу, чтобы «простучать» дно, то есть фиксировать момент касания мормышкой грунта. Стоит потратить на этот подбор столько времени, сколько нужно. Если взять, как это обычно делают, заведомо тяжелую мормышку, то придется смириться с тем, что поклевок станет намного меньше и они будут более осторожными. Рыболовы их называют «шевелением». Рыба не желает «тянуть» тяжелую приманку и бросает ее.
В качестве наживки используется исключительно мотыль, много реже репейник или кусочек червя. Однако в водоемах с течением (Волга) червь в качестве наживки предпочтительнее — на него ловится более крупная рыба. Кстати, на Волге очень неплохой результат может дать кусочек печени или легкого птицы.При осторожном клеве приходится, как и во время ловли окуня, плотвы или подлещика, насаживать по одному мотылю и более чаще менять наживку на крючке. Поклевки продолжаются только до тех пор, пока из мотыля вытекает содержимое. Во время активного клева имеет смысл насаживать две-три личинки. Это сэкономит время.
Общепризнанно, что лучшее время для ловли ерша — это вечерние и предвечерние часы. Это верно для мелкого и среднего ерша. Крупный ерш все же лучше клюет в ранние утренние часы, иногда даже до восхода солнца. Вообще поведение крупного ерша сильно отличается от повадок более мелких собратьев. Они держатся не стаями, а по одиночке или по несколько особей и активно перемещаются в течение всего дня.
В больших и глубоких реках, таких как Волга, крупные ерши предпочитают дислоцироваться в появившихся после строительства плотин и затопления берегов «подводных лесах».
Крупные ерши в прудах часто выбирают для укрытия в дневное время густые заросли подводной растительности, где ловить их очень и очень непросто. Иногда даже приходится с помощью палки расчищать «пятак» в растительности, чтобы, опустив приманку в лунку, «достучаться» до дна. Муть, поднятая при этом, служит своеобразной прикормкой, и поклевки начинаются практически сразу.
В заросших озерах крупный ерш временами поднимается выше растительности и начинает ловиться непосредственно под прикормленной лункой, как окунь. Впрочем, такие случаи наблюдаются и во время выхода ерша в водохранилищах и реках на песчаные отмели с глубиной в метр-полтора.
В моей практике были случаи, когда на лесных озерах в зарослях подводной растительности вместо ожидаемого окуня начинал клевать ерш. Причем с одной лунки я ловил до полсотни штук. Глубина под лункой всегда была не более полутора метров. Сильное удивление у меня вызывал тот факт, что ерш выбирает себе место не у глубинных родников озера и не в устье впадающего ручья, а в самом центре заросшего травой заиленного залива. Интересно также и то, что ерш был очень активен и хватал не только мормышку, но и небольшую окуневую блесну.
Собственно, из этого следует простой вывод: ерш зачастую является не только «палочкой-выручалочкой», но и очень интересным, загадочным и спортивным объектом для рыбалки.
Некоторые рыболовы заготавливают ерша зимой для использования в качестве живца во время ловли крупной щуки, судака и особенно налима. Пользуясь случаем, хочу сказать, что советы перед насаживанием ерша на крючок «поставушки» или жерлицы отрезать ему плавники или, наоборот, давить, являются не только негуманными, но и необоснованными, если не сказать — глупыми. Налим, а тем более щука и судак, намного вернее соблазнятся нетравмированным ершом. Живец на крючке жерлицы достаточно отличается поведением от свободных собратьев, чтобы привлечь внимание хищника.
Для искушенных рыболовов ерш служит не только предметом ловли ради развлечения, но и деликатесом. Крупный ерш очень вкусен в жареном виде, а мелкий незаменим в ухе.