Если апрелю в эту весну ещё можно дать название «березень», поскольку берёзовый сок движется в белотелых стволах, то «снегогон» уже не подходит. Не было снега в эту зиму. И не вливается он талой водой в весеннюю реку. В берегах уже река. Не было подъёма воды и традиционного половодья, по крайней мере, в наших местах.
Весенний клещ
Предупреждал меня старший сын, что уже были у него встречи с этими опасными кровососами, причём в марте. Как-то не верилось. Рановато для клещей. Как-то стереотипом стала свежая весенняя трава в качестве основного условия для засад клещей. А какая трава в марте, да и в начале апреля?
В конце марта решил я проверить, как поживает наша ближняя речка, где я намеревался половить налимов по открытой воде и дождаться «белой» рыбы – сороги и подлещиков. С утра сделал пробный выезд на своём Green City E-Alfa. Старенький уже, с 2019 года. Может быть, батарея не держит, особенно по утреннему холодку. Ничего, пока везёт. Зарядил на всякий случай в тепле, поставив велик в холл.
Впереди простор лугов. Тёплый ветер гладит лицо, как в апреле или даже в мае. Странная весна. И дорога сухая. Вот и канава. Когда-то вырыли их для осушения лугов под пашни. Надо же, вода прозрачная и низкая, как осенью. Решил пройтись по берегу, посмотреть, есть ли рыба? Трава на берегах жухлая. Молодая только едва-едва пробивается.
Но на всякий случай всё же решил натянуть носки на штаны. И едва остановился, буквально на секунды, как из этой жёлтой лежащей на земле травы вдруг выпрыгнул клещ и начал бодро взбираться по носку вверх. «Иди сюда, паршивец», – давлю мерзкое насекомое пальцами. Но клещ крепкий, одетый в бронежилет, боец. Не давится. Просто бросаю его в воду. На будущее планирую одеваться, как положено в разгар клещового сезона. Да и спрей не помешает от комаров и клещей.
Остановился у реки. Если бы не деревья в почках и первых листиках, то по уровню воды можно было бы подумать, что лето в разгаре. Странная весна…
Голавлик и сорожки-красноглазки
Сегодня к реке выезжаем с младшим сыном – Иваном, как и полагается в русских сказках. Как в сказках, младший тоже далеко не дурак. Осваивает хорошую мужскую профессию, другой автомобиль приобрёл. На нём и едем к реке. Да, воды мало. Река в берегах. Но ладно. Будем проверять, чем дышит наша речка-невеличка в эту весну, как живёт?
Вот и первый забросы. В кормушках – «салапинская каша» с добавлением прикормки «Дунаев. Лещ». Лещ не лещ, но кто-то клюнул почти сразу после заброса. На течении сопротивление рыбы было упорным. Судя по резким рывкам, на крючке не подлещик или плотва. Ага, полыхнул живым серебром бок рыбы с ярко-красными плавниками. Да это голавлик! Небольшой, конечно, Но и речка – Кокшага-два шага, как её иногда называют. Несмотря на размеры, сопротивлялся голавлик до последнего.
А затем и окунь клюнул. Тоже не самый маленький. Попадалась и плотва. Та, что поменьше, пойдёт на «резку» для налима.
Жалко, ёрш почему-то не клюёт здесь, в речных ямках. Уж больно любит ночной хищник колючего да сопливого… Но от сорожки тоже не откажется, если водится здесь. Место это для нас новое. Вот и проверим.
Решили скоротать эту ночь у реки. Погода позволяет. Тихо, не холодно. Хотя ночью минус обещают. Нам не привыкать, у костра ночевать. Лишь бы колокольчик да фидерный бубенчик брякнули раз-другой за ночь. Впрочем, закидушки отменяются. Уж больно берега дремучие, в кустах шиповника и траве. Леску не разложить. Будем с фидерами налима караулить.
Ночь на малой реке
Дневной улов, конечно, скромный. Обеднела наша ближняя речка рыбой. И всё началось то ли с летнего замора, то ли с отравления воды удобрениями, которые небрежно хранятся недалеко от реки. Эти полудикие совхозы и колхозы или развалились и не контролируют свои запасы удобрений, или куплены частниками, которым на экологию… Ну, вы понимаете. Лишь бы доход у них был.
Да и наши природоохранные органы так и не ответили на вопросы, что же случилось с рекой. Только науськали на рыболовов рыбоохрану, которую тут никогда не видели, а этой зимой вдруг начали кататься на снегоходах по нашей речке-грязнушке и напропалую штрафовать рыболовов-любителей за одну-две лишние жерлицы. А их в нашем регионе и так-то можно ставить только пять штук, в отличие от других российских мест.
Очевидно, рыболовы-любители виноваты в том, что рыбы не стало. А то, что в речку сливается всякая дрянь ниже плотины, так это природоохранители и рыбинспекция как бы ни замечают. А место это так и называется – «труба». Здесь всегда стоит пар и вонь. В самые лютые морозы вода здесь не замерзает. И не с одной городской трубы идут в речку городские стоки.
Отстойники очистных сооружений тоже нередко переполняются. Не зря рыба ниже железнодорожного моста имеет специфический запах. Понятно, не фиалками пахнет… А во всём рыболовы-любители виноваты. Так и следует из некоторых заявлений Росрыболовства и положений новых правил.
Но вернёмся к нашим налимам. Дело к вечеру. Клипсуем леску на фидерах так, чтобы ночью в темноте не перекинуть грузило с поводками на другой берег, а попасть на бровку рядом с ямой. Насаживаем «резку» из сорожки и червей с добавкой кусочков свежей тюльки. Иногда налим выбирает этот «бутерброд». Проверено.
Потрескивает костёр-нодья, пышет жаром, наливается малиновым светом. Так и будет всю ночь пыхтеть и греть вкусным жаром. Дрова – сухой дубняк-плавник. Принесло брёвна когда-то большой водой и уложило на берега. А в растопку и чайку вскипятить пойдёт сухой ивняк. Полно его в кустах.
В прозрачной высоте пришедшей ночи повис яркий полумесяц. Жалко, не полнолуние. Уж больно волшебные ночи в полную Луну, горящую в небе и бегущую серебряной дорожкой по чёрной воде. Под гуканье филина и хохот неясыти.
Но что это? А ведь бренчит фидерный бубенчик. В свете фонаря видна и раскачка квиертипа. Плавная такая, без резких рывков. Это почерк налима. Всю ночь может так побрякивать, если рыбак уже принял на грудь немеряно и спит у костра. До утра и будет ждать рыболова. Налим – рыба скучная, берёт надёжно, без изысков, до самой ж… заглатывает. Ну, рыболовы так говорят. Из песни слов не выкинешь.
Есть! Сидит налимчик на крючке фидера. Первый сегодня. Дальше пойдёт. Так всегда думается после поимки первой рыбы, особенно если сразу. А потом… Потом бывает по-разному. Так и в эту ночь. На двоих поймали с сыном трёх налимов.
Обеднела река, если вспомнить ночные рыбалки всего лет пять-шесть назад. Рыболовы-любители виноваты…
Комментарии (0)