Ещё раз о жерлицах

Для любого рыболова, ловящего хищника на живцовую снасть, важно сначала поймать живцов — небольших рыбок для насадки на тройники или двойники жерлиц. И нередко именно этот, казалось бы, простой процесс поимки мелкой рыбешки становится проблемой для щукаря. Почему так бывает?

В первую очередь в местах, где активно жирует хищник, просто не остается мелких плотвичек, окуньков, густерок. Их щука и окунь просто съедают или разгоняют. Поэтому часто приходится привозить живца, пойманного загодя на местных водоемах. Это наиболее оптимальный вариант, поскольку не нужно тратить время на поиск и поимку рыбок для наживки. Я частенько отправляюсь перед большой рыбалкой на местный котлован, вырытый земснарядом и соединяющийся с рекой небольшими протоками. Здесь всю зиму поклевывают некрупная плотва-сорожка и окунишки, а ближе к весне — уклейка.

Живцы для хищника

Поймав достаточное количество живцов, я оставляю их на ночь в канне, выставленной на балкон. Правда, приходится следить, чтобы вода не замерзала. Если на улице слишком морозно, то я закутываю канну в синтепоновые или ватные одеяла и ставлю ближе к теплу. К емкости для живца подвожу шланг от компрессора для аквариумных рыбок. Так к живцам поступает кислород, и они вполне могут прожить неделю. Причем выживает и нежная уклейка, которая, как известно, служит наилучшим живцом для судака. Именно уклейки приносили мне хороших судаков, которые не так часто попадаются на жерлицы. Но важно соблюдать простые правила для хранения уклеек. Брать руками рыбок нежелательно. Лучше использовать различные сачки для тех же аквариумных рыбок. Слишком нежна уклея. Любое прикосновение лишает ее части чешуи, что плохо сказывается на выживаемости рыбки. Также влияет резкая смена температуры от теплой руки и ледяной воды. Этот фактор надо учитывать и при замене воды уже на рыбалке. Нельзя сразу выливать всю воду и наполнять канну свежей водой из лунки. Это как удар. Результатом могут стать белые брюшки снулой рыбы на поверхности воды в канне.

По пути на рыбалку я обычно добавляю кислород, подкачивая воздух из резиновой груши. Пойдет и медицинская клизма… И обычно редко бывает так, что живцы не доживают до момента рыбалки. Здесь только вероятен такой вариант, случившийся однажды со мной. Во время ходьбы до проток и островов, где мы намеревались выставить жерлицы, дул сильный и морозный ветер, а от ходьбы вода из канны выплескивалась на ее крышку. Мы не заметили, что наледь перекрыла отверстия на крышке и живцы просто задохнулись. Пришлось уже на месте искать и ловить живца, что отняло половину светового дня. Живцовую ловлю пришлось начинать только на следующее утро.

Фото автора 

Я заметил, что плотва-сорожка — наиболее сильный и выносливый живец, к тому же и самый универсальный. Еще один плюс плотвы как живца в том, что она не так стремится к поверхности воды, как уклейка, и меньше путает леску жерлицы. Но как уже было сказано, уклейка очень привлекательна для судака, а нередко и щука лучше берет на эту нежную рыбку.

Мелкие окуньки также могут быть неплохими живцами. На некоторых водоемах щука даже лучше берет на них, чем на сорожку. Особенно в коряжниках. Но окунь более слабый для хранения и перевозки.

Есть еще более лакомый кусочек для хищника-гурмана. Это пескарь. Если его получится поймать со льда, что бывает не везде и не часто, то на этих резвых и выносливых рыбок могут взять самые крупные щуки. Проверено…

Почему иногда не берет щука?

Временами кажется, что жерличная ловля щуки одна из самых простых, при этом, несомненно, и одна из самых добычливых. Такое мнение может сложиться у стороннего наблюдателя во время щучьего жора, когда хищники то и дело поднимают флажки жерлиц и надежно садятся на тройники. Но уже на следующий день все может быть по-другому. То ли ветер сменился, то ли давление, то ли Водяной продул в карты Лешему всю рыбу в округе, но мертвой стала поверхность водохранилища. Ни подъема… Все флажки в настороженном положении и нет больше их победных вскидов над искрящимся от солнца льдом. На проверенном уловистом месте словно вымерло все живое.

Первая и самая простая причина состоит в том, что водохранилища имеют свой особый режим, когда в выходные дни створы ГЭС нередко бывают совсем или частично закрыты, а течение может останавливаться или даже идти в противоположном направлении. При этом многие рыбы почти не кормятся, а стоят в ямах, вяло глотая воду и чуть шевеля плавниками. На боевых же позициях щукарей лишь прыгают по льду вороны и ветер несет поземку. Тишина и тоскливое ожидание, которое иногда может затянуться надолго. Вполне вероятно, что уже в начале недели, примерно во вторник, все снова станет по-прежнему. Я знал одного дедка Арсения, который неделями сидел на одном месте, невозмутимо дожидаясь, когда хищник сам придет к нему. И дожидался… Рано или поздно щука подходила к его снастям. И вечером, проходя мимо Арсения к жилью на ночлег, я обнаруживал рядом с ним две-три крупные щуки. А старик только посмеивался, слушая мои торопливые рассказы, мол, я в той протоке, да в той протоке… Он был на пенсии и почти переселился в землянку на острове подальше от городской суеты и ворчливой супруги.

Но не у каждого хватит терпения ждать впустую щучьего выхода несколько дней. По крайней мере, у меня на рыбалку чаще всего выпадало не больше двух дней. Впервые столкнувшись с ситуацией, когда вчера густо, а сегодня — пусто, я почесал «репу» и вначале, было, решил лениво, мол, само придет… Но шло только время, а щуки в протоке не стало совсем. Не помогали и проверочные перестановки некоторых жерлиц в другие места, что иногда выручало в «глухозимье». Но, видимо, хищник совсем ушел из проток.
Так как были именно выходные дни, то и течения в протоке почти не ощущалось. На месте, где хорошо ловились мелкие плотвички и окуньки, годные на живца, стали брать только сопливые ерши. Вывод я сделал для себя такой: в этих чистых протоках, где большую часть времени было ровное несильное течение, шла проходная сорожка, особенно ближе к весне, а за ней — хищник. Оседлой рыбы здесь, видимо, было мало.

Как ни ленился я уходить от проверенного места и теплой землянки, но рыбацкая страсть победила. Собрав жерлицы в сумку, а живца в канну, я ушел километра за три к лесу, торчащему во льду рядом с руслом затопленной речки. Здесь, среди сухих кленов и берез, отчаянно клевали мелкие и крупные окуни. А на окуней брали некрупные, но резвые местные щучки, живущие в коряжнике постоянно. И эта оседлая рыба никак не реагировала на сбои в силе течения, так как тут его не было вообще. Щуки одинаково надежно ловились здесь в любой день недели.

Подледная жерлица-рогулька

Как известно, живцовые снасти условно подразделяются на летние и зимние. Причем и те и другие жерлицы или подобные снасти могут использоваться всесезонно, что говорит об их универсальности. Другой вопрос — всегда ли нужно это универсальное применение? Понятно, что чаще всего в ход идут традиционные жерлицы для сезона открытой воды или для подледной ловли. Но в некоторых случаях не обойтись без импровизации.

И в качестве примера можно привести жерлицу-рогульку. Снасть эта была известна еще со времен царей, любителей «шекснинской стерляди золотой». Причем ее уловистость и простота сохранили «жерлику», или по-современному «жерлицу», до наших дней не в качестве раритета, но в виде вполне рабочей снасти, которая иногда может обловить самые продвинутые и дорогие искусственные приманки.

Принцип устройства снасти прост. Это всего лишь деревянная или пластиковая рогатка, на которую в виде цифры «8» наматывается толстая леска. Такой способ намотки не дает леске скручиваться в пружину, так как леска во время хватки хищника сбрасывается не в одну сторону, а попеременно — то с одной стороны рогульки, то с другой. Выставив нужный спуск, к примеру, в полводы, леску защемляют в пропиле, сделанном в одной из развилок рогульки, но не туго, чтобы щука смогла ее сдернуть во время атаки на живца.

Оснастка жерлицы также проста. Это толстая монофильная леска с грузилом и металлическим поводком на застежке, намотанная на рогатку. Но в отличие от зимних жерлиц, на жерлице-рогульке нередко применяется необычный крючок, который зовется «финским». Какое его точное название — неизвестно. Помню только с самого детства, что так называл эти крючки мой отец. Не раз мы ловили на эти крючки страшенных размеров таких же страшенных щук… И леску ставил отец тогда на рогульки миллиметровую или двойную 0,8 мм диаметром. Эти крючки представляют собой отходящие в стороны остро заточенные усики без бородок. Во время хватки щука заглатывает живца, а крючок встает враспор при обратном движении лески. Сходы здесь исключены.

Живец на таких крючках цепляется не под спинной плавник, как на зимних жерлицах. Поводок с «финским» крючком пропускается в рот живца и выводится из-под жаберной крышки, а затем пристегивается к застежке. Этот способ насадки живца не позволяет хищнику срывать его безнаказанно.

Но эти уловистые жерлицы вполне пригодны и для зимней рыбалки. Только если в сезон открытой воды они подвешивались на длинные гибкие шесты под углом в 45 градусов, то для подледной ловли их достаточно захлестнуть той же петелькой из капронового шнура и подвесить в лунке. Причем рогатка опускается ниже уровня воды и поэтому не вмерзает в лед. Сверху лунка закрывается подставкой и засыпается снегом. Такое применение жерлиц-рогулек очень выгодно во время долгих отлучек рыболова с мест ловли, когда обычные жерлицы типа «подставка-стойка-катушка-флажок» вмерзнут в лед или их просто кто-то заберет, не отягощаясь приступами совести… Но, понятно, плавучая деревянная рогулька здесь не пойдет. Ее нужно будет выпилить из тяжелого пластика.