Сложность активной ловли на переменном по силе и направлению течении дополняется еще и тем, что с изменением потока меняется и уровень воды. Проблемы начинаются сразу, то есть и в исследовании рельефа, и в поиске спуска, и в приготовлении прикормки.
К водоемам с переменным течением, а это судоходные каналы со шлюзами, просто нужно приспособиться. Некоторым кажется, что не стоит тратить силы, а лучше перейти на ловлю в более привычных и комфортных условиях. Я бы привел несколько аргументов за ловлю на канале. Во-первых, в каналах рыба всегда активная. Чем интенсивнее судоходство, тем больше рыба перемещается в поисках кормной струи. В редкие дни, когда нет ни одного большого судна, клев, как правило, не самый хороший. Более того, если течение ровное и несколько часов не меняется, то клева вообще может не быть. Это связано с тем, что рыба или меняет место дислокации, или отходит к фарватеру, где ее ловить удобно только донной оснасткой.
Во-вторых, рыба в судоходных каналах не только сильная и активная, но и разнообразная. И бывает весьма интересно, когда после нескольких подлещиков попадаются крупная густера или голавль, а то и чехонь.
В-третьих, рыбалка настолько разнообразная по техническим приемам, что при переходе на спокойный водоем становится даже несколько скучно от простоты и единообразия действий. На канале – это непрерывная работа со снастью.
Сначала нужно оценить, в каких местах вероятнее всего находится рыба. Как правило, от уреза воды глубина сначала увеличивается постепенно на первых полутора-трех метрах дистанции. Затем начинается свал в глубину, или первая береговая бровка. Визуально она начинается сразу за прибрежной подводной растительностью. Казалось бы, тут, около растительности, может быть скопление плотвы и окуня. Это часто не так. Плотва питается в канале все лето нитчатыми водорослями, но срывает их не с растений, а с камней. Поэтому подводная растительность указывает лишь на то, что в данном месте дно более пологое. Как правило, здесь много мелочи, которая защищена растительностью от хищников и от сильного течения.
Свал в глубину от первой бровки может быть резким с углом наклона до 45 градусов и доходить до глубины 3-5 метров. Затем на дне может быть неширокая площадка с укрепляющими стенки канала элементами из бревен или бетонных столбов. Это одно из самых перспективных мест. Все дело в том, что на этой площадке течение еще не такое сильное, как на фарватере, глубина вполне приличная и, главное, здесь хорошо задерживается корм, в том числе и прикормка.
Если ловить окуня и плотву, то, на мой взгляд, нужно исследовать сам свал в глубину. Рыба постоянно перемещается вдоль свала, и если воспользоваться прикормкой в виде мелкого мотыля, то окунь быстро концентрируется. Часть мотыля проваливается между камнями, постепенно вымывается оттуда переменным течением, поэтому малым количеством мотыля можно удерживать окуня несколько часов. Ловля на свале не представляет никакого труда, так как рыба, в том числе и подлещик, который тоже может подняться к мотылю, хватает приманку как со дна, так и в полводы.
Особенность состоит в том, чтобы менять не спуск на оснастке, а варьировать дальность заброса оснастки в зависимости от силы течения. Когда течение ослабевает, то имеет смысл забрасывать немного дальше, и наоборот. Важно обнаружить струю, на которой стоит рыба и следовать за ней при изменении течения. Еще важно помнить, что окунь может начать подниматься навстречу падающему в виде прикормки мотылю, тогда спуск можно постепенно уменьшать.
Снасть для ловли на свале состоит из удилища длиной 3-5 метров, причем желательно иметь набор из трех удилищ разной длины, так как никогда заранее не известно, на какой дистанции и глубине сегодня будет клев. Зачастую все удилища оснащать и не приходится. Оснастки для канала им. Москвы (в качестве примера отправной точки) я лично конструирую точно так же, как для ловли на ровном течении. Поплавок по грузоподъемности выбираю исходя из расчета полграмма на метр глубины. Если ловлю осложняет волна, ветер и очень интенсивное движение на воде, то можно дойти и до грамма на метр глубины, но чувствительность резко снизится. Чем меньше будет дистанция ловли, тем ощутимее станет потеря чувствительности. Случается даже так, что из-за сильного волнения и осторожности рыбы поклевки просто не видны. Если говорить о форме поплавков, то в таких сложных условиях лучше всего «работают» модели с формой тела, напоминающей толстую каплю. Киль длинный, что обеспечивает максимальную остойчивость поплавка и всей оснастки в целом. В качестве основного грузила я выбираю оливку, в которой сосредоточено до 80% веса огрузки. Подпасок состоит из двух-трех практически равных частей, что позволяет, не изменяя спуска, менять скорость падения и амплитуду движения приманки в зависимости от скорости течения. Намного быстрее сдвинуть дробинку по леске, чем менять положение поплавка. Когда течение становится сильнее, я перемещаю дробинки к поводку, а когда течение практически встает – к оливке.
Если целью рыбалки становятся подлещик, густера и плотва, то нужно настраиваться на ловлю на площадке или на столе за свалом. Нижняя бровка за свалом самое перспективное место для поплавочной снасти. Глубина здесь может достигать шести метров. Удилище потребуется, в зависимости от конкретного места, длиной от семи метров. Чаще всего достаточно удилища длиной девять метров или штекера максимальной длины. Очень важно точно и вовремя положить на дно достаточное количество прикормки. В отличие от ловли в условиях соревнований, особых требований к прикормке можно не предъявлять. Очень неплохим вариантом служит смесь любой покупной прикормки с рассыпчатой пшенной кашей в соотношении один к одному. Если кашу варить нет желания, то прикормку нужно дополнительно «связать» глиной и утяжелить галькой и песком. Прикормка может быть даже более плотной, чем та, которая используется для фидера. Дело в том, что волна от баржи или теплохода ударяется в берег и создает мощное подводное течение, идущее от берега. Сила придонного течения такова, что не утяжеленную прикормку буквально смывает. Часть прикормки уходит от берега, а часть сносится на несколько метров ниже. Поэтому или придется брать более длинное удилище и ловить дальше и ниже, что очень неудобно, или прикармливать заново. Практика показала, что лучше не рисковать и сразу закормить десятком шаров тяжелой прикормки. Рыба будет реагировать с затяжкой по времени, но зато клев станет стабильным и продолжительным. Советую прикармливать на полметра ближе поплавка. Прикормка, попав на окончание свала постепенно опуститься ниже – на бровку. Плюс к этому, при сильном течении оснастку так или иначе, но подожмет к свалу, а ловить чуть ближе всегда проще.
Кроме поплавков каплеобразной формы, очень хороши конструкции, у которых каплевидное тело резко сужается в верхней части до приблизительно трех миллиметров и продолжается вверх на несколько сантиметров. На окончании этой тонкой, практически цилиндрической части расположена стандартная антенна. Хороши также поплавки, у которых каплевидное тело заканчивается антенной, обладающей собственной заметной плавучестью. Такие конструкции хорошо и устойчиво себя ведут практически при всех манипуляциях с оснасткой.
К основным манипуляциям относятся разнообразные задержки и остановки движения оснастки. Разнообразие обусловлено как раз переменчивостью течения по силе и направлению, а также изменением уровня воды. Естественно, что чем сильнее течение, тем длиннее поводок, что регулируется положением подпаска, и тем активнее нужно удерживать и замедлять проплыв оснастки и волочение приманки по дну.
При очень сильном течении клев, как правило, прекращается из-за невозможности маховым удилищем удержать приманку в точке ловли на нужном уровне. В такие моменты имеет смысл брать штекер с тяжелой оснасткой и плоским поплавком или, наоборот, короткой удочкой ловить прибрежную рыбу на верхней бровке. А можно просто передохнуть и подумать.