Чехонь замечательна не только известными гастрономическими качествами, в первую очередь она интересна множеством загадок и тайн, связанных с ее биологией. Это одна из самых малоизученных европейских рыб. И почти везде ее количество на порядок ниже, чем обитающих с ней бок о бок плотвы, голавля, язя и леща. Численность чехони временами подвержена резким колебаниям: один-два сезона ее поголовье огромно, а в последующие два-три не встретишь ни одной рыбки. Ихтиологи не могут сказать наверняка, с чем это связано…
Хотелось бы рассказать о том, где, когда и как ловят чехонь на Нижней Волге. Надо признать, что при всей своей обыкновенности чехонь все-таки сложный объект для спортивной и любительской рыбалки. Ловля чехони предельно проста, но для начала ее нужно найти, а сделать это далеко не так легко, как может показаться. И все же, несмотря на сложность поиска, чехонь частенько преподносит рыболовам приятные сюрпризы. Поклонники легкого спиннинга, миниатюрных вертушек, колебалок и воблеров, отправляющиеся в низовья Волги за язем, голавлем и жерехом, иногда уезжают с солидным уловом именно чехони, а не пресловутого «белого хищника». Еще более любопытно то, что произойти это может в любое время года: и ранней апрельской порой, и в середине жаркого июля, и в прохладные сентябрьские дни.
Вспоминается один курьезный случай. Дело было в первых числах января. Вместе с другом я рыбачил на одной из волжских проток в районе села Ушаковка (это чуть ниже Волгограда). Подледный лов шел из рук вон плохо. С самого рассвета и до двух часов дня мы взяли по два десятка плотвичек и окуньков. Подгоняемые бесклевьем, решили попытать удачу на свале русловой бровки, где, как оказалось, глубина составляла от 8 до 11 метров. И вот среди ледяных торосов, в самый разгар зимы, на мормышку с подсадкой мотыля стала брать чехонь, да какая! По 300–500 граммов! Такого чуда мы не ждали, потому что ни я, ни кто-либо из моих друзей нигде и никогда не ловили чехонь зимой. Так вот, в течение полутора часов мы вдвоем поймали около 300 штук. Этому странному, не побоюсь сказать, парадоксальному поведению чехони у меня нет объяснения и сейчас. Почему она клевала именно в тот январский день и никогда после этого?
В моей памяти остались еще несколько невероятных сюрпризов, которые чехонь преподнесла в конце лета и начале осени. Так, в последней декаде августа, рыбача с лодки в окрестностях села Солодники Астраханской области, я взял на легкую вертушку несколько приличных голавлей, язя и пару килограммовых жерехов, а где-то около девяти часов началось такое, что даже спустя много лет я вспоминаю с большим удивлением. Чехонь налетела неожиданно и в огромном количестве, и на протяжении почти часа каждый мой заброс оказывался результативным. Затем поклевки стали редкими, а вскоре и вовсе прекратились. Непонятно, откуда этот косяк взялся и куда ушел, но за какой-то час я поймал около 50 штук.
Схожий случай был на протоке Герасимовка в Волго-Ахтубинской пойме. Нас было трое: я ловил легкими вертушками и колебалками, один мой приятель предпочел силиконовые приманки, другой пробовал нахлыст. Стояли мы в 20–30 метрах друг от друга. В моем садке уже числилось несколько судачков, бершиков и окуней, у Геннадия на джиг взяли два хороших судака, а Дмитрий на различные мушки выудил щучку, десяток окуньков и что-то там из бели. Но потом все повторилось точно так же, как когда-то в Солодниках. Чехонь появилась неожиданно, будто из ниоткуда, и около полутора часов длилось настоящее светопреставление. Рыба клевала на все: и на виброхвост у дна, и на вертушку в полводы, и на мушку с поверхности. В тот день мы, что называется, обрыбились, набив чехонью 12-литровое ведро и еще пакет.
Также припоминается еще одна интересная рыбалка в поселке Зубовка Астраханской области. Только случилось это, как ни странно, в апреле. Было еще прохладно, дневная температура не поднималась выше пятнадцати градусов, и, как следствие, вода не успела прогреться в должной мере. Мы неплохо отловились с берега и лодки на фидер. Попадались подлещик, синец, серебряный карась, крупная плотва и даже окунь. На спиннинг взяли судака и несколько хороших щук, а вечером удалось вытащить соменка и толстолобика на девять кило. Ранним утром следующего дня мы вышли на лодке и в 50 метрах от берега стали ловить на вертушки, попперы и колебалки. Сначала рыбалка шла вяло: взяли несколько щучек, судачков и вездесущих окуньков, но затем появилась чехонь. Она жадно набрасывалась на вертушки и колебалки. Клев с переменным успехом продолжался примерно три часа, после чего поднялся холодный порывистый ветер, и рыба совсем перестала брать. За это время мы надергали почти
7 килограммов чехони. И снова вопрос: откуда она взялась и почему появилась у берега в холодной апрельской воде в таком количестве?
Анализируя подобные случаи, я сделал вывод, что на крупных водоемах чехонь ведет себя совершенно непредсказуемо. Что же тогда получается? Неужели поведение чехони невозможно прогнозировать? Где ее в таком случае искать и на что ловить? Изучив массу литературы и не найдя вразумительных ответов, я пришел к заключению: если ихтиологи ничего конкретного не говорят, значит, нужно расспрашивать местных старожилов. Дальнейшая проработка этого вопроса привела меня к интереснейшим людям, знающим о повадках рыбы-сабли много, если не все.
Начнем с того, что изначально чехонь почти невозможно поймать там, где ее нет, или там, где она случайный гость. Отсюда первое правило: чехонь следует искать в таких местах, где она присутствует на протяжении всего года. Если на конкретном участке водоема (реки, водохранилища) чехонь нет-нет да и попадается на крючок в течение теплого времени года, значит, в этом месте она регулярно выходит на кормежку и, как следствие, у рыболова появляется перспектива обнаружения постоянных стоянок рыбы. Первым делом нужно поэкспериментировать с приманками: поскольку речь идет о ловле чехони на спиннинг, то и приманки имеются в виду, конечно же, спиннинговые.
Сразу оговорюсь: с точки зрения науки, чехонь — типичный обитатель открытых поверхностных вод, причем очень активный и постоянно нуждающийся в большом количестве калорий, с явным уклоном к хищничеству (особенно во время нагула). Жирующая чехонь в конце лета начинает предпочитать насекомым нежных мальков стайных карповых рыб (плотвы, уклейки, быстрянки). Именно поэтому наиболее действенными спиннинговыми приманками для нее будут вертушки и колебалки самых малых номеров. Из всего многообразия воблеров, максимально подходящих для ловли чехони, лучше всего себя зарекомендовали крэнки и шэды с коротким каплевидным телом.
Чехонь очень требовательна к прозрачности и чистоте воды, а также к высокому содержанию в ней кислорода, поэтому концентрируется в большом количестве там, где есть ярко выраженное течение и высокие показатели прозрачности воды. Как уже было замечено, это рыба пелагическая, то есть держится в толще воды или в приповерхностных ее слоях. Таким образом, совершенно очевидно, что использовать донные снасти не имеет смысла (хотя бывают исключения).
За пятилетнюю практику я пришел к довольно банальному выводу, что чехонь жирует в основном весной и в конце летнего сезона. В эти периоды у нее наиболее ярко выражена пищевая активность, кормовые перемещения косяков стабильны, а ловить ее можно не только в виде случайного прилова, но и целенаправленно.
Интересно, что чехонь после зимовки ждет прогрева воды до +10, 12° и только потом выходит стаями на открытую воду в поисках пропитания. Если весна выдается холодной и вода не прогревается до нужной температуры, то весенний жор может вовсе не наступить. Вспышки кормовой активности возникают также в середине лета, но эти проявления непостоянны и эпизодичны. С осенним клевом все понятно: рыба в это время усиленно питается, запасаясь жиром перед грядущим зимним постом.
Отправляясь на поиски чехони, необходимо знать, где конкретно держится рыба. Небольшие ее группы занимают, как правило, бровки и свалы русловых омутов и перекатов. Нельзя забывать и о том, что чехонь редко подходит близко к берегу. Большие косяки во время активного нагула вообще не уходят с главных русловых струй и кормятся здесь вполводы над глубиной 7–10 метров. За годы целенаправленного поиска, исходив вдоль и поперек большую часть нижневолжской поймы, я выявил несколько стабильных точек, где чехонь кормится постоянно (весной, летом и осенью). И косяки ее в этих местах достигают впечатляющей численности — в несколько тысяч особей! Особо богатые уловы доставались мне в двадцатых числах августа и в первой половине сентября. В апреле — мае клев значительно хуже, непостоянен и непредсказуем. В целом, южнее Волгограда чехонь достаточно многочисленна, для того чтобы ее найти.
Есть еще одна интересная особенность в поведении чехони. Тяготея к местам с резким перепадом глубин и сложным направлением водотоков, она поневоле делит эту экологическую нишу с голавлем, язем и жерехом и, как следствие, часто попадается на крючок вперемешку с ними. Косяк чехони может крутиться вокруг облюбованного переката на большом расстоянии, двигаясь концентрическими кругами в 50–100 метрах от его центра. Поэтому в перерывах между подходами голодной стаи в качестве прилова обязательно будут попадаться язь и голавль, а возможно, и жерех.
Однажды, рыбача в районе Каменного Яра на большом перекате с перепадом глубин от 2,5 до 9 метров, я выуживал по 3–4 чехони, после чего наступала пауза, потому что косяк двигался дальше по своему кормовому маршруту, описывая большие круги. Так вот в промежутках между подходами чехони мне удалось взять около десятка голавлей и полуторакилограммового язя. Каков вывод? Там, где на резких перепадах глубин (на достаточном отдалении от береговой линии) держатся голавль, язь и жерех, непременно будет и чехонь. Однако какой бы увлекательной ни казалась мысль о поимке этой интереснейшей рыбы, рыболов должен быть готов к неутомимому и кропотливому поиску перспективных и, что называется, стопроцентных точек клева.
Теперь подробно о приманках. Что касается блесен, используемых мною, то здесь сгодятся любые вертушки и колебалки миниатюрных размеров. Окраска лепестков вращающихся блесен принципиального значения не имеет, но иногда, особенно весной, когда вода до половодья еще достаточно прозрачна, серебристые лепестки работают лучше золотистых и пестро окрашенных. С колебалками такая же история. Небольших размеров воблеры (особенно крэнки и шэды) тоже можно использовать, но при этом страдает дальность заброса, столь необходимая при ловле чехони. Но если косяк подходит близко к рыболову (случается и такое), то уловистыми могут оказаться даже очень легкие воблеры. Отдельно хотелось бы сказать о самых мелких кастмастерах. Настоятельно рекомендую. По уловистости они уступают вертушкам, но дальность заброса при этом большая. Опираясь на личный опыт, могу с уверенностью сказать, что вертушки и кастмастеры — лучшие спиннинговые приманки для чехони.
При определенных обстоятельствах чехонь успешно ловится нахлыстом. Правда, этот способ доступен далеко не каждому рыболову. Как-то в первых числах сентября мы с другом, убежденным нахлыстовиком, попали на безымянный ерик в Приволжском районе Астраханской области. На спиннинг брали разнокалиберная щука, изредка судак. А мой друг с завидным постоянством вываживал на сухую муху голавлей и окуней. Солнце ощутимо припекало, клев стал сходить на нет, и вдруг на муху начала брать отборная красноперка, а следом за ней подошел большой косяк чехони. Каждый заброс приносил моему другу желанную летучую рыбку, и менее чем за полчаса он стал счастливым обладателем двух десятков солидной чехони. Мне же на вертушку не попалось ни одной. В неглубоком ерике чехонь почему-то кормилась исключительно с поверхности, и спиннинговые приманки ее совершенно не интересовали. Только сухая муха была ей по вкусу…