Чаще наблюдаешь людей обычных, чье здоровье соответствует прожитым годам, количеству болезней и травм, залеченных не до победного финала. Приходится и рыбакам относиться к себе сообразно сказанному: солнцепека избегать, прикормку применять правильную, а снасти — единственно возможные в данное время и в данном месте.
Речки наиболее пригодны для проведения разных опытов, отработки методик ловли рыбы, а также для доведения снастей до оптимальных параметров. Весомые уловы здесь всегда трудовые. Крупная рыба в уловах неумех отсутствует: полагаю, и крупного жереха не поймаешь, если не научился ловить в малой реке густеру, подлещика, леща. В отличие от рек, из которых густера сама выпрыгивает на сковороду, ловля густеры в р. Оскол не процветает. Поклевки густеры, как правило, редкие, случайные.
Во многих водоемах Кубани, к примеру, ловля густеры не представляет труда. В каналах рисовой системы, бывает, мелкие «фанерки» атакуют наживки бесперебойно. Но кубанский опыт оказался лишним. Методики и снасти не «работали» в новых условиях. Новый опыт нарабатывался 10-12 летних сезонов. Поделюсь с читателями итогами опытов.
Утром густера кормится ниже перекатов, преимущественно на обширных и глубоких плесах. Как правило, часть стаи обследует прибрежные глубины, передвигаясь навстречу течению на расстоянии около 2 м от берега, если глубина не менее 2 м. На шлейфе из прикормки, разбавленной луговой землей, густера может клевать долго, но прикормку полезно периодически добавлять. Другая часть стаи кормится поодаль от берега. Утром она досягаема маховым удилищем длиной 6-8 м. Днем значительная часть стаи держится на расстоянии от берега до 30 м и более. Оптимален дальний заброс и широкий шлейф из прикормки, но совершать дальний заброс в одну точку очень трудно, а чаще невозможно. Ветер любой силы играет свою негативную роль.
Снасть для дальнего заброса применяется традиционная. Ее исполнение зависит от предпочтения и привычки ловца. Оптимальна проводка над шлейфом из прикормки. Иногда волочение наживки по дну работает лучше.
Маховые удилища нужны легкие, поскольку густера признает проплыв и проводку с волочением наживки по дну, когда удилище постоянно находится в руке. Это спортивный вид ловли, отвергающий «многостаночников» изначально, поощряющий ловца на применение распределенной огрузки в снасти, улучшающей результаты.
Прибрежная ловля густеры производится коротким маховым удилищем, не длиннее 4 м. Оснастка требует от рыболова «ювелирного» подхода. Поплавок применяется грузоподъемностью 3 г; подпасок — 0,09 г; распределенная огрузка — с интервалом около 30 см, а именно: 0,14, 0,24, 0,5, 0,64, 1,0 г; общий вес огрузки — 2,61 г. Понятно, что поплавок грузоподъемностью 2 г утонет, а 4-х г поплавок будет оказывать рыбе сопротивление около 1,5 г, чрезмерно ее настораживать, сведя на нет все усилия ловца по уравновешиванию огрузки напором потока воды. Удилище — в подставках. Именно соблюдение простых и понятных требований позволяет добиться успеха.
Выше переката густеру обнаруживаешь рядом с мостиками, с которых мальчишки ловят уклейку и плотву на хлеб, применяя хлеб-прикормку. Здесь густера клюет только со дна и только на хлебные катышки. Применять приходится удилища не длиннее 3 м, как правило, клев здесь бывает с 13 до 15 часов. Интересно, что в таких местах обнаруживаешь и подлещика, но на расстоянии от берега около 8-10 м. Очевидно, стая подлещиков периодически, наверное, когда вокруг соблюдается тишина, подъедает прикормку. Клюет подлещик на хлебные катышки или червя, но шлейфа из прикормки требует. Наживку или насадку подлещик берет только со дна.
Во второй половине дня и ближе к вечеру стаю густеры обнаруживаешь вблизи привад. На приваде клюет мелкая густера и не часто. Стая крупной густеры отходит от берега на 10-15 м, где отдыхает и лениво кормится проплывающим кормом. На шлейфе из прикормки клев часто переходит в жор, если применяется дальний заброс и волочение наживки по дну. Кстати, густеру давно ловлю только с применением опарыша, она всегда предпочитает эту наживку.
Провальные обеденные часы на клеве густеры не отражаются. Но ловец должен находиться в это время на повороте русла, где в главной струе, прижимаемой к берегу, на расстоянии от берега 2-5 м, проводки наживки на расстоянии 15-20 см от дна провоцируют верный клев без сходов. Правда, стая здесь проходная. Даже прикормка может продлить время клева до одного часа, не более. Маховое удилище здесь работает хорошо, но болонская снасть — много лучше.
Очень перспективно место, где производился сброс воды из пруда-отстойника в реку, когда работал земснаряд. Ниже по течению образовался слой ила, на иле выросли водоросли, кишащие разной водной живностью. Здесь стая густеры или подлещиков присутствует часто и продолжительное время. Успешны дальний заброс и проводки вблизи дна или с волочением наживки по дну. Подлещик хорошо клюет и со дна — на червя или манку. Здесь же кормится и стая из крупной плотвы…
Во второй половине дня наиболее интересна ловля густеры на перекате. Шлейф из прикормки надо создавать в конце переката и перпендикулярно к потоку воды, почти от берега до берега. Поплавок надо применять грузоподъемностью 4 г, ничего более не изменяя в оснастке для дальнего заброса. Заброс производится к противоположному берегу с расстояния от шлейфа из прикормки около 20 м. Катушка устанавливается на тормоз. Наживка медленно перемещается по дуге в сторону ловца, падая на дно, приподнимаясь над дном, играя в струе воды. Правда, недолго — кормящаяся в конце переката стая густеры быстро «пресекает» этот ход. Поклевки, как правило, длятся до темноты. Интересно, что любые донки здесь бесполезны, как и проводки — клев всегда только случайный.