Начавшиеся, а на многих подмосковных водоемах и не прекращающиеся миграции плотвы, подлещика и окуня заставляют искать активную рыбу по площадям и по горизонтам. Тактика высиживая на прикормленном месте срабатывает только, если предугадать маршруты миграции, чему может помочь знание водоема и элементарное везение.
Самому искать рыбу на незнакомом водоеме шириной более пятисот метров, двигаясь по скользкому ледяному покрытию сейчас занятие не очень удобное и неблагодарное. Несмотря на то, что делать лунки в тонком льду можно очень быстро, в течение нескольких секунд, на каждую новую дырку тратится время на очистку от крошева льда и главное – на проверку на наличие рыбы.
Камеры и эхолоты не ускоряют поиск, так как приборы показывают наличие рыбы, а ответ на вопрос активная ли эта рыба, или нет, дает только игра приманкой.
Лично я для себя сделал вывод, что гораздо быстрее искать активную рыбу сверля лунку за лункой и опуская в них мормышку или чертика. Десять проводок достаточно, чтобы сделать вывод. Поскольку сейчас на многих водоемах рыба кормится периодами, поиск не только усложняется, но и затягивается и может сравниться с продолжительностью еще короткого светового дня.
Только очень устремленный рыболов отважится на такую рыбалку.
Знание водоема предполагает не только знание рельефа, но и повадок местной рыбы.
По моим наблюдениям, с каждым годом становится все больше водоемов, на которых успешные рыбалки у тех рыболовов, кто ловит в полводы, то есть, например, при глубине под лункой метров восемь ловят выше дна на метр, два или пять-шесть.
Но нередко рыба поднимается еще выше и занимает горизонт под самым льдом, и что самое главное, так это то, что она активно кормится.
ЛОВЛЯ ОКУНЯ
На водоемах, которые я посещаю в феврале, утром и в середине дня искать мелких и средних по размеру окуней лучше на границе подводной растительности, а крупные экземпляры устойчиво придерживаются бровок с глубиной 5-6 м.
Начинаю ловлю на неглубоких местах как с использованием «чертика» или мормышки, так и с блесны, что зависит от особенностей водоема.
В зависимости от водоема и погоды окунь будет лучше клевать или на вертикальную, хорошо планирующую блесну длиной 25-40 мм или на балансир длиной до 70 мм.
При очень вялом клеве может выручить относительно широкая, но короткая, легкая блесна длиной 12 мм, при ширине 5-7 мм.
Окунь совершенно не боится шума от сверления лунки, поэтому в «свежую» лунку сразу же опускается блесна, с таким расчетом, чтобы она находилась около метра от нижней поверхности льда. Прежде чем проверять придонный уровень я встаю и делаю несколько взмахов под самой лункой.
Если этот прием не приносит успеха, то следует постепенно увеличивать спуск на метр, и так до дна. Поиск окуня по такой схеме происходит по принципу: больше лунок – больше рыбы. После первой же поклевки необходимо заметить точный спуск и уже не менять его от лунки к лунке в течение получаса. Собственно, после первой поклевки и определения горизонта нахождения рыбы и начинается ловля, с постоянным сверлением лунок и сменой районов ловли.
Для того, чтобы убедиться в наличие или отсутствии в известном месте рыбы достаточно не более пяти лунок.
В водоемах, где товарного окуня мало, или он осторожен и не желает проявлять интереса к блесне, стоит прибегнуть к помощи мормышки.
Оптимальная тактика ловли прибрежного окуня на мормышку успешно апробирована в следующей схеме. Как правило, окунь реагирует на мормышку, а не на блесну в водоемах, где рыба испытывает многолетний прессинг со стороны рыболовов. Понимание данного факта есть основа «спортивной» тактике ловли на результат.
После первой же поклевки и после каждой пойманной рыбы рыболов опускает в лунку несколько личинок мотыля, а еще лучше репейника. Окунь после этого станет брать приманку не только в полводы, но и под самым льдом. И это хорошо.
Чем выше удастся поднять рыбу, тем активнее она будет брать приманку.
Как только окунь начнет брать приманку в лунке, так следует ожидать поклевок крупных экземпляров, среди которых нередко попадается и плотва.
Глубинный окунь ведет себя совершенно иначе. Если нет поклевок на блесну или балансир, то с переходом на ловлю с мормышкой нужно осознавать, что это ловля на наживку.
Заинтересовать глубинного окуня всегда удается с помощью прикормочного мотыля. Собранная рыба не будет реагировать ни на блесну, ни на чертика, ни на балансир. Окунь будет собирать со дна личинок мотыля в пятне прикормки. Самой надежной снастью будет тяжелая мормышка сферической формы с пучком мотыля на крючке. Несколько медленных проводок мормышкой с последующим шевелением приманка около дна способны раззадорить не только крупного окуня, но и судачка.
ЛОВЛЯ ПЛОТВЫ И ПОДЛЕЩИКА
Всем известно, что не только в феврале, но и по первому, и по последнему льду, плотва поднимается выше дна и начинает хватать приманку на разных горизонтах.
До изменения кислородного режима она занимает какой-то горизонт, но как только в лунку попадает прикормка, плотва начинает перемещаться то вверх, то вниз. На этом основан известный способ ловли плотвы на тонущую приманку.
Способ заключается в том, что лунку прикармливают сухой смесью, например, сухарей, сухого молока и частичек жмыха, которые медленно набухая образуют столб прикормки, в котором плотва ходит вверх-вниз. Я нередко в качестве прикормки использую обычное молоко, которое периодически подливаю в лунку.
В качестве снасти я использую очень мелкую и легкую мормышку, белого цвета, например, из олова. Техника ловли заключается в периодических подъемах мормышки без игры на метр-полтора, с последующим медленным опусканием.
В том случае, если плотва не реагирует на прикормку, лучше перейти на безнасадочную ловлю.
Что касается подлещика, то в феврале его поведение начинает напоминать поведение плотвы. А значит и подходы к их ловле становятся схожими.
Важно после поимки первых рыб измерить глубину до дна и зафиксировать ее. Бывает так, что «рабочая» глубина найдена, ловля идет успешно, но вот наступает момент, когда поклевок в новых лунках нет. Если измерить расстояние до дна в новых лунках, то выясняется, что она резко изменилась. И рыба здесь уже не держится. Казалось бы, какая разница плотве, десять метров до дна или два? Значит есть.
Московскими рыболовами достаточно хорошо освоена ловля леща и крупной плотвы в полводы именно над ямами в водохранилищах. Если яма не отнесена к зимовальным, то она всем известна и лед уже к середине зимы становится похож на решето от лунок.
В условиях высокого прессинга, когда рыбу «гоняют», случается так, что рыбу можно поймать лишь в считанные секунды и стая уже проходит. Мормышка с мотылем становится очень «медленной» и маломобильной снастью. Остается «чертик». Важно не только «подглядеть» у удачливых рыболовов рабочий спуск, но и правильно подобрать чертика по размеру и цвету. Бывает так, что подлещик лучше клюет на более крупную приманку.
Я люблю найти свою рыбу вдалеке от толпы. При определенной настойчивости и трудозатратах это удается почти всегда.
Когда поклевки прекращаются, ближе к обеду, имеет смысл взять снасть с более тонкой леской и более мелким чертиком. Иногда, особенно при ловле плотвы, очень уловистой становится «коза». Нередки случаи, когда плотва начинает хорошо ловиться на чертика черного цвета, а к обеду предпочитает хватать козу бежевого или белого цвета.
И еще. Опытные рыболовы знают о том, что даже в те дни, когда подлещик ловится со дна, с прикормки, к вечеру он поднимается выше дна и ловля в сумерках становится ловлей в полводы. Причем ловится из прикормленных лунок, но на высоте полтора-три метра выше дна, вплоть до наступления темноты.
Ловля плотвы и леща на турбулентном течении, также часто переходит в ловлю в полводы. Ловить удается только на очень тяжелые шарообразные вольфрамовые мормышки или на вольфрамовые чертики, которые, как мне кажется, предпочтительнее из-за того, что без наживки они имеют меньшее сопротивление на течении, а значит, их движение в воде легче контролировать и добиваться нужной игры.
Очень хорошие результаты дает использование «паравоза» из двух чертиков.
Иная ситуация в реках с ровным и слабым течением. Здесь одной из причин подъема мирной рыбы в полводы, мне кажется, можно считать влияние со стороны хищника. Вполне возможно, что стаи плотвы и подлещика, особенно во время хода по реке, поднимаются под давлением стай судака и крупного окуня, которые придерживаются более низкого горизонта. Второй причиной подъема рыбы под лед может быть охота за дафниями и бокоплавами, особенно если донного мотыля в реке мало.
Ловля в таких условиях практически такая же, как и ловля в водоеме без течения и без прикормки. Эффективными становятся специальные, достаточно крупные и вытянутые, безнасадочные мормышки.
Хорошо, если на крючке такой мормышки находится пара подвижных бисеринок. Бисер лучше использовать крупный. Он стабилизирует хвост мормышки во время игры, и мормышка всегда ориентирована вдоль течения.
В сезон наступающего глухозимья только опыт и вера в свои силы могут компенсировать все неудобства передвижения по ненадежному в этом году скользкому льду.
Комментарии (0)