Россиян переведут на рыбу

Россияне распробовали рыбку. Потребление даров морей и рек растет в стране год от года (возможно, впрочем, из-за дороговизны мяса). Не отстают от спроса и рыбаки: вылов биоресурсов моря тоже увеличивается. Правда, надолго ли их хватит, не известно.

Потребление рыбы и прочей морской продукции возросло в России с 14 кг на человека в год в 2008-м до 22 кг в 2011-м. Это уже выше минимума, рекомендуемого Минздравсоцразвития (20 кг) и почти соответствует уровню потребления рыбы в СССР (24 кг). Но правительство ожидает от граждан еще больших достижений в плане поедания рыбы: госпрограмма развития рыбохозяйственного комплекса на период с 2013 по 2020 гг. предусматривает увеличение среднедушевого потребления морепродукции до 28 кг в год (видимо, мясо очень сильно подорожает!). В начале июля правительство утвердило новую потребительскую корзину: хлеба и картошки там стало меньше, а рыбы (впрочем, и мяса тоже) – больше.

Сможет ли рыбопромышленная отрасль удовлетворить растущий спрос на морепродукты? В правительстве полагают, что сможет. Отрасль начала приходить в себя после длительного спада где-то в середине нулевых, с 2008-го вылов рыбы растет примерно на 300 тыс. тонн в год. И уже в 2010 г. был обновлен рекорд 15-летней давности: вылов водных биоресурсов перевалил за 4 млн тонн. В прошлом году – новый рекорд: 4,2 млн тонн. При этом рост производства в рыболовной отрасли превысил 12%, что стало лучшим отраслевым показателем в российской экономике. В этом году планируется добыть 4,3 млн тонн, и уже наблюдается рост добычи: согласно данным Росрыболовства, промышленный вылов водных биоресурсов уже вырос более чем на 2%.

Учитывая растущие аппетиты и вкус наших граждан к морепродуктам, промысловики ускоренными темпами наращивают вылов деликатесных водных биоресурсов. Так, за первые три месяца этого года выловлено 5,2 тыс. т крабов – на 300 т больше, чем за соответствующий период прошлого года, а креветок – до 3,4 тыс. т, на 400 тонн больше.

Но и нынешние показатели далеко не предел. Достаточно вспомнить, что в советские годы вылов рыбы и морепродуктов доходил до 11 млн тонн. В развития рыбохозяйственного комплекса поставлена задача увеличить вылов до 6 млн т, а производство рыбопродукции (в том числе с высокой добавленной стоимостью) – до 5,3 млн тонн.

Планируется активно развивать аквакультуру – выращивание рыбы в специальных питомниках: к 2020 г. ее должно поступать на прилавки более 400 тыс. т в год. Это весьма перспективный бизнес: в странах, имеющих соответствующие водные ресурсы, до 40% продаваемой рыбы выращено на рыбофермах, а в Китае – более 60%. В феврале этого года на сайтах Госдумы и Росрыболовства был выложен законопроект "Об аквакультуре". С тех пор в профильный комитет ГД было внесено более ста поправок к документу – на этом процесс пока застопорился. Впрочем, ожидается что закон в любом случае будет принят до конца года, и отечественные рыбопитомники получат свою правовую базу.

Другой вопрос, каково качество производимой там "рыбопродукции". Ведь не секрет, что "домашняя" норвежская семга, столь аппетитная на вид и жирная, нередко выращивается с применением гормонов роста и различной биохимии, о которой потребителю лучше вообще не знать. "Дикая" рыбка, выловленная в реке или океане, пусть и не может похвастаться таким "товарным видом", но куда безопаснее для здоровья.

В этой связи приятно, что доля импортной рыбы в рационе россиян снижается. Если в 2007 г. за рубежом было закуплено 1,1 млн тонн морских биопродуктов, то есть, более половины от общего объема потребления, то в 2011-м – 917 тыс. т, то есть менее 30%. По сравнению с 2010 г. поставки из-за рубежа снизились на 7,7%. Согласно "рыбной" госпрограмме, к 2020 г. доля импортной морепродукции должна быть снижена еще вдвое – до 15%.

Возможно, мы довольно быстро вышли бы на этот показатель, если бы попутно не экспортировали морепродукты. Но их поставки за рубеж растут пропорционально росту вылова – с 1,32 млн т в 2007 г. до 1,75 млн т в 2011-м. Таким образом, наш рыбный экспорт почти вдвое превышает импорт, и Россия становится все более крупным нетто-экспортером рыбы. Правда, экспорт зачастую осуществляется с нарушениями закона, а подчас вообще сопряжен с браконьерским ловом рыбы. Но уже в ближайшее время "серый" и "черный" рыбный экспорт должен сократиться: Росрыболовство в ходе специального расследования выявило несанкционированные связи наших рыбопромысловых предприятий с иностранными компаниями, например с гонконгской Pacific Andes, которая выкупала у них 60% добываемого минтая. В конце июля правительственная комиссия по иностранным инвестициям под руководством Дмитрия Медведева распорядилась навести порядок в стратегической рыбопромысловой отрасли. Так что, будем надеяться, наш минтай вернется на прилавки, минуя Китай.

Вообще, Россия могла бы добывать еще больше рыбы, если бы позволяли старые лохани, на которых рыбаки выходят в море: 80% рыболовецких судов уже отслужили свой эксплуатационный срок. Они давно не выдерживают конкуренции по эффективности и экономичности с зарубежными траулерами. Тем не менее процесс обновления флота идет ни шатко ни валко. Современное рыбодобывающее судно стоит под €100 млн, а у российских компаний-добытчиков, как правило, нет имущества, которое можно было бы заложить под получение такого крупного кредита. Однако в Росрыболовстве подсчитали, что если не заменить старые суда на новые, к 2020 г. рыбаки будут добывать на 1 млн т меньше рыбы, чем теперь. Для переоснащения отрасли планируется предоставлять рыбакам льготные кредиты, а для улучшения системы сбыта – открывать по стране специализированные рыбные рынки.

Другая, более серьезная проблема заключается в том, что в океане может не хватить рыбы. Ученые давно предостерегают рыбаков от излишнего рвения. Так, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, половина мировых запасов далеко мигрирующей и трансграничной рыбы эксплуатируется на пределе способности к воспроизводству. Сейчас в мировом океане наибольшей опасности подвергаются тунец и акула (не будем вспоминать, сколько пород рыбы уже исчезло в наших реках). Постепенно рыбаки переходят на все менее ценные породы (например, еще полвека назад минтай мало кого интересовал). Вообще же, пик добычи морских биоресурсов был пройден человечеством давно,в конце XIX – начале ХХ века. С тех пор объемы вылова постепенно сокращаются. И, по мнению президента Международного союза охраны природы (IUCN) Ашока Хослы, рыболовство как отрасль прекратит свое существование после 2050 г., как так к этому моменту рыбные ресурсы полностью истощатся. Придется питаться рыбой из питомников.

Источник: ФАР