Это случилось даже несмотря на резкое сокращение генетического разнообразия из-за того, что изначально в озеро попало небольшое количество особей. Исследование опубликовано в журнале Molecular Ecology.
Микижа живет у берега Тихого океана от Калифорнии до Камчатки. Эти рыбы проводят большую часть года в открытом океане, но на нерест поднимаются по рекам. Такой образ жизни позволяет ей вырастать крупнее, чем, если бы она всю жизнь проводила в пресной воде.
В конце XIX века микижу поселили в пресноводное озеро Мичиган на территории США. Она по-прежнему поднималась в притоки для нереста, но проводила большую часть времени в пресноводном озере как в суррогатном океане.
В генетических исследований биологи нашли три участка хромосом, которые существенно изменились. Два из них связаны с поддержанием баланса солей и ионов — осморегуляцией.
Пресноводные рыбы активно захватывают ионы из среды, чтобы восполнить естественные потери вследствие диффузии, в то время как океанические выкачивают их наружу.
Третий участок связан с метаболизмом и регенерацией. Согласно идее ученых, это изменение позволило рыбам приспособиться к новым видам добычи или выделить дополнительные ресурсы на жизнь в новой среде.
Согласно другому объяснению, это защита от паразитической морской миноги, случайно завезенной в озеро Мичиган в 1930-х. Она вгрызается в тело микижи и оставляет крупные раны.
«Открытая рана в пресной воде более опасна, чем в соленой, так как клетки в первом случае разрываются быстрее, — говорит ведущий автор работы Жанна Уиллоби из Университета Пердью. — Более того, морская минога в больших количествах обитает в Великих озерах, в то время как на радужную форель в естественном ареале ее обитания она нападает редко».