Кама в предзимье сурова и щедра. Холодно, ветрено, дождь сменяется мокрым снегом…
Но именно теперь основная масса рыбы покидает обширные мелководные поливы и скапливается в русле, неторопливо мигрируя вниз по течению. Концентрация судака такова, что где на нижней бровке ни брось якорь — поклевки будут. А уж если пересекутся пути рыболова и судачьей стаи, рыбалка запомнится надолго.
Такая картина повторялась каждый год… до прошлого года включительно. В этом году все вышло иначе. Не оказалось рыбы в русле! И поклевок не было, и эхолот рыбу не показывал. Итог первого дня — окунь на полкило и судачок немногим тяжелее. Уху сварить можно, но в чем же дело? Вода холодная, 2,5 градуса против обычных в это время пяти. Может, осенняя миграция закончилась, вся рыба прошла? Маловероятно. Знатоки здешних мест утверждают, что рыба идет до конца ноября, а то и позже. Может, ловить не умеем? Это, пожалуй, ближе к истине. Ну, ничего, вечером из Казани приедет Доктор, все расскажет, а завтра и покажет.
Доктор ведет нас по отработанному, выстраданному маршруту от одной русловой ямы к другой. Сигара — Шантала — Каменный маяк — Угол — Сигара. Ничего! Только в Шантале эхолот показал бель, да и то в скромном количестве. На троих — ни одной внятной поклевки! Такой рекорд побить будет трудно, как минимум вчетвером это придется делать. После рыбалки на пляже в Саконах встречаем местного рыболовного гуру, он из года в год проводит осень здесь. Сегодня весь день крутился у Сигары, итог рыбалки — 3 поклевки, один судак. На 6 кило. Говорит, секрет в проводке. Крупный судак не любит «ступеньку», надо проводить приманку медленно и почти равномерно с чирканьем по дну. Пусть так, но три поклевки за день — разве это результат?
Причина, по его словам, проста. Рано! Рыба еще не скатилась в русло, массовая миграция не началась. Но обязательно со дня на день начнется. Честно говоря, никогда бы не догадался. В позапрошлом году в эти же дни вода была + 5, а миграция уже вовсю шла.
На следующий день достойную рыбу, в основном щук, мы наконец поймали. Сработал не крутой обрыв, а плавный свал в русло. Все поклевки были на глубине от 9 до 12 м. Но и этот успех развить не удалось. В четвертый, завершающий день рыбалки — опять круглый ноль.
Надо сказать, что местные рыболовы щуку не особенно жалуют. Их любимая рыба — однозначно судак. Поэтому к рекомендациям «плыви вон туда, щуки наловишь мешок» не надо относиться с иронией (Чего сам-то не поплывешь и не наловишь?). Мы были согласны уже и на щуку, поэтому отправились на поиски знаменитой «щучьей канавы». Канаву-то нашли, но вот щуки (и любой другой рыбы) в ней не оказалось. Встреченный рыболов подтвердил: да, каждую осень, и в прошлом году тоже, ловили мешками. А в этом году — нет! То есть, совсем нет, буквально ни одной.
Это, на мой взгляд, дополняет загадочную картину с отсутствием рыбы в русле. Щука заметных миграций не совершает. Кроме того, та «щучья канава» совсем не похожа на путь миграции, например, леща: покатые бровки, мягкое дно, незначительные по местным меркам перепады глубин. Отличное место для нагула. Так где же рыба?
Мнение, что бель не торопится возвращаться с поливов из-за высокого уровня воды, мне кажется сомнительным. Самая массовая рыба Куйбышевского водохранилища — лещ. Готов признать, что какая-то часть стада леща может предпочесть глубины 3-7 м даже глубокой осенью. Но мне кажется бесспорным, что это будет меньшая часть. Основная же масса леща живет и кормится глубже. А где лещ, там будет и хищник. Надо искать леща. Причем не в русловых ямах, которые регулярно проверяются многими рыболовами, а в других местах: углублениях на поливах, протоках средней глубины, плавных свалах в основное русло. Этим следующей осенью и займемся.