Тепло разбило колею и основную рыбацкую тропу, так что путь предстоял нелегкий.
Шесть километров до третьего острова, которые обычно преодолеваю за час, сегодня дались лишь через полтора.
Третий Чандровский остров – место очень интересное.
Здесь занятный ход глубин.
У верхней части острова мелкая вода и ровное дно без значительных перепадов, зато у нижней – круговое течение и неплохая яма.
Окуни, впрочем, могут обнаружить себя как у верхней, так и у нижней части острова.
Окуня здесь полно, в основном мелкого и среднего, но в отдельные годы – и крупного.
Бурюсь сначала в верхней части острова, не в силах идти в нижнюю часть, где на прошлой неделе поклевывал крупный окунь.
Ловить начинаю на блесну, поклевок нет, меняю лунки, смещаюсь, ищу активного окуня, но все впустую. По бокам острова ощутимое течение, и под островами крутая бровка, у которой тоже случается обнаружить окуня. Решил здесь задержаться.
На блесны ловить было сложно. Течение постоянно вытягивало леску и не давало делать нормальную проводку. Поэтому начал играть блесной как мормышкой. Вот здесь и начались поклевки.
После первой лишился блесны. После второй выкинул на лед солидного окуня, граммов на 650. Следующий оказался 500-граммовый, третий – на 600. И только подумал, что попал на скопление крупных окуней, как после очередной поклевки обрыбился 50-граммовым мальцом, после двумя такими же.
Уже решил менять лунку, как попался ровненький 200-граммовый окунь. Все последующие семь окуней из этой лунки весили по 200-250 граммов.
После того как поклевки прекратились, поменял место, и снова – два окуня по 600, несколько мелких матросиков, и в конце – с пяток средненьких. Такая окуневая субординация была знакома с предыдущих рыбалок у подобных островов, и вообще на мелях.
Но обычно субординация была строгая – сначала попадался самый крупный окунь из стаи, потом мельче, мельче, мельче и в конце клевал совсем маленький окунь. Сегодня же субординация не соблюдалась, после крепких «капитанчиков» вдруг начинали ловиться «ефрейторы», а потом младший офицерский состав.
Читайте материал "Елики Заилийского Алатау"
После обеда течение порядком усилилось, очевидно, открыли шлюзы ГЭС. Всех окуней, видимо, сдуло потоком, да и блесна у дна не держалась. Пришлось идти к нижней части острова. Течение в яме, что за островом, хоть и имеется, но круговое и намного слабее, чем по бокам острова.
Как только опустил блесну ко дну, ее коротко и сильно прижало. Крупный окунь лег в снег у лунки, за ним второй, а дальше по сценарию – горстка мелких и средние. В последующих лунках картина была той же. Почему же окуни соблюдали такой порядок?
Возможно, окуни подходили к лунке в таком порядке. Это часто происходит по весеннему сезону, когда вся рыба не стоит на месте и довольно активно движется. Такой мощный ход самой разнообразной рыбы связан с ее перемещением на нерестилища, да и усилившееся течение дополнительно стимулирует к движению.
Во время ловли рыба подходит к лункам порционно, какое-то время ловится, скажем, плотва, затем густера, лещ… То же бывает и с размерами рыб. С окунями чаще всего наблюдается, как уже говорил, строгая субординация – от крупных к мелким.
Сейчас это было бы похоже на такую порционную смену, если бы между поклевками рыб разных поколений была более-менее продолжительная временная пауза. Паузы же не было, окуни клевали друг за другом, практически с каждой проводки.
Читайте материал "Наша национальная порода"
Много приходилось слушать и об окуневой командной работе. Когда окуни настороженно относятся к какому-то объекту (в этой роли может выступать и приманка), из стаи выходит разведчик, который пробует объект, а остальные члены окуневой команды наблюдают со стороны и в зависимости от реакции разведчика либо атакуют, либо теряют интерес.
Но не может быть, чтобы крупный окунь выступал в роли разведчика. В данном случае рыбы разных поколений явно соперничали друг с другом. Самым прытким, разумеется, оказывался крупный окунь. Однако почему за ним следовали поклевки самых маленьких окуней из стаи? Ведь по логике вещей более крупный 200-граммовый должен был оттеснить вездесущую мелочь, тем более что имела место конкуренция.
В ходе рыбалки родилась и третья версия. Приходилось не раз сталкиваться с «окуневым пирогом», когда разные по размерам окуни стояли в разных слоях воды. Например, мелкий у дна, крупный в полводы, и средний – под самым льдом. В этом случае расслоение было явно другое. Решил проверить.
В очередной лунке начал ловить у самого дна, тут же получил поклевку окуня весом более полукилограмма. Поклевка произошла сантиметрах в пяти от дна. Больше у дна поклевок не было, поднял приманку выше – тут же шквал поклевок. Окунь весь мелкий. Когда и здесь прекратились поклевки, поднял блесну еще выше, начали клевать средние окуни. А разгадка-то была простая. Крупный окунь ловился у самого дна, не выше 5-10 см от него, мелкий стоял на уровне 10-30 см от дна, а средний выше.
Читайте материал "Веселое глухозимье"
Рыбы, в принципе, было не очень-то и много, по меркам Волги, с удачной лунки удавалось в среднем вытащить от 7 до 10 окуней. Но окунь был равномерно расположен в водном пространстве и при этом был довольно активный. Однако в разных местах окуни стояли небольшими группками: по 2-4 крупных окуня у дна, по 2-3 мелких чуть выше, и 4-7 средних окуней еще выше.
Расположение окуней маленькими группками – явление по сезону обычное, но самое интересное – почему различного размера рыбы стояли на разных уровнях?
Об этом остается только догадываться.