Виновником такой тенденции я считаю зомбированное действие «сарафанного радио».
На самом деле нельзя отдать безусловного предпочтения ни искусственной приманке, ни насадке, ни наживке.
Те, кто большую часть времени посвящает именно спиннинговой ловле форели, держат в арсенале все типы приманок. Набор может быть самым разным, что зависит от того, насколько рыболов приспособился к ловле той или иной конкретной моделью.
Факторов успеха или неудачи настолько много, что изложить их на бумаге затруднительно, да и не имеет смысла. Каждый рыболов рано или поздно осваивает ловлю и создает под себя оптимальную снасть.
Здесь я хочу поделиться моими личными впечатлениями о ловле форели на воблеры, поскольку на заре «форелевой эры» на карповниках потратил достаточно времени на знакомство с этой занятной рыбой. Ловля практически всегда совмещалась с тестированием новых моделей приманок.
Повлияло и то, что мне давно хотелось половить на небольшие воблеры, а ловить голавликов и голавлишек душа не лежала.
Не вдаваясь в подробности своих размышлений и телодвижений, я пришел к очевидным для многих выводам. Я не претендую на то, что они правильные, но основываясь на них я теперь ловлю без особого риска остаться без улова.
В арсенале нужны все типы воблеров – плавающие, суспендеры и тонущие. Многие модели, в частности от Pontoon 21, у меня есть линейками с разным заглублением.
Начинал я с плавающего Crack Jack 38 F DR, и считаю его одним из самых удачных. Имеет смысл заменить тройники на одинарные крючки 6-го номера.
В периоды, когда форель становится явно более активной и начинает менять горизонты нахождения, она хорошо реагирует на более активную приманку.
В такие моменты я ставлю суспендер типа минноу, например, TD minnow SP от Daiwa, который хорош при твичинге. Более плавная игра у С 40 от Herakles, но мелкий твичинг тоже не помешает.
Для равномерной проводки по активной форели надежно работают Hypnose 38 F MDR, а если нужно более мелкая игра и несколько большее заглубление, то Mojarrilla 40 F DR. Если к последней модели добавить из того же ряда модели SR и MR, то можно смело идти на рыбалку.
Но, оказалось, что с ограниченным набором ловля может стать проигрышной лотереей, даже если все модели будут в полной гамме окрасок.
Ассортимент нужно расширить приманками с другой игрой и поведением при равномерной или рывковой проводке с разной амплитудой. Нужны воблеры, которые играют более плавно и размашисто. И, наоборот, с большей частотой, но меньшей амплитудой.
Поэтому я постепенно расширил ассортимент, всем известными чаббиками, а позднее – Roky 35, но исключительно темных окрасок.
Очень эффективными оказались чаббик фиолетового цвета, особенно в пасмурную погоду.
Некоторое время я недооценивал тонущие модели. Наверное, и на меня оказало влияние мнение экспертов относительно того, что такие модели созданы для течения. Оказалось, что это не совсем так.
Тонущие воблеры позволяют облавливать самые нижние придонные слои. В карповниках зацепов, как правило, не случается. Хотелось бы обратить внимание на новую для наших рыболовов модель от Herakles – Devil 40 мм.
Но самыми интересными оказались безлопастные тонущие модели, например, Waving Herakles. После заброса воблеру надо дать утонуть до выбранного горизонта и вести плавными взмахами, чередующимися со свободным падением. Чем-то такая анимация напоминает игру колебалкой со льда.
Для себя я сделал вывод, что при подборе воблера в первую очередь стоит обращать внимание на активность его игры и скорость заглубления.
Форель то берет приманку в самой активной фазе ее движения, то через секунду после остановки. Но, воблер с активной игрой может быстро заглубляться, а это может привести к потере рабочего горизонта. Вероятно, что это на клев и не повлияет, но у меня вызывает беспокойство.
Я просто не могу ловить, если не контролирую приманку. И это относится как к спиннингу, так и к поплавочной снасти.
Робкие эксперименты с окраской провели к тому, что прогнозы не сбываются. Я не нашел никакой прямой взаимосвязи между раскраской приманки, освещенностью, глубиной, погодой и активностью рыбы.
Единственный способ поиска приманки для конкретной ловли в данном месте и в данное время, это эмпирический подбор.
Меняешь воблеры с той или иной периодичностью, совмещая этот процесс с перемещением по водоему и сменой техники проводки. Занятно то, что далеко не всегда удается поймать одним и тем же приемом несколько рыб.
Справедливости ради, должен отметить, что тактика частой смены приманок и техники проводки не единственная эффективная.
В результате многочисленных наблюдений я пришел к выводу, что тактика монотонного забрасывания в одну и ту же точку, одного и того же воблера и одна и та же проводка, как правило, приносят положительный результат. Рано или поздно, форели это мельтешение надоедает и она нападает на воблер.
Я вообще подозреваю, что форель нападает на воблер или блесну не как на объект питания, а как на нежеланное существо в своем пространстве.
У меня был случай, когда я ловил щук на 110-й воблер, но на каждой проводке на тройнике висла некрупная форель. Она не хватала воблер, а била его и багрилась.
Далее мне бы хотелось акцентировать внимание на том, что форелевые пруды можно поделить на две категории по размерам. На водоемах с шириной 30-50 м комфортно ловить спинингом.
Если ширина водоема больше, то забросить легкую и объемную приманку, даже на тонкой монолеске, дальше 20-30 м, становится проблематичным.
А форель очень часто отходит от берега и устраивает котлы на середине пруда. Здесь на помощь приходит сбирулино.
В случае ловли на воблеры со сбирулино есть только один ньюанс. Подавляющее большинство московских рыболовов используют плавающие бомбарды.
Я прошел самообучение и плавающие бомбарды оставляю дома.
Начал я с классической плавающей модели с массой 20 г., но через пять минут обнаружил недостатки.
Оснастка не желала преодолеть рубеж в пятьдесят метров, потому что выбранная модель была пустотелой и плохо сбалансированной.
Оснастку быстро сносило волнением воды. Из-за провиса дрейфующей лески, поклевки не выглядели убедительными. Я не стал ставить более тяжелую бомбарду, а поменял плавающую модель на медленно тонущую, и все сразу же стало на свои места.
Сбирулино заглублялось, создавалось сопротивление дрейфу и снасть становилась управляемой.
Я ждал, когда медленно тонущее сбирулино потонет и начинал проводку, то есть через две-три-пять секунды после заброса.
Ближе к вечеру, когда форель начала клевала почти у дна, пришлось не только считать секунды заглубления оснастки, но и подбирать совсем другие модели воблеров-суспендеров. Кстати, пришлось и сбирулино поменять на более быстро тонущую модель.
Советую, после первого же заброса новой оснастки с тонущей моделью сбирулино на рабочую дистанцию, дождаться пока оно опустится до дна, и посчитать время, за которое это произошло. Тогда вы будете точно контролировать горизонт при дальнейших проводках в поисках горизонта с активной рыбой.
Поскольку я не специалист, то все разнообразие используемых приемов проводки воблера в паре со сбирулино сводилось к изменению горизонта проводки и ее скорости.
После того, как происходила поклевка, я делал несколько аналогичных проводок по тому же горизонту. Если поклевок больше не было, то я опускал оснастку на рабочий горизонт и делал проводки с изменением скорости.
Для этого после двух-трех медленных оборотов ручки катушки, я удилищем убыстрял проводку, выбирал катушкой слабину с паузой для того, чтобы сбирулино утонуло и повторял прием.
Чем-то такая техника близка к технике проводки легкой широкой колебалкой, с той разницей, что ускорение проводки приводит не к подъему приманки, а к ее заглублению. Если поклевок не было, то я просто менял воблер, с надеждой, что уж этот то все сделает за меня.
Однако, даже имея в запасе сотню приманок, может не хватить времени на их опробование, тем более, что очень легко в процессе экспериментирования пропустить выход рыбы.
Важно создать конструкцию оснастки, в которой сбирулино и приманка будут работать совместно, иначе проводки будут единообразными или приманка вовсе не будет работать.
А вот с удилищем, а тем более с катушкой, мне кажется, больших проблем нет. Лишь бы кончик удилища фиксировал поклевку.