Икра и рыба были дешевле, но за рыбой мы не на рынок приехали, а на рыбалку.
Вот про нее и расскажу.
А еще про туризм по родной стране.
Взрослая часть нашей компании, 4×4 (четверо «бывалых» и четверо «новичков»), была фанатично рыбацкой.
Шаг в сторону музея приравнивался к предательству самой идеи рыбалки, но на этот раз расширить кругозор упертым рыбакам помогла плохо предсказуемая погода полуострова.
В августе — сентябре на Камчатке может дунуть с северов холодом, нагнать с Охотского моря густого нелетного тумана, а с Тихого океана принести тропически влажное тепло или подогнать шторм с цунами, да такой, что носа не высунешь.
Ну, или колесо лопнет в сотне километров от аэропорта за три часа до вылета…
Наступать на одни и те же грабли нам надоело, и в привычку вошло прилетать за день-другой до рыбалки и улетать дня через два после ее окончания. Так мы открыли для себя Камчатку заново.
В этом году из-за Владимира Владимировича, первоклассника, сына наших друзей, мы попали на Камчатку в конце августа. Успели познакомиться с мошкой, понежиться в горячих термальных источниках, получили удовольствие от городского туризма на сопках вдоль океанского берега.
Некоторые из нас сходили в картинную галерею и посетили этнодеревню Авача Мей, выросшую на дальневосточном гектаре («мей» и «амто» по-корякски «привет» — Ред.). Всей компанией мы протряслись по ухабам камчатских направлений, громко именуемых статистикой «дорогами».
Ну что ж, поехали! Обо всем в беспорядке.
С точки зрения транспортной доступности Камчатка — это остров. Здесь абсолютно отсутствуют рельсовые дороги, а автомобильными, наполовину не соответствующими нормативным требованиям, богат только юг полуострова, где находятся сам Петропавловск-Камчатский и его город-спутник Елизово с международным аэропортом.
38 километров (и это не ошибка) федеральных трасс на почти 500 тысяч квадратных километров региона видны только в отчетах. Остальных дорог, покрытых асфальтом, и гравийных «направлений» в пересчете на душу оставшегося населения меньше одного километра. Зато каждый второй житель Камчатки имеет автомобиль.
Чаще всего это японский праворульный внедорожник, средний возраст которого… 21,4 года. Ну что же, поехали на чем есть.
Читайте материал "Купе до кавказских гор"
А поехали мы перед рыбалкой на лососевых на Тихий океан поискать тресковых и подергать окуней — для разминки. Морских, конечно же, весом от двух до четырех килограммов. Накопленный опыт мы пропивать не собираемся, а ценим, пользуемся им и делимся со всеми.
А КОГДА НА МОРЕ КАЧКА?
Качка на море-океане есть всегда, кроме ночевок в правильно выбранных капитаном бухтах. Раньше меня укачивало даже на надувном матрасе в бассейне. Решив, что натренировать можно все, я стала качаться на высоких качелях. Не как в детстве полдня, а 10–15 минут. И получилось!
Теперь я могу жить на лодке в океане по нескольку дней кряду. При выходе на сушу, конечно, штормит немного. Особенно любят раскачиваться раковины, когда наклоняешься над ними, чтобы умыться. Качаются дня три, не больше, потом проходит.
СНАСТИ. ЧТО БРАТЬ?
На океане вдоль берегов Камчатки при нас никто «джиггингом» или «поппингом» не страдал. Морских спиннингов и катушек, мощных и тяжелых, без доплаты в самолете никак не провезти ни бизнес-классом, ни тем паче экономом. Вообще «эконом» — это не про Камчатку. Видимо, сказывается отдаленность Европы, близость Японии, куда тоже, если ехать, то или с денежкой или лучше совсем никак. Вариант «рюкзак и палатка» из-за опыта многих лет и двух грыж в позвоночнике мною уже давно не рассматривается.
Читайте материал "Рюкзак - не пиджак, ошибёшься - хлопот не оберёшься"
На камчатских речках для всех видов лососевых-форелевых (а ловили мы кижуча, чавычу, гольцов, горбушу, кету и кумжу) из года в год отлично подходят блесны-вертушки Blu Fox всех размеров, но не всех расцветок.
Чаще ловится на серебристые лепестки с красным или розовым сердечником, можно утяжеленным. Но настоящий рыбак недоверчив, а в душе экспериментатор. У меня, например, был рекордный каменный окунь на старую дедову серебристую «ложку», а у друзей крупный кижуч охотно набрасывался на пилькер такого же цвета…
ЧТО НАДЕТЬ?
Три кита, основа основ правильной одежки и обувки на любой рыбалке — многослойность, непродуваемость и непромокаемость в разных слоях. А самое главное — не забывать перед вылетом посмотреть прогноз погоды. Поляризационные очки добавят и красок, и зрительных эмоций. Еще бы, можно видеть, что происходит под водой. Это реально круто!
КУДА СХОДИТЬ?
Перед поездкой на Камчатку Вовчику-первокласснику родителями была в красках и фото- видеовоспоминаниях расписана Долина гейзеров. Рыбалку на спиннинг он в свои семь полных лет уже давно знал и любил. А с Долиной, куда только вертолетом можно долететь, вышел облом. Очередной запрет на вылеты.
Что делать? Целый день в термальном горячем бассейне не просидишь, а энергию подрастающего поколения направлять надо, она сродни атомной, глаз да глаз за ней, как говорится, нужен.
МУЗЕЙ ВУЛКАНОВ «ВУЛКАНАРИУМ»
Очень стильная, современная и интересная экспозиция на первом этаже, вкусное фито-кафе на втором, а на выходе редкая возможность купить в подарок детям или внукам прекрасно изданные народные сказки ительменов, чукчей и коряков.
ЭТНОДЕРЕВНЯ АВАЧА МЕЙ
Понравилась всем, и взрослым, и Вовчику. Весьма оригинальное использование «дальневосточного гектара». Редкая возможность услышать горловое пение, поучиться национальным танцам чукчей и попробовать национальные пироги с иван-чаем.
ОБЗОРНАЯ ЭКСКУРСИЯ
С высоты смотровых площадок открылись нашим друзьям красóты Авачинской бухты в окружении «домашних» вулканов, сопки и корабли. Халактырский пляж с черным вулканическим песком манил ласковой волной. Что такое температура воды 14 градусов для семилетнего мальчишки? Пустяк!
И наш отважный первоклассник искупался в Тихом океане. Взрослые зябко кутались в теплые куртки и дрожали. Им за Вовчика было холодно…
Сейчас обо всем можно прочитать или все увидеть в интернете, но ласковые прикосновения к коже морского бриза, упругость песчаного берега, шепот ленивых волн и запахи ухи из котелка на костре вам никто не передаст никакими словами и видеороликами. Остановить мгновение, поймать ощущение реальности края земли русской, осознать, что именно здесь начинается Россия, сможете только вы сами, приехав на Камчатку.
РЫБАЛКА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ
Минуты счастья — это не про рыбалку. Пока клюет (или не клюет), рыбак счастлив постоянно, ежеминутно, ежечасно и круглосуточно. Так с нами и было два дня, которые не пролетели незаметно, а были вполне себе качественно засняты на камеру GoPro9 и смонтированы в 37-минутный фильм.
Читайте материал "Встреча с тайменем"
На лице капитана была заметна легкая, чуть снисходительная улыбка. Он знал, знал заранее нашу реакцию на стаю красавиц касаток, на оберегающих свой гарем ревущих сивучей, на флегматичных и осторожных нерп, на птичий базар на острых скалах, на каждого пойманного окуня, морского черта, палтуса, камбалу или треску.
Мы визжали от восторга, тыкали пальцами в горизонт, в небо и в воду, постоянно требовали сделать «еще одно фото с рыбой», но при этом не забывали переходить на режим «поймал — отпусти», когда капитан принимал решение, что рыбы «уже хватит».
ЛОВЛЯ ЛОСОСЕЙ
Осталось рассказать о самом главном. Это не вулканы, не экскурсии и не музеи, а речная ловля лососей, идущих на нерест. Это из-за нее люди летят восемь с лишним часов и проходят восемь часовых поясов.
С июня и до конца октября камчатские лососи возвращаются в реки, где они родились четыре или пять лет назад. Замыкая круг, они завершают свой жизненный путь по рекам и океанам, чтобы белковая сущность их тел трансформировалась и стала пищей для их мальков, вылупившихся из разного размера красных икринок.
Природа все «продумала» и связала в единую цепь. Рыбы хватит всем. И нерпам, которые караулят косяки лососей, замирающих около устья в ожидании прилива, и людям со спиннингами, и промысловикам на выделенных участках, соблюдающим «проходной» день.
Природа не смогла только просчитать глупость и жадность людей, которые многие годы давали разрешения дрифтерным флотам иностранных государств раскидывать многокилометровые сети вдоль берегов Камчатки и потакали браконьерам.
Местные жители рассказывали нам, что были годы, когда с океана по рекам в родные нерестовые озера не смогла зайти ни одна рыба. Через четыре года столько же лососей вернется на нерест…
Читайте материал "Поппер это джокер в коробке снастей"
А наша рыбалка всегда трудовая. Удача и восторг складываются из очень простых вещей. Про правильные приманки я уже написала, но надо еще знать, куда их забрасывать. Хорошо, если знаешь речку. А если нет?
Молитесь, чтобы вам достался толковый егерь-гид, хорошо знающий и реку, и повадки рыбы. Но и сами не расслабляйтесь. Запоминайте, анализируйте. Точность заброса? Да, нужна. Выдержка после заброса? Просто необходима. Приманке нужно время, чтобы опуститься, лососи стоят у дна. Очень часто берут приманку на падении.
Проводка? Тоже не последнее дело. Если блесна не будет играть или будет идти не на той глубине, где отстаивается рыба, то шанс на поклевку резко уменьшится. Зацепы и повисшие на ветвях дорогущие Blue Fox? 95 % из них будут спасены опытным и неленивым егерем-гидом.
Отличить мальчика от девочки? Полезный навык, и не только на рыбалке. Снять с крючка, не повредив рыбе жабры? Тонкая и ловкая работа. Всем туристам-рыбакам желаю хорошего егеря-гида в лодке...
В день отлета с базы ностальгия пряталась в суете сборов сумок и тубусов с удочками, выглянула в иллюминатор вертолета и проявилась немного растерянными и грустными лицами друзей. Неужели все закончилось?
Целую неделю (два дня на океане и пять дней на лососевой речке) мы ни разу не видели медицинских масок на лицах друзей и забыли, где лежат наши. Редко можно было услышать слово «ковид». Чаще звучали бередящие душу имена существительные: «сопки», «вулканы», «касатки», «сивучи», «нерпы», «лодка», «река», «океан», «кижуч», «икра» и… «спасибо».
Спасибо Камчатке за красоту природы, друзьям — за теплую и веселую компанию, встречающим нас людям — за профессионализм, вкусную еду и интересные рассказы.
ПОМОЩЬ ДРУГА
Вернулись в Петропавловск. В запасе два полных дня до отлета, и теперь-то уж Долина гейзеров от нас не уйдет. Ан нет, что-то раскупили, что-то отменили — никуда не летим. Ну да ладно, придется использовать запасной вариант, приберегли на такой случай.
Читайте материал "Когда чутьё не подвело"
Два года назад половина нашей команды поднималась на вулкан Мутновский с заездом на геотермальную электростанцию, расположенную на его противоположных отрогах. Прямо за станцией и находится Малая Долина гейзеров. Вот туда мы и решили съездить на машине. Детей обманывать нельзя, Вовчик должен увидеть обещанные гейзеры.
Я не просто так привела в начале цифры по количеству дорог на Камчатке. У нас после этой поездки сложилось твердое убеждение, что если на жителя Камчатки приходится меньше километра дорог, то на нас, туристов, дорог совсем не осталось.
Асфальт закончился очень быстро, а оставшиеся километров восемьдесят были каменистым пыльным «направлением». Турфирмы за поездку туда-обратно запросили по «десятке с носа». Немудреная операция умножения на 8 человек выдала результат 80 тысяч рублей, который стал последней каплей непротивления камчатским ценам.
Срочно требовалась «помощь друга», которая молниеносно материализовалась в виде самого популярного японского внедорожника, немного не дотягивающего до среднего возраста машин на полуострове (напомню, по статистике средний возраст машин на Камчатке 21,4 года).
Читайте материал "Газ-69: однажды на Первомай"
В итоге стоимость экскурсии обернулась днем абсолютной трезвости для Александра — единственного из семи взрослых в нашей компании, взявшего на рыбалку водительские права, а также вылилась в энное количество литров топлива в бак.
Еще мы подмаслили жизнь «ветерану Камчатки» парой литров синтетики да по-джентельменски помыли «проходимца» до блеска, прежде чем вернуть хозяйке. Снимаем шляпы, низкий поклон и огромное спасибо, Наташа!
В Малой Долине протекает речушка, все берега которой усеяны фумаролами и грязевыми котлами, а вот в распадок с гейзерами и облаками пара пришлось сначала спускаться с очень крутого склона, а потом еще и подниматься на другой не менее крутой склон. Конечная точка нашего маршрута напомнила дымящуюся чашу, где было намного теплее, но чуть выше лежал не растаявший за лето снег.
Набившие оскомину фразочки из интернета «я был ошарашен, шокирован» или «меня потрясло» ни у кого в тот момент не всплыли в памяти и абсолютно не ассоциировались с увиденным. Нет, ребята из сети, это совсем не так работает!
Ты замираешь, но не в шоке, и тебя не трясет, и ты не ошарашен. Просто в твоей голове вихрем проносятся красивые мысли о сопричастности к чему-то нерукотворному, великому, не имеющему отношения к человеку, существующему независимо от него, безгранично красивому и страшному, неукротимому и полезному одновременно.
Покажи нам кто-нибудь фотографии с Марса, мы бы не удивились. В тот момент мы были и там, и везде. Ведь что самое быстрое на свете? Мысль! И наши мысли было не догнать.
Читайте материал "Сочинение на тему осеннего сезона"
Хлебнув эмоций чашей, полной кипящих гейзеров, мы отъехали подальше от шума паровых струй и устроили пикник, пребывая в умиротворенном состоянии, любуясь вулканами, зелеными долинами и сопками, переваривая внутри себя не только камчатских крабов под белое, но и только что увиденную первозданную красоту планеты Земля.
И даже на вечно задорном и шкодливом лице Вовчика-первоклассника мелькнуло задумчивое выражение. Или мне показалось?