Вести с водоёмов

На минувшей неделе погода в столичном регионе была особенно суровой: морозы в течение срока усиливались, а к выходным дням вообще впервые в эту зиму достигли тридцати градусов. При этом на фоне медленного падения давления выпало немало снега, дул очень неприятный при сильном холоде ветер. Так что условия для рыбалки были крайне некомфортными, особенно на обширных водоемах, где сейчас, в глухозимье, только и можно рассчитывать на активное поведение хотя бы некрупной рыбы. Тем не менее, и в сложные и тяжелые периоды зимы всегда можно найти место с особыми условиями, что позволяет ловить ту или иную рыбу вполне продуктивно. Кроме того, и тактика рыболова на водоеме при плохом клеве значит очень много.

Если зимой надолго складываются очень суровые условия для рыбалки, то многие рыболовы предпочитают просто оставаться дома. Однако самые невыносливые и неугомонные все же выбираются на большие и проточные водохранилища, где рыба довольно активна даже в глухозимье и неплохо клюет, если рыболов в своей тактике ловли учитывает некоторые существенные моменты. Прежде всего, сейчас, когда стабильно и долго холодно, разная рыба все плотнее собирается на местах зимовок, которыми обычно служат русловые канавы или самые глубокие ямы с хорошим кислородным режимом – здесь вода в придонном слое почти всегда несколько теплее, потому что подогревается донным грунтом, и чем глубина больше, тем грунт теплее. Однако надо понимать, что если где-то рыбы собралось много, то широко в окрестностях от зимовальной ямы ее может не быть вовсе. Но большинство рыболовов поступает просто: идут от берега до глубокого участка, делают пару лунок наугад в любом месте, прикармливают их, устанавливают над ними палатку, прячутся в нее от холода и ждут клева – зачастую безрезультатно. В сложившихся условиях, пока у рыбы не началось весеннее брожение, чтобы попасть в стоянку леща, плотвы или окуня, надо очень большое везение. Но чтобы не зря мерзнуть там, где рыбы просто нет, следует вероятность этого везения попытаться повысить, для чего применить какой-либо портативный эхолот. Даже если прибор простейший, он хотя бы позволит промерить окрестные глубины и найти некую особенность на дне. И даже если рыба стоит вплотную к донному грунту, то сигналом к ее обнаружению станут постоянные колебания показания глубины на индикаторе чуть ли не на полметра, а то и больше, если рыбы очень много. Но обычно современные эхолоты весьма избирательны и чувствительны и способны слой рыбы у дна показать определенной символикой.
И вот когда рыба найдена, что уже вселяет надежду на ее клев, тогда можно обустраивать место для предстоящей рыбалки – и тут многое зависит от дальнейшего поведения рыболова. Прежде всего, не надо сразу кидать на дно и опорожнять там кормушку с прикормкой. Возможно, это вообще распугает рыбу или она быстро насытится и не будет в дальнейшем долго клевать. Вначале желательно определить степень активности рыбы, что делается с помощью снасти с мормышкой – тут станет видно, насколько быстро нападает рыба на приманку с мотылем или на чертика, на резвой или плавной игре она реагирует на движущийся объект. Если поклевка следует почти мгновенно, едва приманка попадает в поле зрения рыбы, то нужно или смело кормить, или не кормить вовсе, делая новые лунки и выбивая клюющую рыбу активной снастью, потому что в этой ситуации ловля с прикормки почти не даст преимуществ. Но в случае, если пробная ловля на мормышку потребует долгого высиживания у лунки каждой поклевки, то прикормка в месте, где определено наличие рыбы, и будет как раз призвана расшевелить активность подводных обитателей. И все равно, кормушку лучше выбрать минимальных размеров, чтобы подавать корм малыми порциями и иметь возможность следить за изменением реакции рыбы, а открывать кормушку лучше в паре метров от дна, даже если есть слабое течение. При наличии достаточного течения кормушку можно ставить на дно, не открывая, в паре метров выше рабочих лунок. В этом случае хороший эффект дает замороженный, а затем измельченный в кормушке мелкий мотыль – оттаивая на дне, он с потоком воды будет создавать далеко бьющий шлейф, по которому придет рыба.
В начале отчета были сказаны слова, что, кроме поиска рыбы на известном водоеме, в глухозимье можно искать и такие водоемы, где сложились особые условия для рыбалки. И основным фактором тут, конечно, является поведение уровня воды на водохранилищах, потому что именно на исходе зимы на многих водоемах начинают резко сбрасывать воду, что неизбежно усиливает течение и заставляет рыбу или просто много двигаться и кормиться, или вообще покидать места зимовок и выходить на относительно неглубокие места, где ловить гораздо проще.
Особенно ярко фактор сброса воды накануне весеннего половодья проявляется на водохранилищах Волжского каскада. Например, на Угличском водохранилище за пару прошедших недель уровень упал более чем на два метра и процесс сейчас продолжается, что создает усиленное течение. Наверное, поэтому, невзирая на суровые погодные условия, на данном водоеме в минувшие выходные дни отмечался очень хороший клев среднего и крупного окуня на мормышку и чертика. Рыба массово вышла на протяженный каменистый полив ниже устья р.Медведицы, где обнаруживала себя на глубинах 4-6 метров при наличии здесь слабого течения. Вместе с полосатым хищником попадалось немало мерной густеры и плотвы. Однако не только окунем пробавлялись рыболовы – нашлось немало любителей охоты на судака и берша по свалам в русло Волги с тяжелыми оснастками, потому что эти хищники также явно активизировались с усилением течения и с началом подвижек в стане их потенциального корма. Попадались судаки под два килограмма весом, да и берши тоже отличались неплохим размером. Хищников ловили в основном на снасти с грузилом и поводком или просто с тяжелой мормышкой, на которых крючки наживляли главным образом мелкой рыбешкой тюлькой, невероятно расплодившейся за последние годы в данном водоеме.
С началом февраля и на Рузском водохранилище стал заметно снижаться уровень воды, впрочем, не так интенсивно, как на волжских водоемах. Такой медленный сброс не ведет к уходу рыбы на поливы, но хорошо стимулирует ее активность на местах зимовок в русловых канавах. Так, и на прошедшей неделе немало рыболовов весьма продуктивно ловили крупного подлещика и леща на глубинах 11-14 метров в районе Овсяников. Однако дела шли хорошо только у тех из них, которые, не жалея времени и сил, тщательно исследовали акваторию с целью отыскания естественного скопления рыбы, потому что прикормка сейчас служит лишь цели активизации клева, если она умело подана, но никак не способна подтянуть рыбу издалека к прикормленным лункам. Поэтому, наверное, среди успешно ловящих было и много таких рыболовов, которые поставили палатки наугад, сиднем в них просидели и практически ничего не поймали. Тут можно сделать только один вывод: чем пассивнее рыба в глухозимье и чем больше на нее влияют зачастую неблагоприятные внешние факторы, тем активнее должен быть сам рыболов, чтобы наверняка определиться и с местом рыбалки, и с тем объектом, который в данный период наиболее перспективно ловить.
Трудной рыбалка стала на глубокой и очень рыбной р.Пахре, протекающей в ближнем Подмосковье. Река подпружена парой плотин, работа которых, конечно, влияет на уровень воды и поведение рыбы. Так вот, когда сильные морозы только начались, а воды в реке было еще много, то течение сохранялось усиленным, а рыба много двигалась, кормилась и активно клевала, причем попадалось много крупных плотвы, окуня и леща. Успешно рыбу ловили как под с.Ям, что выше плотины у Съяново, так и ниже плотины – на глубоких ямах под Куприянихой и под Григорчиково. Теперь же земля сильно промерзла, воды в реку поступает очень мало, поэтому уровень в ней упал чуть ли не на полтора метра, судя по тому, как повис лед у берегов. Проточность резко снизилась, рыба встала в самых глубоких местах и почти не клюет – редких поклевок некрупных плотвы, окуней и густеры удается добиться лишь на игру с предельно мелкими мормышками или чертиками, подолгу работая снастью на каждой лунке, что весьма непросто, поскольку леска постоянно примерзает. Однако на активизацию рыбы все же можно рассчитывать в ближайшее время из-за грядущего скоро потепления.
Вполне весомые уловы на минувшей неделе в отдельные дни складывались у рыболовов, хорошо владеющих ловлей на мормышку, на омутах ряда малых рек. Тут положительным фактором стало значительное увеличение толщины льда из-за аномальных морозов на мелководных участках таких речек, что вызвало уход отсюда всей рыбы и плотное ее скопление в любых даже малых ямках, где из одной лунки можно друг за другом поймать и плотву, и окуня, и голавля, и ерша, и ельца, и пескаря. Такая рыбалка была характерна для р.Рожайки в «Лесных Полянах» и около домов отдыха «Подмосковье» и «Бор». Таким же образом ловили на р.Осетр выше и ниже плотины в Ливадии и на омутах в районе Лошатовки. Перспективна в этом смысле и р.Лопасня под с.Хатунь.
И большая река Ока не подводит в морозные февральские дни, если не лениться и целенаправленно отыскивать стоянки разной рыбы. К примеру, под Каширой устойчивый клев мерной белоглазки и густеры сохранялся на очень глубоком плесе под местной ГРЭС, но опять же не везде, а только в тех зонах, где есть умеренное или среднее по силе течение. Там, где проточность совсем слабая, клев практически отсутствует. Пришлось немало потратить времени и усиленно поработать ледобуром, чтобы найти рыбу, и на другом интересном участке Оки, свободном от торосов – от моста через реку до Рыбацкой Слободы. В итоге, и здесь плотные стоянки «белой» рыбы удалось с помощью эхолота найти буквально по центру русловой канавы, где течение весьма бодрое, а глубина составляет 7-9 метров.